Цель:
- познакомить детей с особенностями профессии психолога;
- сформировать умение психологической поддержки.
План.
- Приветствие.
- Цвет настроения
- Мини-лекция “Профессия психолога”.
- Упражнение “Поддержка”.
- “Ты все равно молодец, потому что…”.
- Обратная связь.
Содержание
1. Приветствие.
2. Цвет настроения.
Цель: Снятие напряжения, создание у учеников мотивации на самопознание.
Все ребята по очереди называют цвет своего настроения, соответствующего сегодняшнему дню.
3. Мини-лекция “Профессия психолога”.
Психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
История профессии
Становление науки психологии однозначным назвать нельзя. Она сформировалась из глубин таких наук, как астрономия, философия, различных оккультных наук. Первыми представителями “целителей душ” можно назвать знахарей, колдунов, шаманов. По крайней мере, положительный эффект от их “лечения” происходил, в большей степени, от силы внушения, чем от применения лечебных средств. И только в XVIII веке были предприняты первые попытки развенчать предрассудки и научно обосновать их влияние на человека. Годом становления психологии считается 1879 г., когда В.Вундт основал лабораторию экспериментальной психологии.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.
Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.
Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям).
Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.
Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология и психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.
В какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на пять основных видов деятельности:
1) психологическая профилактика (способствование развитию психологической культуры, формирование желания познавать себя и уметь решать сложные ситуации общения).
2) психологическая диагностика (выявление индивидуально-психологических особенностей, отношений личности и специфики группового взаимодействия).
3) психологическая коррекция (воздействие психолога на внутренний мир клиента с целью раскрытия его резервов для решения психологической проблемы).
4) психологическое развитие (формирование новых психологических качеств, свойств личности позволяющих клиенту развиваться в выбранном им направлении).
5) психологическое консультирование (создание условий для понимания человеком самого себя и значимых других, для принятия решений о том, что делать и как к этому относиться).
Личностные качества психолога:
- высокая степень личной ответственности;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- любознательность и обучаемость;
- способность к самоконтролю.
- инициативность;
- целеустремленность, настойчивость;
- интуиция, умение прогнозировать события;
- эрудированность и др.
Области применения профессиональных знаний:
- социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
- учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
- медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
- психотерапевтические, психологические консультативные службы;
- предприятия, фирмы;
- правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
- работа на телефоне доверия;
- работа в МЧС, службах спасения;
- военные организации.
Экзамены при поступлении в ВУЗ.
- Математика.
- Русский язык.
- Биология (профильный).
Специализации.
- Клинический психолог.
- Юридический психолог.
- Психолог-консультант.
- Семейный психолог.
- Конфликтология.
- Социальный психолог, менеджмент.
Учебные заведения, обучающие данной профессии.
Профессию психолога можно получить в высших учебных заведениях.
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 17234, Москва, Ленинские горы. Тел. 939-54-41.
- Московский педагогический государственный университет. 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11.
- Московский городской педагогический университет. Москва, проезд 2-й Сельскохозяйственный, 4. Тел. 181-77-21, 212-14-36.
- Московский городской психолого-педагогический университет. Москва, ул. Б. Никитская, 16. Тел. 229-89-88.
- Московский государственный открытый педагогический институт. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-03-31, 227-20-53.
- Московский педагогический университет. 107846, Москва, ул. Радио, 10 А. Тел. 261-02-87, 261-22-28.
Близкие профессии.
- Дефектолог.
- Логопед.
- Социальный педагог.
- Коррекционный педагог.
- Психиатр.
- Психотерапевт.
Быть психологом.
Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать человека таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение. Быть психологом – значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее.
1. Упражнение “Поддержка”
Цель: дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.
Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении тех же, что и в предыдущем упражнении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем рассказывает о своей проблеме следующему участнику, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.
2. Упражнение “Ты все равно молодец, потому что…”
Цель: сформировать умение психологической поддержки
Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: “Все равно ты молодец, потому что...”, находя при этом то, реально положительное, что есть в проблемной ситуации.
3. Обратная связь.
Список литературы.
Романова Е.С. “99 профессий. Психологический анализ и профессиограммы”. Учебное пособие. - Изд-во Питер, 2008.