Цель урока: повторить знания о лесе, полученные на прошлых уроках, отработать понятие “ярусность”, расширить и углубить представление учащихся о природной зоне лесов, животных леса, привлечь к изучению природы, воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе
Ход урока
I. Организационный момент
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
- Как вы догадались?
II. Повторение пройденного материала
Давайте вспомним материал прошлого урока. Презентация
Слайд № 1 (Так мы увидим лес с самолета)
Слайд № 2 (В этом лесу мы наслаждаемся красотой и отдыхаем)
Слайд № 3 (Так изображена лесная зона на карте)
1 ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Эта природная зона самая большая по площади. Мы видим, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, есть смешанные леса – обозначены тоже зеленым цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее. Между зоной тундры и зоны лесов имеется промежуток, закрашенный темным зеленым цветом - это лесотундра. Между зоной степей и зоной лесов располагаются лесостепи. Этот участок закрашен зеленовато- желтым цветом.
Учитель: Мы с вами будем говорить о смешанных лесах. Как вы думаете почему?
2 ученик: Мы будем говорить о смешанных лесах, потому что с ними связаны первые шаги истории Руси. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и к югу.
- Мы с вами повторили расположение лесов на карте. Какие три части мы выделили в лесной зоне?
Слайд № 4
Учитель: Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи: ты же видишь мы свои.
Слайд № 5 (Звучат голоса птиц)
- Где так птицы поют заливаются?
Учитель: Лес – дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как и наши дома - тоже многоэтажные.
- Как называются этажи леса? Сколько их?
- Какой ярус самый высокий? (Дуб, береза, ель, клен)
- Второй? (Рябина, ольха, осина)
- Третий? (Кустарники - орешник, жимолость, малина)
- Четвертый? (Травы)
- Пятый? (Почва со всеми населяющими её живыми организмами)
III. Работа с новым материалом
Рассказ Ю. Дмитриева (в сокращении)
Один художник решил нарисовать лес
- Что такое лес? – размышлял он. - Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили вседеревья.
- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
- Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.
- Давайте и мы заселим этажи леса. Каких животных мы сможем здесь поселить.
- В природе все взаимосвязано. У птиц и зверей в лесу есть свои этажи.
- Мышки, кроты, землеройки живут в корнях - в самом низу.
- Соловьи, тетерева вьют свои гнезда прямо на земле.
- Дрозды устраивают гнезда повыше, на кустарниках.
- Дятлы, синицы, совы живут в дуплах деревьев.
- На самом верху селятся хищники: ястребы, орлы.
- Кого еще можно поселить в нашем лесу?
- Сейчас с некоторыми из них мы с вами познакомимся
IV. Интерактивная игра “Я познаю мир. Кто живет в лесу”
1 ученик: 7. Лиса Лисица очень хорошо приспосабливается к окружающей среде. Она обитает в лесах, но также может освоить и ближайшие окрестности деревень, сел, и даже городов. Зимой часто выходит к человеческому жилью, особенно в сельской местности.
Лисица – всеядное животное. Она питается млекопитающими, птицами, не пренебрегают лесными плодами и ягодами. Но основная ее пища - мыши. Для вывода потомства лисицы роют норы в земле или занимают старые барсучьи жилища. В апреле на свет появляются 4-6 щенков (лисят). Сначала они серые, покрыты бурым пухом, а рыжими их шубки становятся только спустя 4-6 недель.
2 ученик: 9 Белка Белок можно увидеть в хвойных и лиственных лесах, парках и садах. Они стремительно носятся по стволам деревьев и совершают просто головокружительные прыжки с ветки на ветку. К человеку они иногда так доверчивы, что охотно принимают угощение из рук.
Кроме растительной пищи, практически все белки охотно поедают насекомых, мелких грызунов, яйца птиц и даже самих птенцов. Белки очень предусмотрительны: еще осенью они запасают в дуплах, под корнями деревьев и в других укромных местах различный корм, которым охотно лакомятся зимой.
3 ученик: 13 Ёж. Ёж любит лиственные и смешанные леса с густым подлеском, лесные опушки, засеянные поля, а также плодовые сады, рощи и парки. Он довольно пуглив, активен в вечерних сумерках и ночью. С ноября по апрель погружен в спячку.
Ежи всеядны, но предпочитают в своём рационе насекомых: личинок комаров, долгоножек, различных жуков и жужелиц. Свою пищу они поедают довольно шумно, с громким сопеньем и причмокиванием.
Маленькие ежата появляются на свет совершенно слепыми и голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов после рождения у них появляются белые и темные (сначала мягкие) иголки.
4 ученик: 14 Кабан. Кабан живет в самых разнообразных местах - от хвойной тайги до тропических лесов – и в основном там, где для него есть хорошее укрытие: в лиственных и смешанных лесах, лугах и полях, в еловых чащах и болотах. Для ухода за кожей ему необходимы грязевые ванны.
Кабаны всеядны, но особенно любят коренья, лесные плоды, личинок насекомых, улиток и дождевых червей. Зимой добывают из-под снега плоды фруктовых деревьев, ягоды и семена.
Кабан – очень пугливый зверь и при малейшей опасности тотчас обращается в бегство. Но старые секачи и самки могут быть очень агрессивными. Так что никогда не следует приближаться близко к кабанам или их детёнышам.
5 ученик: 15 Енот-полоскун. Для енота полоскуна наиболее благоприятны смешанные леса со старыми дуплистыми деревьями, которые расположены около водоемов и болот. Ему не мешает близость населенных пунктов. Свои жилища он делает в дуплах, иногда в собственных или чужих норах и даже в кучах хвороста.
Енот питается насекомыми, улитками, червями, мышами, лягушками, всевозможными плодами, лесными ягодами, грибами и орехами.
Передние лапы у енота сильные и ловкие, и пользуется он ими так же уверенно и свободно, как мы своими руками. Полоскуном его прозвали за чисто человеческую привычку: перед тем как съесть пищу, он тщательно полощет её в воде.
6 ученик: 11 Лягушка травянистая. Травяная лягушка активна ночью и любят передвигаться в темноте. Днем, в теплое время года, она прячется во влажных местах: под камнями или на сырых участках леса, парков или садов.
Кормом лягушкам служат насекомые, различные мелкие наземные животные и слизни.
У самцов травяных лягушек есть пара внутренних звуковых пузырей, которые не раздуваются. С их помощью во время периода размножения они издают тихие приглушённые звуки, похожие на ворчание.
7 ученик: 3 Ящерица. Ящериц можно увидеть в сухих и теплых.
Это могут быть луга и опушки леса, овещенные солнцем камни, стены, и заборы в садах, а также откосы шоссе и насыпи железных дорог.
Питаются ящерицы в основном жуками, гусеницами, кузнечиками, червями, пауками и прочими мелкими беспозвоночными.
Ящерицы любят принимать солнечные ванны на камнях, поленницах дров и на заборах. Солнце им необходимо для того, чтобы поддерживать определенную температуру тела. Яйца, которые они закапывают в песок, “высиживаются” также с помощью солнечного тепла.
V. Подведение итога урока.
Слайд № 6
- Какие вопросы мы будем решать на следующем уроке?
- На следующем уроке мы с вами побываем в роли исследователей и постараемся выяснить экологические проблемы в зоне лесов.
1 ученик: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, поэтому ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Эта природная зона самая большая по площади. Мы видим, что в этой природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, есть смешанные леса – обозначены тоже зеленым цветом, но светлее, третья часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее. Между зоной тундры и зоны лесов имеется промежуток, закрашенный темным зеленым цветом - это лесотундра. Между зоной степей и зоной лесов располагаются лесостепи. Этот участок закрашен зеленовато-желтым цветом.
1 ученик: 7. Лиса Лисица очень хорошо приспосабливается к окружающей среде. Она обитает в лесах, но также может освоить и ближайшие окрестности деревень, сел, и даже городов. Зимой часто выходит к человеческому жилью, особенно в сельской местности.
Лисица – всеядное животное. Она питается млекопитающими, птицами, не пренебрегают лесными плодами и ягодами. Но основная ее пища - мыши. Для вывода потомства лисицы роют норы в земле или занимают старые барсучьи жилища. В апреле на свет появляются 4-6 щенков (лисят). Сначала они серые, покрыты бурым пухом, а рыжими их шубки становятся только спустя 4-6 недель
2 ученик: 9 Белка Белок можно увидеть в хвойных и лиственных лесах, парках и садах. Они стремительно носятся по стволам деревьев и совершают просто головокружительные прыжки с ветки на ветку. К человеку они иногда так доверчивы, что охотно принимают угощение из рук. Кроме растительной пищи, практически все белки охотно поедают насекомых, мелких грызунов, яйца птиц и даже самих птенцов. Белки очень предусмотрительны: еще осенью они запасают в дуплах, под корнями деревьев и в других укромных местах различный корм, которым охотно лакомятся зимой.
3 ученик: 13 Ёж. Ёж любит лиственные и смешанные леса с густым подлеском, лесные опушки, засеянные поля, а также плодовые сады, рощи и парки. Он довольно пуглив, активен в вечерних сумерках и ночью. С ноября по апрель погружен в спячку.
Ежи всеядны, но предпочитают в своём рационе насекомых: личинок комаров, долгоножек, различных жуков и жужелиц. Свою пищу они поедают довольно шумно, с громким сопеньем и причмокиванием.
Маленькие ежата появляются на свет совершенно слепыми и голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов после рождения у них появляются белые и темные (сначала мягкие) иголки.
4 ученик: 14 Кабан. Кабан живет в самых разнообразных местах- от хвойной тайги до тропических лесов – и в основном там, где для него есть хорошее укрытие: в лиственных и смешанных лесах, лугах и полях, в еловых чащах и болотах. Для ухода за кожей ему необходимы грязевые ванны.
Кабаны всеядны, но особенно любят коренья, лесные плоды, личинок насекомых, улиток и дождевых червей. Зимой добывают из-под снега плоды фруктовых деревьев, ягоды и семена.
Кабан – очень пугливый зверь и при малейшей опасности тотчас обращается в бегство. Но старые секачи и самки могут быть очень агрессивными. Так что никогда не следует приближаться близко к кабанам или их детёнышам.
5 ученик: 15 Енот-полоскун. Для енота полоскуна наиболее благоприятны смешанные леса со старыми дуплистыми деревьями, которые расположены около водоемов и болот. Ему не мешает близость населенных пунктов. Свои жилища он делает в дуплах, иногда в собственных или чужих норах и даже в кучах хвороста.
Енот питается насекомыми, улитками, червями, мышами, лягушками, всевозможными плодами, лесными ягодами, грибами и орехами.
Передние лапы у енота сильные и ловкие, и пользуется он ими так же уверенно и свободно, как мы своими руками. Полоскуном его прозвали за чисто человеческую привычку: перед тем как съесть пищу, он тщательно полощет её в воде.
6 ученик: 11 Лягушка травянистая. Травяная лягушка активна ночью и любят передвигаться в темноте. Днем, в теплое время года, она прячется во влажных местах: под камнями или на сырых участках леса, парков или садов.
Кормом лягушкам служат насекомые, различные мелкие наземные животные и слизни.
У самцов травяных лягушек есть пара внутренних звуковых пузырей, которые не раздуваются. С их помощью во время периода размножения они издают тихие приглушённые звуки, похожие на ворчание.
7 ученик: 3 Ящерица. Ящериц можно увидеть в сухих и теплых.
Это могут быть луга и опушки леса, овещенные солнцем камни, стены, и заборы в садах, а также откосы шоссе и насыпи железных дорог.
Питаются ящерицы в основном жуками, гусеницами, кузнечиками, червями, пауками и прочими мелкими беспозвоночными.
Ящерицы любят принимать солнечные ванны на камнях, поленницах дров и на заборах. Солнце им необходимо для того, чтобы поддерживать определенную температуру тела. Яйца, которые они закапывают в песок, “высиживаются” также с помощью солнечного тепла.