Цели урока:
образовательные: формирование знаний о разных способах решения логарифмических уравнений, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ; подготовка к экзаменам;
развивающие: развитие умений наблюдать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, развитие математической речи; формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитательные: воспитание ответственного отношения к учебному труду, внимательного восприятия материала на уроке, аккуратности ведения записей.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование и материалы для проведения урока.
- Мультимедийный проектор, экран.
- Карточки с заданиями, листы для записи ответов.
- Плакат с девизом урока.
Программное обеспечение : презентация Power Point. (Приложение)
Формы работы с учащимися : коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Дежурные докладывают о выполнении домашнего задания.
Вступительное слово учителя (Слайд 2). Когда-то великий ученый Альберт Эйнштейн, сказал: “Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”. Вот и мы сегодня для себя и определяем особую важность нашего урока, так как будем заниматься изучением методов решения логарифмических уравнений. (Учащимся сообщается тема, цели, структура урока; учащиеся готовят тетради к работе)
А девизом урока будут слова “Чем больше я знаю, тем больше я умею”. (Вывешивается на доске). Будем внимательны и активны.
А помогут нам в решении уравнений ранее изученные определение логарифма, свойства логарифмов и логарифмической функции.
II. Актуализация опорных знаний.
1. “Подумай и ответь”. (Фронтальная работа с классом по вопросам. Слайд 3)
- Дайте определение логарифма.
- Дайте определение логарифмической функции.
- Перечислить основные свойства логарифмической.
- Как расположены графики логарифмической и показательной функций, имеющих одинаковые основания?
2. “Проверь себя”. (Устные упражнения. Работа в парах)
Учащиеся получают карточки с заданиями
Учащимся предлагается выполнить устные упражнения, записывая на отдельном листе только ответы. По окончании сверяются с ответами на экране (Слайд 4). Листы сдаются учителю.
Обращается внимание учащихся , что в упражнения включены задания из части В КИМов по подготовке к ЕГЭ.
Задания для карточек
1) Вычислить:
а) log4104 – log4 6,5
б) 2 log216 – 3 log3 81
в) 36 log13
г) log3 log3 log327
2) Укажите неверное равенство:
а) log464=3
б) log20,25=–2
в) log0,70,7=1
г) lg 100000 = 6.
3) Какие из перечисленных функций являются возрастающими , какие убывающими?
4) Найти область определения функций:
а) у= log 0,2 (-х) ; б) у = log 3 х; в) у = log 5 (х-3)
III. Изучение нового материала (лекционным методом).
(В процессе изложения материала учащимися фиксируются в тетрадях все решения уравнений)
Сначала дается определение логарифмического уравнения.
(Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма). А теперь давайте рассмотрим какими приемами и методами можно решать логарифмические уравнения.
Давайте решим уравнение logа х = b. Данное уравнение считается простейшим. Уравнения такого вида решаются по определению. log а х = b <==> а = х
Пример 1. Решить уравнение: log (2x+1) = - 2
Пример 2. Решите уравнение: lg (х2-3х+1) = lg (2х-3).
Пример 3. Решить уравнение: 2+ 6 log x = log (6х+ 18)
Пример 4. Решить уравнение log х + log х - 6 =0.
После рассмотрения всех решений задаются вопросы классу (Cлайд 9): Какие же методы решения логарифмических уравнений мы рассмотрели? Какие решения понравились и были наиболее интересными?
IV. Закрепление изученного материала.
Для закрепления учащимся предлагается выполнить задания из учебника № 514 (г), № 519 (в), № 520 (г). Работа строится следующим образом : 2 сильных ученика выполняют задания на обратной стороне доски, все остальные работают на местах. Со слабыми учащимися работает учитель. После выполнения проводится анализ решения, сверяются ответы.
№ 514 (г). Решить уравнение: log(3- х ) =0
№ 519 (в). Решить уравнение: lg (х2+2х -7) - lg (х-1) = 0
№ 520 (г). Решить уравнение: log3 х - 2 log3 х - 3 =0.
V. Итог урока. Обобщаются результаты выполнения заданий. С учетом все видов работы на уроке выставляются оценки. Учитель обращает внимание на то, что правильному применению методов решения можно научиться только на различных примерах. И на следующих уроках будут рассмотрены более сложные уравнения.
Рефлексия (учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы). Cлайд 10
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | |
Урок для меня показался | коротким / длинным | |
За урок я | не устал / устал | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен интересен / не интересен |
V I. Домашнее задание. (Cлайд 11).Учебник п. 39.
№ 514 (а), 515 (а), 518(а), 520 (в) Дополнительно для сильных учащихся № 523 (а).
Используемая литература при подготовке к уроку
- Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2006.
- Материалы курса “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики”, лекции 5-8. автор П.В. Чулков .-М., Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.
- ЕГЭ 2010. Математика. Типовые тестовые задания / под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010.