Опорный конспект как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Биология


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий – познавательную активность – ученик.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов, а может и регрессировать. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его обращения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника. Успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность, поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чемуучит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Поэтому перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые бы помогли активизировать познавательную деятельность, раскрыть индивидуальность ученика, помочь ей проявиться, поставить его в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности и создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.

Считаю, одним из таких методов работы является организация учебного процесса с использования опорных конспектов. Cуществует уже известная методика работы с опорными конспектами (ОК), созданная В.Ф. Шаталовым и апробированная, дополненная многими учителями, его последователями. Но даже самая известная методика в конкретной практике каждого учителя должна превращаться в процесс творчества, а сегодня творческий поиск учителя не только возможен, но и необходим: нельзя ждать от ученых и методистов, чтобы они разработали все возможные варианты каждого урока по всем учебным программам. Их надо искать, изобретать, отшлифовывать. Однако не упускать в этом важном процессе главного: каждый ученик должен получить обязательный минимум знаний, определенной программой курс а.

Составленные мной опорные конспекты позволяют мне удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Причем неотъемлемой частью каждого ОК является рефлексия, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Необходимость составления ОК была обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Виды опор также разные, но общий принцип составления таков, чтобы даже слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, поэтому считаю перед ним должна быть опора. ОКа способствуют лучшему усвоению материала, позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить, грамотно и точно излагать при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, а сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.

Новизна заключается в следующем: в опорных конспектах разработана система учебной деятельности учащихся, обеспечивающая оптимальную активность на уроке для каждого ученика и сохраняющая здоровье учащихся.

Опорный конспект состоит из трех блоков. Первый блок представляет собой лист с рисунками, схемами, терминами, таблицами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. Для их составления использованы различные методические приемы, например рисуночное, или пиктографическое письмо – один из древних способов передачи знаний. В настоящее время в процессе обучения оно используется редко. Однако при его применении учащиеся хорошо усваивают и могут почти дословно пересказать проработанный на уроке материал. Рисунки-сигналы стараюсь делать простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить в тетрадях и при этом не требовалось специальное умение рисовать. Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в первом блоке опорного конспекта и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя – добиться, чтобы каждый ученик усвоил эту часть конспекта. После объяснения материала всему классу предоставляется возможность зарисовать в тетрадь только наиболее значимую часть опорного конспекта, которую они должны усвоить по данной теме.

Однако перед учителем стоит задача не столько « загрузить» ученика определенной информацией, сколько научить его эту информацию перерабатывать, адаптировать, систематизировать, анализировать и т. д., поэтому во втором блоке ОК содержится весь необходимый материал для закрепления и более глубокого осмысления изученного материала. Это разнообразные тесты, биологические диктанты, задачи, загадки, стихотворения, содержательные вопросы, игровые задания, кроссворды разного уровня сложности, что позволят учителю дифференцированно подходить к преподаванию предмета,а смена на уроке разнообразных видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активности позволяет избежать переутомления на уроке и сохранить здоровье школьников.

Последние два задания составляют третий блок ОК. Это дифференцированная домашняя работа, которая рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Творческие и исследовательские задания позволяют раскрыть личностные возможности учащихся и рассмотреть в каждом из их них достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив. Как говорил один поэт:

“Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,
А сбоку посмотри, – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, – в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть”.

Опорные конспекты составлены в соответствии с календарным планированием и содержат все необходимые материалы для работы с учащимися. Надеюсь, ОК станут надежным помощником для учителя, сэкономят его силы и время, а также помогут сделать уроки интересными, насыщенными и разнообразными.

В настоящей работе представлены лишь фрагменты опорных конспектов, но разработаны ОК на весь курс биологии, которыми я могу охотно поделиться.