Тема урока: "Прописная буква в именах собственных". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: усвоить правила правописания большой буквы в именах собственных, сформировать общий прием умственных действий для правописания большой буквы в именах собственных, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедиа, фотоиллюстрация с видом г. Уфы.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологического комфорта.

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

– Желаю вам успехов на уроке.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

М ы У э л Ю К Л

– Что интересного заметили? Какие задания можно выполнить?

а) Минутка чистописания.

Задание: красиво и аккуратно записать буквы, разделив их по написанию – на строчные и заглавные: ы э л М У Ю К.

– Для чего нужны большие буквы?

3. Постановка учебной задачи.

– Послушайте стихотворение Е.Измайловой:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города…
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой – уважения знак.

– Какое важное дело поручено заглавной букве?
– Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?

Эти слова называются именами собственными.

– Какая тема нашего урока? Чему будем учиться?

4. Практические задания.

а) Работа по учебнику: упр. [шар ик] [пушок] [роза] [м ишка]

– Подумайте, что может называть каждое из этих слов?
– Будем записывать слова парами, чтобы было понятно, что оно называет: предмет, кличку животного или имя человека. (Комментированное письмо: по очереди учащиеся выполняют работу на доске, остальные – в тетрадях.)

шарик – Шарик
пушок – Пушок
мишка – Мишка
роза – Роза

Вывод: Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.

Физкультминутка.

б) Списать с доски, исправив ошибку.

Собаке шарику подарили Шарик.

Проверка: взаимопроверка.

в) Дописать предложения.

Я живу в городе…(Уфе). Мой город стоит на реке…(Белой). Я люблю свой город! (Фотоиллюстрация.)

Воспитательный момент: каждому человеку дорог свой родной край.

Проверка: сверка с записью на доске.

Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.

Физкультминутка.

5. Проверка усвоения.

– Прочитайте слова.

Данил. Лес. Билет. Петров. Книга. Барсик. Лошадь. Башкортостан. Москва. Агидель. Поле. Улица.

Задание по вариантам: 1-й вариант. Выписать слова, которые всегда пишутся только с большой буквы. 2-й вариант. Выписать слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы в зависимости от места слова в предложении.

Проверка: фронтальная.

6. Обобщение.

– Чему учились на уроке?

Игра “Какую букву нужно выбрать?”

Возвращалась под вечер с (п, П)оля (п. П)оля,
Потеряла (с, С)ережку (п, П)оля,
Ту (с, С)ережку нашел (с, С)ережка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя (с, С)ережка!

7. Оценивание.

– Молодцы! Вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему. Спасибо за урок.

8. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему “Мой любимый город”.