Цели: усвоить правила правописания большой буквы в именах собственных, сформировать общий прием умственных действий для правописания большой буквы в именах собственных, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультимедиа, фотоиллюстрация с видом г. Уфы.
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологического комфорта.
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
– Желаю вам успехов на уроке.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
М ы У э л Ю К Л
– Что интересного заметили? Какие задания можно выполнить?
а) Минутка чистописания.
Задание: красиво и аккуратно записать буквы, разделив их по написанию – на строчные и заглавные: ы э л М У Ю К.
– Для чего нужны большие буквы?
3. Постановка учебной задачи.
– Послушайте стихотворение Е.Измайловой:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города…
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой – уважения знак.
– Какое важное дело поручено заглавной букве?
– Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?
Эти слова называются именами собственными.
– Какая тема нашего урока? Чему будем учиться?
4. Практические задания.
а) Работа по учебнику: упр. [шар ик] [пушок] [роза] [м ишка]
– Подумайте, что может называть каждое из этих слов?
– Будем записывать слова парами, чтобы было понятно, что оно называет: предмет,
кличку животного или имя человека. (Комментированное письмо: по очереди учащиеся
выполняют работу на доске, остальные – в тетрадях.)
шарик – Шарик
пушок – Пушок
мишка – Мишка
роза – Роза
Вывод: Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы.
Физкультминутка.
б) Списать с доски, исправив ошибку.
Собаке шарику подарили Шарик.
Проверка: взаимопроверка.
в) Дописать предложения.
Я живу в городе…(Уфе). Мой город стоит на реке…(Белой). Я люблю свой город! (Фотоиллюстрация.)
Воспитательный момент: каждому человеку дорог свой родной край.
Проверка: сверка с записью на доске.
Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.
Физкультминутка.
5. Проверка усвоения.
– Прочитайте слова.
Данил. Лес. Билет. Петров. Книга. Барсик. Лошадь. Башкортостан. Москва. Агидель. Поле. Улица.
Задание по вариантам: 1-й вариант. Выписать слова, которые всегда пишутся только с большой буквы. 2-й вариант. Выписать слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы в зависимости от места слова в предложении.
Проверка: фронтальная.
6. Обобщение.
– Чему учились на уроке?
Игра “Какую букву нужно выбрать?”
Возвращалась под вечер с (п, П)оля (п. П)оля,
Потеряла (с, С)ережку (п, П)оля,
Ту (с, С)ережку нашел (с, С)ережка,
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя (с, С)ережка!
7. Оценивание.
– Молодцы! Вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему. Спасибо за урок.
8. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему “Мой любимый город”.