Работа над развитием системы патриотического воспитания представляет собой осуществление педагогического взаимодействия педагога-организатора ОБЖ и других участников образовательного процесса, социальных партнеров. В условиях введения стандартов второго поколения это способствует интеграции общего и дополнительного образования, развитию условий для успешности талантливых детей в практической деятельности, сохранению их здоровья. Создаются условия для развития физического, духовного здоровья, что напрямую связано с развитием в человеке такой важной черты, как патриотизм.
Дефекты семейного и школьного образования, подавление духовности проявляется в виде личностных и общественных духовных пороков развития, большое значение имеет также малая степень занятости детей, брошенность их на произвол судьбы.
Целью данной статьи является описание педагогической системы патриотического воспитания, существующую в практике работы преподавателя-организатора ОБЖ. Объект исследования – система патриотического воспитания школьников. Предмет исследования – влияние созданных педагогических условий на результат патриотического воспитания обучающихся, сохранение их здоровья.
Основной целью системы патриотического
воспитания является становление патриотизма. Для реализации поставленной цели
необходимо решить определенные задачи:
– обосновать задачи, составляющие и принципы, на которых строится система
патриотического воспитания;
– выявить методы и приемы, эффективные формы патриотического воспитания
школьников;
– осмыслить соответствие сформированной системы патриотического воспитания в
гимназии требуемому результату сохранению физического, социального здоровья
обучающихся.
К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:
- укрепление единства и целостности Российской Федерации;
- учет в воспитании особенностей различных категорий населения и так далее.
Для получения реального результата – физического, духовного, социального, психического здоровья детей – необходима в частности система патриотического воспитания. В гимназии она имеет следующие составляющие:
- военно-патриотическое воспитание;
- спортивно-патриотическое воспитание.
У нас существует структура патриотического воспитания: под руководством администрации – директора, его заместителей – работают преподаватель-организатор ОБЖ, историко-краеведческий музей, библиотека. Через педагогов-организаторов внешкольной и внеклассной работы с детьми, классных руководителей осуществляется конкретная работа с обучающимися.
Тесно связаны в процессе патриотического воспитания и отдельные структуры органов ученического самоуправления: вожатский отряд “Этена”, телерадиокомпания, детское издательство.
Помимо осуществления внутренних связей, реализуются при работе в данном направлении и внешние связи. Это сотрудничество с военным комиссариатом, отделом по делам молодежи, спортивным комплексом “Здоровье” и так далее.
Остановлюсь на спортивно-патриотическом воспитании. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из механизмов формирования гражданственности и патриотизма, сохраняют здоровье.
Спортивно-патриотическое воспитание реализуется мною в нескольких направлениях.
1. Уроки физической культуры
В гимназии реализуется 3-хчасовая программа по физической культуре. Выстраивая систему уроков по физической культуре, я основывался на требованиях, заложенных в государственном образовательном стандарте, на данных по состоянию здоровья обучающихся гимназии.
Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся позволяет:
- снизить негативные последствия учебной нагрузки;
- укрепить здоровье учащихся;
- увеличить уровень двигательной активности.
В содержание третьего урока физической культуры входят следующие упражнения: упражнения на внимание, упражнения для профилактики нарушений осанки, спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, подвижные игры.
Вместе с учителями физической культуры гимназии мы добиваемся хороших результатов: укрепляется здоровье детей, углубляются знания об истории, культуре народных игр, развиваются умение работать в коллективе, лидерские качества. В спартакиаде обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений гимназия заняла 1 место. В муниципальных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу команды образовательного учреждения занимают первые и призовые места.
2. Второе направление – движение “Школа безопасности”. Оно помогает создать благоприятные условия для самореализации, применение подростками интеллектуальных и физических способностей в сфере туристско-краеведческой деятельности.
Команда гимназии участвуют в этом движении с 2004 года. Ее состав пополняется за счет тех, кто проявляет интерес к тем видам деятельности, которые предлагаются. Еженедельно в соответствии с программой проходят занятия, их количество может увеличиваться по мере приближения соревнований. Последние годы мы выставляем по 2 команды, которые показывают высокие результаты.
3. Третье направление – соревнования юнармейских отрядов
Развитие юнармейского движения я рассматриваю как один из факторов гражданско-патриотического воспитания молодежи, сохраняющий ее здоровье.
В гимназии юнармейский отряд “Ратитбор” существует с 2004 года. Команда регулярно занимается огневой, строевой, физической, медицинской подготовкой. Для этого используются условия, созданные в гимназии: спортивный зал, спортивная площадка, конференц-зал, лыжная база, кабинет ОБЖ.
Во время соревнований ребята охотно и успешно участвуют в разных видах соревнований:
- “Если ты остался один на один с пострадавшим…”
- Конкурс “Равнение на знамена”
- Конкурс “Статен в строю, силен в бою” и так далее.
Одной из форм деятельности в этом направлении является ежегодная акция “Вахта памяти”, которая проводится в День Победы 9 Мая. На слайде представлены результаты деятельности отряда “Ратибор”.
4. Четвертое направлении – учебные военно-полевые сборы
Каждый год проходят учебно-полевые сборы десятиклассников школ городского округа Сухой Лог. В ходе сборов ребята изучают вопросы размещения и быта военнослужащих, на практике знакомятся с тем, что такое строевая, огневая, тактическая и физическая подготовка. В спортивном празднике, который проходит в последний день сборов, команда гимназии показывает высокие результаты.
Военно-патриотическое воспитание в гимназии осуществляется мною в следующих направлениях: воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил; взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Оно может реализовываться в урочной и внеурочной деятельности и включает в себя, помимо уроков, следующие мероприятия:
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над мемориальным знаком – памятной доской);
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и так далее.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок тоже очень важен. В гимназии создан кабинет ОБЖ, который эстетично оформлен, оборудован и оснащен современными техническими средствами обучения. Мой кабинет оснащен аппаратными средствами: компьютером, проектором, расширяющим возможность гимназистов представлять результаты их работы всему классу. Активная форма краеведческой работы реализуется через туризм. Вместе с ребятами мы разработали несколько туристических маршрутов, которые реализуются на практике:
- Сплав по реке Пышме (Сухой Лог – Светлое – Глядены –– Сухой Лог).
- Сплав по реке Чусовой.
- Поход в Шемахинские пещеры.
- Поход в Смолинские пещеры.
Практике предшествует предварительная подготовка: выработка точного маршрута, подбор экипировки, тренировки, составление рациона питания и так далее. Отправляясь на туристический маршрут, ребята применяют полученные ранее знания и практические навыки в реальной обстановке, изучают родной край, осознают его место в собственной жизни.
На практике мною сформирована система деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, способствующая патриотическому воспитанию обучающихся, следовательно, и сохранению их здоровья, как физического, так и духовного, социального.
При осуществлении этой деятельности необходимо:
- определить задачи и принципы патриотического воспитания,
- на практике осуществлять структурное взаимодействие при осуществлении патриотического воспитания,
- определить оптимальные формы и методы спортивно-патриотического, военно-патриотического воспитания и применять их в повседневной практике.
Критериями результативности моей деятельности можно считать следующее:
- в гимназии сохраняется физическое здоровье обучающихся;
- реализуются интересы детей в военно-спортивной, туристической направленности;
- поддерживается интерес гимназистов к истории страны, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу.
Это помогает в успешном самоопределении выпускников по окончании гимназии, а затем и в жизни.