Одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью.
В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.
В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. Что же такое активность? Активность – это практическая предметно-чувственная деятельность, направленная не только на преобразование окружающего мира, но и на преобразование самой личности – важнейшее условие и фактор ее психического развития.
В основу изучения познавательной активности дошкольников входит познавательная потребность самого ребенка, его интерес к новому объекту и выступает как свободное экспериментирование, а так же решение ребенком практической задачи, поставленной взрослым. В этом случае познавательная активность подчинена практической цели. Анализ психолого-педагогической литературы и результатов исследования показал, что простые задачи не вызывают большого интереса, приводят к быстрому угасанию познавательной активности у детей старших групп, и в то же время оживляют познавательную активность детей младших групп. Сложные задачи, напротив не способствуют возникновению интереса у младших дошкольников, вызывают быстрое утомление, а у старших дошкольников активизируют познавательную деятельность.
Выделяются три уровня познавательной активности у дошкольников:
- Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.
- Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяется с помощью взрослого.
- Активность направляется целью – достичь желаемого результата.
Рассмотрим особенности творческой активности. В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности дошкольника вновь ставится на повестку дня. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности.
Источником активности личности являются “различные потребности”. Это потребности в обучении, деятельности, игре, общении, отдыхе, творческая потребность, потребность в самореализации.
Потребность – это не что иное, как путь или средство ее решения.
Это очень важный вывод для нашего исследования проблемы развития творческой
активности дошкольника в процессе изобразительной деятельности. Ребенок,
реализуя определенную группу потребностей, развивает в себе те или иные свойства
и качества, в том числе и творческую активность. Постоянно совершенствуясь и
обособляясь, эти свойства и качества создают целостную личность, что и
“позволяет определить активность как системообразующий фактор, основополагающее
свойство развития личности дошкольника”, которое определяет направленность
человека. А направленность ориентирует внутренние силы организма, его энергию на
равновесие с внешней средой.
На основе анализа понятий и определений активности личности в психологии на самом общем межпредметном уровне можно выделить следующие существенные родовые признаки активности: качество, деятельность (процесс и результат), готовность. Тогда определение общей активности может быть следующим: общая активность личности – это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности, содержание и устойчивость которой определяются внутренней и внешней готовностью к этой деятельности. Готовность к какой-либо деятельности – это непременное условие ее продуктивности. Потребности являются источником творческой активности личности, определяющими ее направленность на творческий процесс. Потребность в творчестве – показатель высокого уровня развития личности. Стремясь удовлетворить свои творческие потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней готовности к ней реализует определенные цели. Внутренняя готовность к творческой деятельности проявляется также в особенностях и уровне развития высших психических процессов, связанных с мышлением. Внешняя готовность выражается в самостоятельной реализации собственных возможностей в деятельности; в активном применении знаний, умений, навыков по созданию новых и совершенствованию существующих идеальных и реальных (материальных) продуктов. Творческая активность – сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму “изучения и обучения”. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Возможно, с какими-то приемами и технологиями вы знакомы, а что-то для вас будет новым и интересным. Нетрадиционные техники рисования и одно из занятий для подготовительной группы помещены в приложениях 1 и 2.