Организация деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения

Разделы: Работа с дошкольниками


Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условием проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди хорошо их знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором они были бы изложены.

Перед коллективом нашего детского сада стоит несколько задач:

  1. Дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.
  2. Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
  3. Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснять собственное поведение.

Работу по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни, строим на основе программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, (Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Помимо самой программы, используем в работе с детьми и рабочие тетради. Первая тетрадь направлена на формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Вторая рабочая тетрадь посвящена развитию основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма. Третья рабочая тетрадь освещает тематику как физического, так и психического здоровья человека, и направлена на формирование ценностей здорового образа жизни. В четвертой рабочей тетради рассматриваются проблемы безопасного поведения во дворе, в общественном транспорте.

Работа по данной теме в детском саду проводится системно, весь учебный год. Специально организованные занятия, воспитатели проводят в первой половине дня. Для этого выбран определенный день недели. Что же касается игры, театрализованной деятельности и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы осуществляются как до обеда, так и во второй половине дня.

Чтобы воспитателям легче было ориентироваться в программе и рабочих тетрадях, я составила перспективный план работы с детьми дошкольного возраста и адаптировала к нашему дошкольному учреждению (Приложение 1). Перспективный план разбит на 3 квартала, что позволяет педагогам лучше ориентироваться в своей работе. Так же, для ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности, разработан перспективный план занятий, который можно использовать, как и в непосредственно образовательной деятельности, так и в работе с детьми вне занятий (н-р, сентябрь – “Огонь друг или враг?”, октябрь – “Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой”, и т.д.) (Приложение 2). К этим же занятиям собран и наглядный материал.

Для детей 4–5-и лет подобран художественный материал “Осторожные сказки”. Реализация которого, позволяет обучать детей основам безопасности через сказочных героев. Эти произведения подобраны так, что при ознакомлении детей с основами безопасности, можно использовать такие приемы, как: чтение рассказов, сказок, стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент сказки как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

Для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний, предлагаю воспитателям осуществлять их накопление, углубление и систематизирование через дидактические игры. Преимущество использования дидактических игр, по сравнению с занятиями по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности как компонента ОБП в быту, проявляется в следующем:

  1. каждый ребенок максимально активен;
  2. имеется возможность дифференцированно осуществлять уточнение и систематизацию знаний детей;
  3. поддерживается устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и высокий эмоциональный фон.

Подобранные дидактические игры реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, реально приближены к реальным объектам, отвечают конкретно образовательным задачам, являются занимательными (содержат игровые элементы, задания), красочными, динамичными).

Кроме того, дидактические игры дают возможность:

  1. познакомить детей с источником опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;
  2. сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  3. познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

При этом активно развивается, тренируется внимание, чтобы ребенок мог предвидеть угрозу, чтоб у него воспитывалась выдержка (умение слушать товарища не перебивая), бережное отношение к своей жизни и здоровью. Положительная оценка со стороны игрового персонажа и взрослых позволяете ребенку утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения. Дидактические игры используются в течение всего года, лишь дополняется содержание (картинки) в зависимости от изучаемого вида опасностей.

В целом хочется отметить, что планомерная деятельность со стороны педагогов, направленная на воспитание безопасного поведения наших дошколят, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.