Данная тема требует периодического повторения, так как ошибки в постановке тире повторяются на протяжении всех лет обучения. Необходимо помнить, что данное правило обычно не вызывает особых затруднений, а если и встречаются ошибки на это правило, объясняются они только неумением быстро и правильно выделять грамматическую основу предложения. Поэтому, прежде чем приступить к изучению этого правила, необходимо убедиться, что ученики умеют вычленять грамматическую основу, то есть разбирать предложение по членам предложения.
Дидактический материал, собранный мною, обобщённый и логизированный в схемы, поможет учителю в его работе.
Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:
- Актуализировать ранее полученные знания;
- Коллективный поиск “от простого к сложному”;
- Исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
- Самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).
Для успешного усвоения материала необходимо:
- Научить учеников выделять основы предложений;
- Обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание структуру предложений;
- Обучать школьников “технике мышления”;
- Сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;
- Сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения постановки тире. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.
I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные конструкции в письменной и устной речи.
II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:
- Развитию речи школьников;
- Художественному мышлению;
- Зрительной и слуховой памяти учащихся;
- Закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- Обогащению словарного и лексического запаса.
Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала.
Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые ученики учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.
III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…
Следовательно, сформулируем цель уроков:
- Дать понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Закрепить навык осознанного письма;
- Научить применять данное правило в устной и письменной речи.
Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.
Оборудование:
- Карточки с индивидуальными заданиями;
- Таблицы, схемы, рисунки;
- Учебник: “Русский язык” под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
- Пособие “Русский язык. Единый государственный экзамен (2011год). Универсальные материалы для подготовки учащихся” Интеллект-Центр. 2011-2012 год.
Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.
Тема
Синтаксис простого предложения
Занятие № 1
Тире между подлежащим и сказуемым.
Дидактические цели:
- Научить детей употреблять тире между подлежащим и сказуемым.
- Способствовать развитию умения работать с учебником.
I. Анализ предложенного материала.
В предложениях, записанных на доске, найти главные члены предложения, указать, чем выражен каждый из них.
- Пруд как зеркальная сталь, травы в рыдании, мельница, речка и даль в лунном сиянии (А. Фет).
- Весь город – лист зеркальный окон (В. Хлебников).
- Солнце-вечное окно в золотую ослеплённость (А. Белый).
- Родился я и жил поэтом, а жизнь поэта – страх и боль (С. Клычков).
- Век прожить – море переплыть (Пословица).
- Жёлтой меди полоса словно девичья коса (Н. Клюев).
II. Первичное изложение темы по блоку (I часть), каждый пункт которого объясняется на примере предложений, записанных на доске и разобранных ранее.
III. Повторный разбор темы по учебнику.
Детям предлагается сверить блок с правилом, помещённым в учебнике, найти в нём то, что не отражено в блоке.
IV. Выработка алгоритма.
Учащиеся ещё раз рассматривают записанные предложения и отвечают на вопросы:
- От чего зависит употребление тире между подлежащим и сказуемым?
- Что нужно знать о главных членах для того, чтобы решить, ставить ли между ними тире?
- Какое значение имеют служебные части речи для употребления тире?
В результате беседы составляется инструкция-алгоритм
“Как определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым”.
- Обозначить грамматическую основу.
- Определить, чем выражен каждый главный член.
- Посмотреть, нет ли между главными членами частицы не, союзов как, будто, словно, точно.
- Сделать вывод об употреблении или неупотреблении тире.
- Отработка применения алгоритма-инструкции.
V. Выполнение тренировочных упражнений.
Практическая работа №1.
Упражнение № 1.
Разобрать каждое предложение по инструкции-алгоритму.
- В бою побывать цену жизни узнать (Пословица).
- Оттепель баба-хозяйка, лог как белёная печь. Тучка пшеничная сайка (Н. Клюев).
- Наши души зеркала, отражающие золото (А. Белый).
- Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало (А. Плещеев).
- Моё хозяйство и усадьба как крепко скрученная нить (С. Клычков).
- Богатство добыть братство забыть (Пословица).
- Ах, знаю я, что злоба ложь (С. Клычков).
- Молчать потворствовать злому делу (Пословица).
- Я сегодня красный плотник, песню выпилю пилой. Я помощник, я работник в этой жизни трудовой. Мой топор живое слово, мысль упрямая пила (П. Орешин).
Устное выполнение упражнения по учебнику.
VI. Заключительное изложение материала по теме (учителем или сильным учеником).
Домашнее задание (дается на усмотрение учителя).
Занятие № 2
Фронтальная проработка материала
Тире между подлежащим и сказуемым.
Дидактическая цель: отрабатывать учебный материал: употребление тире между главными членами.
I. Воспроизведение правил по блоку.
II. Синтаксический и пунктуационный анализ текста.
Мои слова – жемчужный водомёт,
Сред лунных слов, бесцельный, но вспененный,
Капризной птицы лёт,
Туманом занесённый.Мои мечты – вздыхающий обман,
Ледник застывших слёз, зарёй горящий,—
Безумный великан,
На карликов свистящий.Моя любовь – призывно-грустный звон,
Что зазвучит и улетит куда-то, –
Неясно-милый сон,
Уж виданный когда-то.
А. Белый.
Беседа по вопросам:
- О чём это стихотворение: о событиях, ощущениях.
Назовите в нём все подлежащие. Они помогут вам ответить на вопрос.
- Слова, мечты, любовь – что главное в этом ряду? Постарайтесь аргументировать.
III. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение №1.
Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, указать вид сказуемых.
В детстве жарче солнце, гуще тр..ва, обильнее д..жди, небо и смертельно интересен каждый человек. Для д…тей каждый взрослый существо (не)много т..инстве…ое. Поэтичекое восприятие жизни, всего окружающего нас, величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек (не)раст..ряет этот дар, то он поэт или п..сатель. Ощущение жизни (не)пр..рывной н..визны вот та плодородная почва, которой ра..цв..тает и созр..ва..т искусство. Когда я был гимназистом, я начал писать стихи. Вскоре вместо стихов я написал свой первый ра..каз. У него была св…я история. Поведать её написать следующую гл..ву. (По К. Г. Паустовскому).
Упражнения выполняются по учебнику.
IV. Контрольный срез.
Записать предложения под диктовку, обозначив грамматические основы, указать вид сказуемых вариант №1 – в нечётных, 2 – в чётных предложениях.
- Жизнь прожить – не лапти сплести (Пословица).
- Долго спать – добра не видать (Пословица).
- Вдохновение – это строго рабочее состояние человека.
- Кара-Бугаз – устрашающий и загадочный залив Каспийского моря.
- Я могу сидеть над географическими картами нескольку часов (К. Паустовский).
- В половодье льдины машинный шум (П. Орешин).
- И казематная решётка лишь символ смерти и разлук (Н. Клюев).
- Две незабудки, два сапфира – её очей приветный взгляд (А. Фет).
- Разлуки, час свиданья – им ни радость, ни печаль; в грядущем нет желанья и прошедшего не жаль (М. Лермонтов).
Домашнее задание: (дается на усмотрение учителя)
Занятие № 3
Фронтальная проработка материал
Тире между подлежащим и сказуемым.
Дидактические цели:
- Углублять знания по теме.
- Развивать умения применять полученные знания в творческих целях.
I. Воспроизведение правил по блоку.
II. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений (без их записи) по инструкции-алгоритму.
- Она колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае на погоде пёстрой (Н. Гумилёв).
- Вся страна — это только река, окаймлённая рамкой зелёной.
- В человеческой тёмной судьбе ты — крылатый призыв к вышине.
- Города, озарённые солнцем, словно клады в зелёных трущобах.
- И воздух как роза, и мы как виденья (Н. Гумилёв).
III. Беседа по вопросам:
- При каких условиях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- И подлежащее, и сказуемое — имена существительные, однако тире не ставим. Почему?
- Сказуемое – существительное, сравнительных союзов, отрицательных частиц перед ним нет. Тире не ставим. Почему?
- Подлежащее – местоимение, сказуемое – существительное, Тире поставили. Почему?
IV. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение №1. Заменить определения определяемыми словами. Составить предложения так, чтобы определяемые слова стали подлежащими, а определения — сказуемыми.
- Значимая часть слова, которая служит для образования новых форм слова.
- Часть речи, указывающая на предмет, признак или количество, но не называющая их.
- Слово или группа слов, называющая того, к кому обращаемся с речью.
- Слова, близкие по значению.
Упражнение №2. Дописать предложения, подобрав составные именные сказуемые с союзами как, будто, точно, словно. Объяснить, нужно ли здесь ставить тире.
Дороги русские как...
Ночное море...
Ночной дождь…
V. Контрольный срез знаний.
Записать предложения под диктовку учителя, обозначить грамматические основы, указать вид сказуемых (I вариант – в нечётных, 2 – в чётных предложениях).
- Сердце – улей, полный сотами.
- Этот день – оглушительный праздник.
- Север – это болото без дна и без края.
- Весенний лес певуч и светел, черны и радостны поля.
- И карлики с птицами спорят за гнёзда, и нежен у девушек профиль лица.
- Как будто не все пересчитаны звёзды, как будто наш мир не открыт до конца. (Н. Гумилёв).
Домашнее задание: упражнение на выбор учителя.