Организация личностно-ориентированного подхода как средство развития конкурентноспособной личности по программе "Технология"

Разделы: Технология


В последние годы в педагогической литературе все чаще встречается понятие "образовательная среда", в которое исследователи и педагоги-практики вкладывают различный смысл.

Не ставя своей целью анализ содержания данного понятия, мы принимаем его в трактовке В.Я. Ясвина, который считает методически перспективным пониманием образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

На практике, когда говорят об образовательной среде, то под этим обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школы, дома, улицы и т. д., в которой проходит жизнь учащегося и педагога.

В контексте парадигмы личностно-ориентированного образования достаточно часто используется и понятие "образовательная среда личностно-ориентированной школы". Это, прежде всего, единая среда для всех учащихся без деления их изначально на разные группы, потоки. Но вместе с тем это разнообразная среда, позволяющая каждому ученику развиваться (взрослеть) на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных (психофизиологических) и социальных предпосылок.

Личностно-ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы – учителей, психологов, социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.

Для создания личностно-ориентированной образовательной среды учителям необходимо иметь:

  • строить работу по выявлению субъектного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверки знаний;
  • стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;
  • принимать не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока);
  • гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций;
  • разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению;
  • давать позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости;
  • организовывать и проводить на уроке диалог, полилог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.

Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знаний и учета индивидуальных возможностей каждого – один из основных критериев профессионализма учителя.

В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно-ориентированную среду на уроках технологии.

Вот некоторые из них.

1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираться на субъектный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявить содержание субъективного опыта, "окультурить" его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным опытом понимается "опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей". Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. Н а занятиях по кулинарии ученики часто делятся своими семейными кулинарными традициями, опытом родителей в приготовлении фирменных блюд, экономного ведения хозяйства. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного живого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элементы игр, детям проще будет в дальнейшем реализовать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъектного опыта, который предъявляли ученики в ходе беседы.

2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.

3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках кулинарии. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе. каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира: распределяет набор продуктов для следующего занятия, рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдение технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побыть каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с друзьями.

Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успешности в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношения ребенка к социально важным вопросам.

5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.

В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать менее сложные, с технологической точки зрения, изделие.

Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается.

Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленный. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку (декоративную тесьму, рюши, аппликацию, ручную вышивку). Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – тот, который у менее успешных учеников вызовет затруднение в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.

6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижения учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.

7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.

На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что не доработал. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем его ошибка.

8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени.

Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

  • дает возможность учащимся объединиться по интересам;
  • обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
  • воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, т. к. от этого зависит успех работы всего коллектива;
  • предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения;
  • позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Например, при работе над проектом в разделе "Обработка текстильных материалов" по теме "Лоскутное шитье" в 5 классах я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – лоскутное одеяло, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой.

Данная групповая работа включает в себя работы учениц 3 классов.

Материалы, подобранные учащимися при выполнении индивидуальных проектов, можно включать в урок. Например, при подготовке урока по теме "Пасха в традиционной культуре русского народа" были использованы материалы из творческих проектов учащихся (подборка рецептов пасхальных блюд; пасхальных традиций, обычаев и игр). Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т. е. эмоционально закрепляет знания.

Метод проектов можно успешно использовать и в дополнительном образовании. Вот уже несколько лет в нашей школе работает кружок "Рукодельница". Все этапы реализации коллективного долгосрочного творческого проекта находят свое отражение в работе кружка. На занятиях кружка учащиеся самостоятельно разрабатывают и выполняют элементы оформления швейных изделии. Моя работа как руководителя кружка направлена на создание свободной творческой атмосферы сотрудничества, помощь в реализации творческих планов учащихся, оказание необходимой поддержки и сопровождения на пути создания проекта.

Опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учеников. Причем для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.