Учебник: «Математика» М.И.Моро
Цели урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число.
Задачи урока:
- раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления;
- развивать самостоятельность, внимание, мышление;
- формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Для достижения цели урок был разработан с учётом деятельностного подхода.
Структура урока включала в себя:
- Орг. момент, целью которого было позитивно настроить детей на учебную деятельность.
- Мотивация позволила актуализировать знания, сформировать цели и задачи урока. Для этого были предложены задания на нахождение лишнего числа, классификацию примеров на группы, добавление недостающих чисел. В ходе решения этих заданий, дети столкнулись с проблемой: нашёлся пример, для решения которого не хватает имеющихся знаний. В связи с этим дети самостоятельно сформулировали цель и поставили перед собой учебные задачи урока.
- Поиск и открытие нового знания дал возможность детям предложить различные варианты решения задания. Основываясь на ранее изученный материал, они смогли найти верное решение и прийти к выводу, в котором сформулировали новое правило.
- Во время первичного закрепления ученики комментировали свои действия,работая по правилу, дополнительно были подобраны свои примеры на это правило.
- Для автоматизации действий и умения пользоваться правилам в нестандартных заданиях дети решали уравнения, выражения в несколько действий.
- Самостоятельная работа и проведенная взаимопроверка показали, что большинство детей тему усвоили.
- Во время рефлексии дети сделали вывод, что поставленная цель урока достигнута и оценили себя с помощью карточек.
В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, создание ситуации успеха, дифференцированные задания, саморефлексия.
Ход урока
Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность ученика | ||||||||||||
1. Орг. момент | ||||||||||||||
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность. | Стимулирование на учебную деятельность. Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула. Потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Сегодня у вас будет много интересной работы, с которой, я уверена, вы справитесь на отлично. |
Организация рабочего места, проверка посадки. | ||||||||||||
2. Мотивация. | ||||||||||||||
Стимулирование познавательной активности, активизация мыслительного процесса |
Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания. Устный счёт. Проверка знания табличного умножения: |
Решение заданий, основанных на знании табличного умножения. | ||||||||||||
А) найди лишнее число: 2 4 6 7 10 12 14 6 18 24 29 36 42 Объясните, почему оно лишнее и каким числом его надо заменить. |
Нахождение лишнего числа. | |||||||||||||
Б) вставьте пропущенные числа: … 16 24 32 … 48 … |
Добавление недостающего числа. | |||||||||||||
Создание проблемной ситуации Задания в парах: В) расставьте примеры в 2 группы: Почему так распределили? (с ответом 4 и 5). |
Классификация примеров по группам. | |||||||||||||
Карточки: 8·7-6+30:6= 28:(16:4)·6= 30-(20-10:2):5= 30-(20-10·2):5= |
Сильные ученики работают по индивидуальным карточкам. | |||||||||||||
Что вы заметили? Есть ли здесь лишний пример? Все ли примеры вы смогли решить? У кого возникли затруднения? Чем этот пример отличается от остальных? Если кто-то решил, то молодец. Но почему не все смогли справиться с этим примером? |
Нахождение затруднения. Выявление недостающего знания, причины затруднения. |
|||||||||||||
Постановка учебной задачи. Здесь есть пример с 0. А от 0 можно ожидать разные фокусы. Это необычное число. Вспомните, что вы знаете про 0? (а·0=0, 0·а=0, 0+а=а)· Приведите примеры. Посмотрите, какой он коварный: когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, превращают его в 0. Подходят ли эти правила к нашему примеру? Как же он поведёт себя при елении? |
Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером. | |||||||||||||
Итак, какова наша цель? Решить этот пример верно.
Что для этого надо? Узнать правило деления 0 на число.
|
Формулирование темы и целей урока. | |||||||||||||
3. Открытие нового знания. | ||||||||||||||
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила. | Установление связи с ранее изученным. Какие же у вас есть предположения? 0:5=0 0:5=5
|
Выдвижение гипотезы, | ||||||||||||
Как же найти верное решение? С каким действием связано умножение? (с делением) Приведите пример 2 · 3 = 6 6 : 2 = 3 Можем ли мы теперь 0:5? Это значит, надо найти число, при умножении которого на 5 получится 0. х·5=0 Это число 0. Значит, 0:5=0. Приведите свои примеры. |
поиск решения на основе ранее изученного, | |||||||||||||
Формулирование правила. Какое же правило теперь можно сформулировать? При делении 0 на число получается 0. 0 : а = 0.
Прочитайте правило в учебнике и сравните с вашим. А давайте попробуем любое число разделить на 0. Например, 5:0. Сколько получится? Нельзя подобрать такое число, при умножении которого на 0 получится 5. Вывод: НА 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ. |
формулировка правила. | |||||||||||||
4. Первичное закрепление | ||||||||||||||
Тренировка в выполнении правила действия. |
|
Решение типовых заданий с комментированием. Работа по схеме (0:а=0) |
||||||||||||
5. Физминутка. | ||||||||||||||
Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления. | ||||||||||||||
6. Автоматизация знаний. | ||||||||||||||
Выявление границ применимости нового знания. | В каких ещё заданиях может понадобиться знание этого правила? (в решении примеров, уравнений)
|
Использование полученных знаний в разных заданиях. Работа в группах. |
||||||||||||
Что неизвестно в этих уравнениях? Вспомните, как узнать неизвестный множитель. Решите уравнения. Какое решение в 1 уравнении? (0) Во 2? (нет решения, на 0 делить нельзя) |
Обращение к ранее изученным умениям. | |||||||||||||
** Составьте уравнение с решением х=0 (х·5=0) | Для сильных уч-ся творческое задание | |||||||||||||
7. Самостоятельная работа. | ||||||||||||||
Развитие самостоятельности, познавательных способностей | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. №6 |
Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль. Сильные ученики проверяют и помогают более слабым. |
||||||||||||
8. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач. | ||||||||||||||
Формирование навыка решения задач. | Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0? (Нет, не часто, т.к. 0 – это ничего, а в задачах должно какое-то количество чего-либо.) Тогда будем решать задачи, где есть другие числа. Прочитайте задачу. Что поможет решить задачу? (таблица) Какие столбики в таблице надо записать?
|
Работа над задачей с использованием таблицы. Планирование решения задачи. Самостоятельная запись решения. Самоконтроль по образцу. |
||||||||||||
9. Рефлексия. Итоги урока. | ||||||||||||||
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка. |
Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока? Какую цель ставили перед собой? Достигли вы её? С каким правилом познакомились? Оцените свою работу, выставив соответствующий значок:
| Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | ||||||||||||
10. Домашнее задание. |