Внеклассное мероприятие посвящено годовщине сражения. Может использоваться как урок изучения нового материала по истории «Внешней политики России в XVIII в.» в 10 классе.
Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с ярким событием русской военной истории – штурмом крепости Измаил, опытом и управленческой системой А.В. Суворова.
- Развивающие: развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию, применять полученные знания для осмысления сущности современных общественных явлений, для общения в современном обществе.
- Воспитательные: воспитание учащихся в духе патриотизма, формирование гражданственности, уважения к институтам государства, и, в частности, к армии; воспитание социальной ответственности и потребности в служении Отечеству.
Область применения: Воспитательная работа в школе, уроки в 10 классе.
Формы реализации: Урок, внеклассное мероприятие, устный журнал.
Методы реализации: Рассказ, просмотр презентации, фотографий, чтение стихотворений, знакомство с воспоминаниями очевидцев.
Возрастные группы обучающихся: 10-11 класс.
Ожидаемые (полученные) результаты: формируется социальная ответственность учащихся, участие в деловой игре определяет позицию ребят в вопросах управления в современном обществе.
Оформление зала или кабинета: карта «Внешняя политика России во второй половине XVIII в.», «Штурм Измаила»; фотографии и картины «А.В. Суворов»: презентация моя и детей; свеча; доклад ученика «Награды А.В. Суворова».
Ход мероприятия
I. Вводное слово учителя.
В Российской Федерации вышел Федеральный закон «О днях воинской славы в Российской Федерации».
(слайд 1)
Одним из дней воинской славы России является 24 декабря 1790г. – день взятия турецкой крепости Измаил Александром Васильевичем Суворовым.
(Прочитать слайд 2)
Как видите, информации не много, да и мы с вами знаем о деятельности Александра Васильевича Суворова очень мало. И совершенно напрасно, ведь А.В. Суворов совершил, казалось бы, невозможное:
- За всю свою 55-летнюю военную карьеру А.В. Суворов участвовал в 99 сражениях и не потерпел ни одного поражения;
- Его потери при штурме даже самых неприступных крепостей всегда были на порядок ниже, чем у обороняющихся;
- Отличительной особенностью полководца была его способность учиться на опыте, извлекая из него самое лучшее, и мгновенно распространить на тех, кто рядом. А любое начатое дело А.В. Суворов доводил до конца.
Проблемный вопрос:
- Так кто он такой, А.В. Суворов?
- Чему он может научить нас, людей XXI века? (слайд 3)
II. Работа с презентацией, подготовленной учениками.
Биография А.В. Суворова.
Вопросы учащимся:
- Что вас поразило в биографии А.В. Суворова?
- Какие качества характера мы можем выделить уже в детском возрасте?
- А какие качества будут преобладающими, на ваш взгляд у зрелого полководца?
- Какую службу сослужили эти качества в судьбе А.В. Суворова?
III. Объяснение учителя и работа с Презентацией.
Сейчас мы с вами попробуем разобраться в опыте полководца и его управленческой системе.
Вклад Суворова в военную науку:
(слайд 4)
1. Три воинских искусства по А.В. Суворову: Глазомер, быстрота, натиск.
(слайд 5).
2. Управленческая система А.В. Суворова:
- Адекватная оценка своих действий.
- Продумывание перспективных сценариев развития событий.
- Постановка задачи.
- Выполнение намеченного плана (действие).
- Принцип завершенности действия («Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью»)
- Развивать успех .
- Подробнейший разбор полетов.
- Профессиональная выучка подчиненных.
- Дух победы, высочайший моральный дух. Нравственное, патриотическое и религиозное воспитание войск.
- Национальное достоинство русского солдата. « Мы русские, мы все одолеем».
(слайд 6), (Приложение 2).
3. Специфические особенности Суворовского подхода к руководству подчиненными:
- Управленческое воздействие сверху донизу и доступ к начальству снизу доверху.
- Всемерное поощрение инициативы.
- Оценка и обратная связь.
- Отношение ко времени («Я действую не часами, а минутами»).
- Завершенность.
- Личный пример.
- Система карьерного роста.
(слайд 7), (Приложение 3).
4. Любовь подчиненных к А.В. Суворову:
- Честность.
- Простота в обращении.
- Признание заслуг.
- Чудачества.
(слайд 8), (Приложение 4).
5. Суворовские заповеди успешному руководителю:
- Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.
- Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
- Ученье свет, а неученье тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.
- Ближайшая к действию цель лучше дальней.
- Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.
- Смотри на дело в целом.
- Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.
(слайд 9)
6. Тактика и стратегия А.В. Суворова.
(слайды 10, 11)
«Потомство мое прошу брать мой пример…»
Александр Суворов
Вопросы учащимся:
- Была ли действенна эта система?
- Видите ли в этой системе рациональное зерно для себя?
(слайд 12)
IV. Рассказ учащихся о победах А.В. Суворова.
(слайд 13)
V. Рассказ-описание учителя.
Штурм Измаила.
- Измаил – неприступная крепость.
- А.В. Суворов готовится к сражению: тактика и стратегия боя.
- Ход сражения.
- Потери обеих сторон
(слайды 14–22) (Приложение 5) - Значение штурма Измаила.
Покорение Измаила имело решающее влияние на окончание русско-турецкой войны 1787-1791 гг. В 1791 г. был заключен Ясский договор между Россией и Турцией, который подтвердил присоединение к России Крыма и установил границу России по р. Днестр.Тем самым все северное Причерноморье от Днестра до Кубани было закреплено за Россией.
Победе под Измаилом был посвящен гимн «Гром победы, раздавайся!», считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.
(слайд 23)
Доп. информация:
Город у стен крепости начал расти после второго штурма Измаила русскими войсками в 1809 году. В 1812 Измаил был переименован в Тучков, носил это название до 1856 года, когда после Крымской войны отошел к Молдавскому княжеству, находившемуся под протекторатом Турции. Измаил вновь оказался на территории России в 1878 году. После распада Российской империи 22 января 1918 года Измаильский уезд стал частью Бессарабии, находившейся под властью королевской Румынии. 28 июня 1940 года Измаил вместе с придунайской частью Бессарабии вошел в состав Советской Украины.
VI. Награды Суворова
Как же наградила власть Суворова за его победы и 55-летний подвиг?
(Доклад ученика)
VII. Работа с литературными источниками.
Учитель: В отличии от официальной власти современники оставили более благосклонные отзывы о А.В. Суворове.
Литература XVIII, XIX вв. оставила нам много свидетельств уважения и восхищения талантом А.В. Суворова. Воспевали полководца не только российские поэты (Г. Державин, Д. Хвостов), но и наши военные противники – англичане.
(учитель раздает ребятам тексты со стихами, Приложение 6)
Вопросы ребятам:
- Что ценят современники в боевой судьбе А.В. Суворова?
- Какие слова вам запомнились больше всего?
VIII. Применение.
Деловая игра: «Я – директор фирмы».
Вы – директор новой фирмы. Сформулируйте и запишите 10 управленческих принципов, опирающихся на «Науку побеждать» А.В. Суворова, которые помогут достичь вам успеха сегодня в вашем бизнесе.
(слайд 24)
IX. Итоги работы.
Всем спасибо за работу и внимание, надеюсь, вы будете следовать словам великого русского полководца А.В. Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример…»