Цели и задачи:
«Познание»
- Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – эвенках и бурятах.
- Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
- Активизировать познавательно-исследовательские способности, умение ориентироваться в пространстве группы.
«Социализация»
- Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.
- Воспитывать гражданские и гендерные чувства.
- Совершенствовать умение работать в парах и в компаниях.
«Музыка»
- Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов.
- Вызвать интерес к колориту музыки.
«Художественное творчество»
- Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.
- Закреплять навыки работы с ножницами, умение завязывать узелок.
- Развивать творчество.
Предварительная работа с детьми:
1) Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинам.
2) Рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания бурятов и эвенков
3) Просмотр слайдов «Коренные народы Сибири»
4) Чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев).
5) Знакомство с наставлениями народов Сибири о земле, отечестве, родителях
6) Разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова»
7) Экскурсия в музей под открытым небом «Ангарская деревня» (эвенкийский сектор)
8) Экскурсия в «Музей истории политической ссылки» на экспозицию «Коренные жители Приангарья – Буряты и Эвенки»
9) Аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских орнаментов
10) Изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят
11) Составление детского понятийного словаря
Подготовка предметно-развивающей среды:
1) Альбомы с фотографиями с экскурсий в музеи
2) Музыкально-театральная зона:
- Шаманский бубен
- Диск с записью музыки народов Сибири
- Магнитола с проигрывателем СД дисков
3) Творческая зона:
- Выставка детских рисунков и аппликаций
- Схематичные картинки с изображением рода занятий народов Сибири
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Стойбище»
4) Книжный уголок:
|
по теме |
5) Познавательно-исследовательская зона:
- Макеты чума и юрты, плоскостные куклы мужского и женского пола, изображающие эвенков и бурят
- План-схема группы
- Туесок с кусочками кожи для изготовления оберегов и схематичным рисунком-алгоритмом изготовления оберегов (спрятан в группе по плану-схеме группы)
Содержание деятельности:
– Здравствуйте, вам! – приветствую детей поклоном по русскому народному обычаю, – по какому обычаю я с вами поздоровалась? А вы как умеете здороваться? Поздоровайтесь разным способом.
Игра «Приветствие» с «волшебной» палочкой
Правила игры: палочка передается по кругу, отвечает тот, у кого палочка. Он здоровается глазами, жестами или словами.
– Кто вы, как можно вас назвать? (дети, люди,
россияне, братчане, сибиряки)
– Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а
кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чтобы
это узнать, я предлагаю вам перенестись в
прошлое. Как можно попасть в прошлое?
(сказать заклинание, на машине времени и другие
предполагаемые ответы детей)
– Если вы не возражаете, мы воспользуемся необычным способом – музыкой.
Звучит бурятская народная мелодия в СD-записи (СD-приложение к журналу «Созвучие» №7 за 2008 г – 11)
– Вот мы и в прошлом.
Читаю стихотворение бурятского поэта Цыден-Жап Жимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина:
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал русский на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у обоих не было родни!
– Как по-бурятски «Здравствуйте»?
Обращаю внимание на стол, где стоят плоскостные куклы в одежде, расписанной в традиционном народном стиле бурятов, эвенков – всего попарно по количеству детей:
– Подойдем поближе, поздороваемся на нашем
русском языке, а теперь по-бурятски.
– Рассмотрите их внимательно, возьмите одного
и найдите пару.
– Расскажите, что общего в костюмах, и чем они
отличаются.
– Назовите, к какой национальности
принадлежат.
Дети объединяются в пары по отличительным
признакам в элементах орнаментов одежды кукол.
Задание: Рассказать, почему образовали именно
эту пару, назвать национальную принадлежность
кукол.
– Вспомните, какие жилища у коренных народов
Сибири?
– Поселите их в жилища и расскажите, как они
называются.
– Интересно было бы узнать, из чего их
строили и почему у бурятов и эвенков были
такие дома?
Дети расселяют кукол-эвенков в чум,
кукол-бурят в юрту. Таким образом,
объединяются в компании у макетов-жилищ.
Задание компаниям: рассказать все, что знают,
о жилищах кочевых народов Сибири.
1 компания – о чуме, 2 компания – о юрте.
Предполагаемые ответы детей дополняю и обобщаю:
– Буряты живут в круглых как цилиндр юртах,
строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами
животных – овец, оленей. Эвенки строили из жердей
чумы, похожие на конус, и покрывали их
ровдугой (вываренными шкурами зверей) или
тисой (корой березы или сосны). Коренные народы
Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут
кочевой образ жизни, поэтому живут в чумах и
юртах, которые легко собирать, разобрать и
перевезти на новое место.
– А как вы думаете, зачем они так часто
переезжали? И чем они занимались?
– Чтобы узнать это, возьмите картинки.
На картинках-схемах изображены предметы,
символизирующие род деятельности кочевников:
лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; лодка
на реке – рыболовство; олени и люди с арканами –
оленеводство; шкура на каркасе – выделка для
шитья одежды и обтягивания чума; предметы быта –
ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами
и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов; и
т.д.
Задание: объединиться в две компании по признаку
на картинках – мужская и женская работа и
рассказать о разделении труда кочевых
народов.
1 компания рассказывает о мужской деятельности –
охоте, оленеводстве, рыболовстве – о том, что они
– добытчики, а 2 компания о том, как женщины
выполняют бытовую работу, воспитывают детей.
– Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.
Игра «Белый шаман» – с бубном (сайт в Интернете trepsy.net)
Играющие ходят по кругу и выполняют разные
движения. В центре круга – ведущий. Это белый
шаман – добрый человек. Он становится на колени и
бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих
и отдает ему бубен. Получивший бубен должен
повторить в точности ритм, проигранный ведущим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно
повторит ритм, он выходит из игры.
– У сибирских народов были и свои праздники,
например, у эвенков – «День оленевода»
праздновался весной по обряду «Сэвэкан», когда
вырастала первая трава и хвоя на лиственнице, а у
оленей появлялись оленята. В это время у
эвенков начинался Новый год. Осенью эвенки
выполняли обряд «Синкелаун» перед началом
охотничьего сезона. А буряты тоже
праздновали Новый год, он и теперь называется
«Сагаалган» – «Белый месяц». Еще один
интересный праздник – «Ёхор». На нем буряты
танцуют и поют хороводные песни «Хатар». Кто-то
один поет про удачную охоту или, наоборот,
призывает удачу на охоте, поет про счастье, про
свою жизнь, а все вместе танцуют и подхватывают
припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Сейчас мы тоже
попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чем будете петь.
– Например, я начну, а тот, кому я отдам
бубен, продолжит, и все поют припев.
– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .
Дети придумывают слова «Хатара», предлагая свои варианты словотворчества, которые сопровождаются движениями, характерными для бурят, в хороводе.
– Загостились мы в прошлом, пора прощаться с гостеприимной землей наших предков. Какими словами можно проститься?
Игра «Прощание» с «волшебной» палочкой.
Дети прощаются жестами или словами.
Правила: по кругу передается палочка, отвечает
тот, у кого палочка.
– Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртай!» и по-эвенкийски: «Аят бикэллу!»
Читаю стихи Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):
Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!
Звучит песня «Прилетай в Сибирь» из СД альбома «Иркутская история» в исполнении ВИА «Сибирью рожденные».
– Чтобы нам вернуться в наше время, надо выполнить задание: придумать движения к песне.
Дети выполняют импровизационные движения под песню.
– Вот мы и дома.
Обращаюсь к детям:
– Ребята, сотрудники музея «Ангарская деревня» недавно нашли клад. В нем было письмо, адресованное юным потомкам. Мы ведь с вами часто ездим в «Ангарскую деревню», поэтому работники музея, посоветовавшись, решили отдать находку нам. А чтобы вы имели представление о том, как проводятся археологические раскопки, они предложили поискать и найти клад самим по плану-карте группы.
Рассматриваем с детьми план-схему группы, находим по отмеченному на ней месту туесок.
Читаю письмо:
«Нашим далеким юным потомкам от коренных
народов Земли Сибирской – эвенков.
Если вы читаете это послание, значит, вы нашли
наш клад.
Знайте, наша жизнь была тяжела и сурова. Но мы
жили дружно, помогали друг другу. А еще от
всяких бед и болезней нас хранили обереги, они
приносили нам удачу.
Оставляем вам некоторые из них. Пусть наши
талисманы и вам принесут удачу и защищают вас от
напастей.
Познавайте историю своего родного края.
Это принесет вам пользу.
Берегите Матушку-природу, заботьтесь о ней так,
как заботилисьмы, и она отплатит вам добром:
своими дарами – лесами, полными жизни,
чистым воздухом, кристальной и вкусной водой,
щедрой землей.
Мы землю для вас сохранили, так сохраните и вы
ее для ваших потомков»
Под спокойную музыку вместе с детьми разбираем содержимое туеска: кусочки кожи, образцы оберегов, схемы. Изготавливаем талисманы-обереги, вырезая из кожи геометрические фигуры, привязываем к ним кисточки по схемам.
Далее в совместной деятельности предоставляю детям возможность проявить творчество и отразить весь полученный опыт в сюжетно-ролевой игре «Стойбище».