Интегрированная совместная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Коренные народы Сибири"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

«Познание»

  • Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья –  эвенках и бурятах.
  • Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
  • Активизировать познавательно-исследовательские способности, умение ориентироваться в пространстве группы.

«Социализация»

  • Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.
  • Воспитывать гражданские и гендерные чувства.
  • Совершенствовать умение работать в парах и в  компаниях.

«Музыка»

  • Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов.
  • Вызвать интерес к колориту музыки.

«Художественное творчество»

  • Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.
  • Закреплять навыки работы с ножницами, умение завязывать узелок.
  • Развивать творчество.

Предварительная работа с детьми:

1) Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинам. 

2) Рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания  бурятов и эвенков

3) Просмотр  слайдов «Коренные народы Сибири»

4) Чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд  – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев).

5) Знакомство с наставлениями народов Сибири о земле, отечестве, родителях

6) Разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова»

7) Экскурсия в музей под открытым небом «Ангарская деревня» (эвенкийский сектор)

8) Экскурсия в «Музей истории политической ссылки» на экспозицию «Коренные жители Приангарья  – Буряты и Эвенки»  

9) Аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских   орнаментов

10) Изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят

11) Составление детского понятийного словаря

Подготовка предметно-развивающей среды:

1) Альбомы с фотографиями с экскурсий в музеи

2) Музыкально-театральная  зона:

  • Шаманский бубен
  • Диск с записью музыки народов Сибири
  • Магнитола с проигрывателем СД дисков

3) Творческая зона:

  • Выставка детских рисунков и аппликаций
  • Схематичные картинки с изображением рода занятий народов Сибири
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Стойбище»

4) Книжный уголок:

  • Книги
  • Картинки
  • Иллюстрации
             по теме

5) Познавательно-исследовательская  зона:

  • Макеты чума и юрты, плоскостные куклы мужского и женского пола, изображающие  эвенков и бурят
  • План-схема группы
  • Туесок с кусочками кожи для изготовления оберегов и схематичным рисунком-алгоритмом изготовления оберегов (спрятан в группе по плану-схеме группы)

Содержание деятельности:

Здравствуйте, вам! – приветствую детей поклоном по русскому народному обычаю, – по какому обычаю я с вами поздоровалась? А вы как умеете здороваться? Поздоровайтесь разным способом.

Игра «Приветствие» с «волшебной» палочкой

Правила игры: палочка передается по кругу, отвечает тот, у кого палочка. Он здоровается глазами, жестами  или словами.

– Кто вы, как можно вас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое. Как можно попасть в прошлое?  (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей) 

– Если вы не возражаете, мы воспользуемся необычным способом – музыкой.

Звучит бурятская народная мелодия в СD-записи (СD-приложение к журналу «Созвучие» №7 за 2008 г – 11)

–  Вот мы и в  прошлом.

Читаю стихотворение бурятского поэта Цыден-Жап Жимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина:

Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал русский на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, русский брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомым другом разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у обоих не было родни!

 – Как по-бурятски «Здравствуйте»?

Обращаю внимание на стол, где стоят плоскостные куклы в одежде, расписанной в традиционном народном стиле бурятов, эвенков  –  всего попарно по количеству детей:

– Подойдем поближе, поздороваемся на нашем русском языке, а теперь по-бурятски.
– Рассмотрите их внимательно, возьмите одного и найдите пару.
– Расскажите, что общего в костюмах, и чем они отличаются.
– Назовите, к какой  национальности принадлежат.

Дети объединяются в пары по отличительным признакам в элементах орнаментов одежды кукол.
Задание: Рассказать, почему образовали именно эту пару, назвать национальную принадлежность кукол. 

– Вспомните, какие жилища у коренных народов Сибири?
Поселите их в жилища и расскажите, как они называются.
– Интересно было бы узнать, из чего их строили  и почему у бурятов и эвенков были такие дома?

Дети расселяют кукол-эвенков в  чум, кукол-бурят в юрту. Таким образом, объединяются  в компании у макетов-жилищ.
Задание компаниям:  рассказать все, что знают, о жилищах кочевых народов Сибири.
1 компания – о чуме, 2 компания – о  юрте.

Предполагаемые ответы детей дополняю и обобщаю:

– Буряты живут в круглых как цилиндр юртах, строят их из жердей и покрывают войлоком, шкурами животных – овец, оленей. Эвенки строили из жердей чумы, похожие на конус, и покрывали их ровдугой  (вываренными шкурами зверей)  или тисой (корой березы или сосны). Коренные народы Сибири вели и сейчас некоторые из них ведут кочевой образ жизни, поэтому живут в чумах и юртах, которые легко собирать,  разобрать и перевезти на новое место.
– А как вы думаете, зачем они так часто переезжали? И чем они занимались?

– Чтобы узнать это, возьмите картинки.

На картинках-схемах изображены предметы,  символизирующие род деятельности кочевников: лук и стрелы, ружье – охотничий промысел; лодка на реке – рыболовство; олени и люди с арканами – оленеводство; шкура на каркасе – выделка для шитья одежды и обтягивания чума; предметы быта – ведение домашнего хозяйства; корзинка с грибами и ягодами – сбор и заготовка ягод и грибов;  и т.д.
Задание: объединиться в две компании по признаку на картинках – мужская и женская работа и рассказать о  разделении труда кочевых народов.
1 компания рассказывает о мужской деятельности – охоте, оленеводстве, рыболовстве – о том, что они –  добытчики, а 2 компания о том, как женщины выполняют бытовую работу, воспитывают детей.

Хорошо, вы много рассказали о том, чем занимались трудолюбивые народы Сибири. Но у них была своя культура и обычаи, многие из них дошли и до наших времен. Народы Сибири умели не только хорошо трудиться и обеспечивать себя самыми необходимыми вещами, но и слагали песни, сказки и легенды, играли и веселились. Познакомимся с одной из игр.

Игра «Белый шаман» – с бубном (сайт в Интернете trepsy.net)

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – ведущий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный ведущим.
Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

У сибирских народов были и свои праздники, например, у эвенков – «День оленевода» праздновался весной по обряду «Сэвэкан», когда вырастала первая трава и хвоя на лиственнице, а у оленей  появлялись оленята. В это время у эвенков начинался Новый год. Осенью эвенки выполняли обряд «Синкелаун» перед началом охотничьего сезона. А буряты тоже    праздновали Новый год,  он и теперь называется «Сагаалган» –  «Белый месяц».   Еще один интересный праздник  – «Ёхор». На нем буряты танцуют и поют хороводные песни «Хатар». Кто-то один поет про удачную охоту или, наоборот, призывает удачу на охоте, поет про счастье, про свою жизнь, а все вместе танцуют и подхватывают припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Сейчас мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чем будете петь.
– Например, я начну, а тот, кому я отдам бубен,  продолжит, и все поют припев.

– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .

Дети придумывают слова «Хатара»,  предлагая свои варианты  словотворчества, которые сопровождаются движениями, характерными для бурят,  в хороводе.

– Загостились мы в прошлом, пора прощаться с гостеприимной землей наших предков. Какими словами можно проститься?

Игра «Прощание» с «волшебной»  палочкой.

Дети  прощаются жестами или  словами.
Правила: по кругу передается палочка, отвечает тот, у кого палочка.

– Скажем до свиданья по-бурятски: «Баяртай!» и по-эвенкийски: «Аят бикэллу!»

Читаю  стихи Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):

Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!

Звучит песня «Прилетай в Сибирь» из СД альбома «Иркутская история» в исполнении ВИА «Сибирью рожденные».

– Чтобы нам вернуться в наше время, надо выполнить задание:  придумать движения к песне.

Дети выполняют импровизационные движения под песню.

– Вот мы и дома.

Обращаюсь к детям:

Ребята, сотрудники музея «Ангарская деревня» недавно нашли  клад. В нем было письмо, адресованное юным потомкам. Мы ведь с вами часто ездим в «Ангарскую деревню», поэтому работники музея, посоветовавшись, решили отдать находку нам. А чтобы вы имели представление о том, как  проводятся археологические раскопки, они предложили поискать и найти клад самим по плану-карте группы.

Рассматриваем с детьми план-схему группы, находим по отмеченному на ней месту туесок.

Читаю письмо:

«Нашим далеким юным потомкам от коренных народов Земли  Сибирской – эвенков.
Если вы читаете это послание, значит, вы нашли наш клад.
Знайте, наша жизнь была тяжела и сурова. Но мы жили дружно,  помогали друг другу. А еще от всяких бед и болезней нас хранили обереги, они приносили нам удачу.
Оставляем вам некоторые из них. Пусть наши талисманы и вам принесут удачу и защищают вас от напастей.
Познавайте   историю своего родного края. Это принесет вам пользу.
Берегите Матушку-природу, заботьтесь о ней так, как заботилисьмы, и она отплатит вам добром: своими дарами –  лесами, полными жизни,   чистым воздухом, кристальной и вкусной водой, щедрой землей.
Мы землю для вас сохранили, так сохраните и вы ее для ваших потомков»

Под спокойную музыку вместе с детьми разбираем содержимое туеска: кусочки кожи, образцы оберегов, схемы. Изготавливаем талисманы-обереги, вырезая  из кожи геометрические фигуры, привязываем к ним  кисточки по схемам.

Далее в совместной деятельности предоставляю детям возможность проявить творчество и отразить весь полученный опыт в сюжетно-ролевой игре «Стойбище».