Урок русского языка во 2-м классе по теме "Знакомство с особенностями различных типов текста"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с типами текстов: повествование, описание, рассуждение.

Задачи:

  • Ввести понятие текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
  • Научить различать типы текстов по их признакам.
  • Способствовать развитию чувств, эмоций через музыкальное произведение и репродукцию художника И.И. Шишкина.
  • Расширять кругозор о медведях.
  • Развивать речь детей.

Оборудование: сигнальные карточки, (зел. – красн), карточки 6 штук с предложениями, конверты 6 штук с разными типами текстов, 3 карточки с названием типов текста, альбомные листы с вопросами, толковый словарь, муз. произведение автор: П. Гюнт «Утро».

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Прозвенел звонок. Добрый день. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
– С каким настроением пришли на урок? Если у вас всё замечательно, прекрасно просигнальте зелёным цветом, а если на душе у вас грустно, неспокойно – красным цветом.
– В конце урока я думаю, мы просигналим только зелёным цветом.

II. Введение в тему. Постановка цели урока

– Чтобы понять о чём сегодня будет идти речь на уроке, необходимо прочитать то, что записано на карточках (Приложение 1)
– Скажите, в каком случае дан текст?
– Почему?
– Существует несколько типов текста. Прочитайте.
(На доске учитель открывает запись с типами текстов)
– Сможете ли вы сейчас определить какой это тип текста? Почему?
– Как вы думаете, о чём будет идти речь на уроке?
– Чему должны научиться?
– Цель нашего урока: научиться определять тип текста по его признакам.

III. Работа по теме урока

– Вернёмся к тексту. А о ком вы прочитали?
– А что вы знаете о медведях?
– Замечательный русский художник И.И. Шишкин написал картину, которая называется «Утро в сосновом бору»
– Рассмотрим репродукцию в книге. Откройте стр. 31
– Кто знает, что такое репродукция?
– Откуда это можно узнать? (Работа со словарем)
– Всю жизнь художник изучал русский лес, русское дерево. Он воспевал красоту русского леса в своих картинах. Но что интересно, фигуры медведей написал его друг Константин Аполлонович Савицкий.
–Эта репродукция будет нам помогать на уроке. Чтобы представить ещё лучше картину, предлагаю прослушать музыку. П. Гюнт «Утро»
– Понравилось?
– Сейчас я буду задавать вопросы по содержанию репродукции, а вы будете отвечать.
– Договорились?
(Во время беседы, учитель вывешивает альбомные листы с вопросами. С обратной стороны на каждом листе написан только выделенный вопрос. Приложение 2)
– Кто изображен на картине?
– Когда, в какое время суток происходило это действие?
– Что по-вашему мнению делают медвежата?
– А куда они забрались?
Как медвежата себя чувствуют в сосновом бору?
Какая погода была в это утро?
– Что вы можете сказать о деревьях. Какие они на ваш взгляд?
– Давайте по-рассуждаем. Могла ли медведица переживать за своих малышей?
Почему?
– Вы ответили на все вопросы. Но ведь они обо всём и сразу. И о медвежатах (чем они занимаются). И о сосновом бору (как он выглядит). И о том, почему медведица могла переживать за своих детёнышей.
– Посмотрите на вопросы, которые я поместила на доску. Попробуйте их собрать в 3 группы.
– Подумаем, по каким же признакам мы сгруппировали эти вопросы.
– 1 группа – объединены мыслью о действиях
– 2 группа – объединены мыслью о признаках.
– 3 группа – объединены тем, что требует объяснения отношения медведицы к своим детёнышам.
– Отвечая на вопросы 1 группы, мы ведём речь о движении и его развитии; 2 группы – речь о признаках; 3 группы – о причинах и следствиях.
– Отвечая на такие разные вопросы, мы получаем и разные ответы – по содержанию, по строению. Следовательно, ответы, т.е. тексты, которые у нас получились, можно и назвать по-разному.
(На доску вывешиваются таблички с названием типов текста)
– Обратите внимание на первое слово в каждом вопросе. (Под каждым названием типа текста вывешиваются вопросы)
– Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты.
– Различают три типа текста. Прочитаем вместе. (Текст-повествование, текст-описание и текст-рассуждение)
– В Т.-П. – говорится о каких-то действиях, о последовательности событиях. Действия сменяют друг друга. К такому тексту можно поставить вопросы... (Дети читают вопросы с доски)
– В Т.-О. – говорится о признаках предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопросы... (Дети читают вопросы с доски);
– В Т.-Р. – даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту и т.д. Что это такое? Почему это произошло?

Физминутка

IV. Закрепление материала

– Сколько типов текста существует?
– Кто может назвать признаки Т.-П., Т.-О., Т.-Р.?
– Вернёмся к тому тексту, который вы прочитали в начале урока. Попробуйте сейчас определить, к какому типу его можно отнести?

V. Работа в парах

– У вас на партах лежат карточки с текстами. Вам нужно постараться определить, к какому типу текста можно отнести их. (Приложение 3)
– Давайте будем доказывать, почему вы решили таким образом.

VI. Подведение итогов

– Скажите, пожалуйста, а о ком все тексты, с которыми вы работали?
– А знаете ли вы, что семейство медвежьих, насчитывает несколько видов. Медведь белый, бурый, чёрный, очковый, губач, барибал, панда, коала, малайский. Первые три вида живут в нашей стране, остальные – иностранцы. (Если есть возможность, то можно показать картинки с этими медведями)
– И где бы ни жили медведи, они нуждаются в охране.
– Как вы думаете, почему?
– Наш урок подошёл к концу.
– О чём мы говорили на уроке? Что нового узнали?
– А теперь поднимите карточку и просигнальте, с каким настроением вы подошли к концу
– Спасибо.

Литература:

  1. Л.С. Саломатина «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение)» М.– Педагогический Университет. «Первое сентября» – 2010.
  2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев «Развитие речи». Русский язык и литература. Репродукции картин. М.– «Дрофа» –1998.
  3. Современный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С56 С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2004. – 960 с.
  4. Произведение Э. Грига: «Пэр Гюнт. Утро»