Здоровье – неоценимое богатство человека, счастье само по себе. Философ древности Сократ считал: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». К сожалению, эту истину человек начинает понимать поздно. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью дети, и поэтому от нас, взрослых, зависит, какими они «выйдут из детства».
Многие учёные ( Ю.К. Бабанский, В.Ф. Базарный, М.Т. Матюшонок, Н.К. Смирнов и др.) и педагоги-практики неоднократно подчеркивали, что «на здоровье школьников неблагоприятное воздействие оказывает процесс обучения» [1]. По утверждениям специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Влияние школьных факторов риска имеет такое большое значение потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Все это делает необходимым конструирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, при котором обучение ребенка происходило бы не за счет ресурсов его здоровья, а благодаря соблюдению гигиенических норм, оптимизации школьного процесса.
Для решения данной задачи творческой группой учителей начальной школы была создана комплексно-целевая программа «Здоровье», в которой определены содержание и основные направления здоровьесберегающей деятельности школы.
Основные направления данной программы определены теми факторами, которые влияют на причины здоровья учащихся и непосредственно связаны с организацией работы школы. К ним относятся:
- Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.
- Рациональная организация образовательного процесса.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- Организация системы просветительской и методической работы с учителями, родителями.
- Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Рассмотрим, как организована здоровьесберегающая деятельность по данным направлениям.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. В кабинетах начальной школы соблюдаются гигиенические нормы естественного и искусственного освещения рабочих мест учащихся и классных досок, размеры школьной мебели соответствуют возрастно-антропометрическим параметрам школьников, строго выполняется режим проветривания. В школе работают:
- современная столовая, позволяющая организовывать качественное горячее питание в урочное и внеурочное время, которое регулярно контролируется медперсоналом школы;
- оснащенные спортивные залы, в которых произведен капитальный ремонт, отремонтированы душевые, отопительная система, половое покрытие;
- на территории школьного двора имеется спортивная площадка с необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём и школьный стадион.
- медицинский кабинет оснащен обязательным и дополнительным оборудованием.
- создана служба психологического сопровождения образовательного процесса
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя физической культуры, психолог, медицинские работники, социальный работник, уполномоченный по правам ребенка.
2. Рациональная организация образовательного процесса
Рациональная организация ОП – важнейшая часть
всей здоровьесберегающей деятельности нашей
школы. Негативное влияние на детское здоровье
оказывает перегрузка школьников учебными
занятиями в школе и дома. Мы видим свою задачу в
том, чтобы этого не происходило.
Обучение в начальных классах нашей школы
осуществляется по 4 образовательным программам:
дидактическая система Л.В. Занкова, ОП «Школа 2100»,
«Перспективная начальная школа», «Школа России».
Сравнительный анализ данных вариативных
учебно-методических комплектов показал, что «при
глубоком понимании концептуальных основ
программ и технологии
личностно-ориентированного обучения педагог
имеет возможность практически реализовать
заложенный в учебниках здоровьесберегающий аспект
образования» [6]. Возможности самих
учебно-методических комплектов позволяют
сделать процесс обучения комфортным, решить
проблему перегрузки учащихся.
Практика показывает, что положительный эффект
происходит тогда, когда педагог связывают
проблему сохранения здоровья учащихся с
технологией организации урока, видит специфику
авторских подходов, учитывает рекомендации
авторов.
Изучение опыта работы учителей школы помогли нам
определить те условия, которые, по нашему общему
мнению, позитивно влияют на здоровье
обучающихся.
При построении и проведении уроков учителями:
- учитывается психолого-педагогическая характеристика класса (индивидуальные особенности детей, такие, как характер восприятия учебного материала, тип памяти, качества внимания, сформированность навыков учебного труда, индивидуальный темп работы);
- учитываются основные факторы обеспечения благоприятной реакции младших школьников на учебную нагрузку (смена видов деятельности в режиме урока, объем учебного материала, интенсивность работы и её длительность, эмоциональность) по С.М. Громбаху (трудность, насыщенность, эмоциональность); [2]
- в ткань обычных уроков по всем учебным предметам вводится обучение универсальным учебным действиям, владение которыми снимает перегрузки;
- создаются ситуации выбора заданий разных типов и уровня сложности (стандартные и повышенные требования) в классе и при выполнении домашних заданий;
- активно используется деятельностный метод обучения, активные методы обучения, групповые ( парные) формы работы, направленные на взаимодействие обучающихся в процессе обучения;
- для поддержания двигательной активности младших школьников системно проводятся физкультминутки, гимнастики для снятия утомления, мобилизации и нормализации работы различных органов ребенка;
- создается эмоционально-положительный фон урока;
При организации учебного процесса в целом:
- соблюдаются санитарно-гигиенические условия обучения ( соответствие мебели, освещение, проветривание);
- учитывается дневная, недельная и годовая динамика работоспособности;
- применяются личностно-значимые способы учебной работы,
- контролируется дозировка домашних заданий в течение учебного дня, недели;
- систематически включаются в урок упражнения по профилактике нарушения зрения;
Расписание уроков составляется и реализуется в соответствии с уровнем оптимального сочетания объема и структуры недельной учебной нагрузки по классу, исходя из биологической кривой работоспособности учеников с учетом трудоемкости каждого урока ( чередуются трудные и легкие предметы), соотношения количества уроков в день со статическими и динамическими видами деятельности. Количество уроков не превышает максимальной учебной нагрузки, организуется облегченный учебный день в середине учебной недели (четверг). [ 1 ];
Необходимо также отметить, что все учебно-методические комплекты, реализуемые в школе, формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Двигательная активность является биологической потребностью ребенка. Научно доказано, что значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья. Поэтому важным методом сохранения здоровья школьников считаем рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена, во-первых, на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности учащихся, во-вторых, на формирование культуры здоровья. В течение учебного года осуществляется здоровьесберегающая деятельность :
№ п/п |
Мероприятия по оздоровлению |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Профилактика близорукости у детей – специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, а также методы простейших зрительно-координатных тренажей (по В.Ф. Базарному) |
Ежедневно |
Учитель, воспитатели ГПД |
2. |
Использование лечебно-профилактической программы SAFE EYES * |
2 раза в год |
Кл.руководитель |
3. |
Организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками; | 2 раза в неделю |
Кл.руководитель воспитатель ГПД |
4. |
Организация гимнастики до занятий, динамических перемен, физпауз, физкультминуток на уроках, проведение прогулок и подвижных игр. | Ежедневно |
Учитель, кл. руководитель, воспитатель ГПД |
5. |
«Гимнастика маленьких волшебников» – нетрадиционные методы по профилактике заболеваний. |
В течение года. |
Учитель, воспитатель ГПД |
6 |
«Спортивный час» в группе продленного дня |
Ежедневно |
Воспитатель ГПД |
7 |
Спортивные праздники |
1 раз в четверть |
Учитель физкультуры, кл. руков. |
8 |
Спортивные соревнования «Тропа здоровья», «Азимут» |
1 раз в четверть |
Учитель физкультуры, кл. руков. |
9. |
«День здоровья» |
2 раза в год |
Учитель физкультуры, кл. руков. |
10 |
Проведение для детей курса бесед « В
гостях у доктора Айболита»: «Гигиена девочки»; |
В течение учебного года. |
Кл. руководитель |
11 |
Витаминизация |
Зимне-весен. период |
Кл. руководитель воспитатель ГПД |
12 |
Кислородный коктейль |
2 раза в год |
Кл. рук. воспитатель |
13 |
Работа спортивной секции по ОФП «Спорт и здоровье» |
2 раза в неделю |
Преподаватель физкультуры |
14 |
Сквозное проветривание помещений (для уменьшения перекрестного инфицирования и снижения бактериальной загрязненности |
систематически |
Кл.руководитель воспитатель ГПД |
15 |
Строгое соблюдение режима дня в школе и дома. |
Систематически |
Кл. руководитель, родители. |
* В основу методики положено открытие английского нейрофизиолога Ф.Кэмпбелла повышения зрительных функций при показе определенных геометрических изображений.
С 2002 года во 2-4 классах введен третий дополнительный час физической культуры, с 2011 года и в 1-х классах, что способствует не только увеличению двигательной активности обучающихся, на них формируются элементарные теоретические знания о здоровье, ЗОЖ, основы самостоятельных занятий физическими упражнениями. В расписании уроки физкультуры, как правило, поставлены так, чтобы приносить максимальную пользу ребятам: уроки проводятся как минимум через день, между уроками со статическими видами деятельности. Кроме того, до 30% всего времени уроки физической культуры проводятся на воздухе.
Наша деятельность не ограничивается укреплением только соматического (телесного) здоровья школьников. Не менее важным считаем поддержание психического здоровья учащихся. С этой целью в начальной школе реализуется оздоровительно-развивающая программа М.Л. Лазаревой «Цветок здоровья», ориентированная на гармоничное психофизическое развитие ребенка. Кроме того, ведется работа по повышению познавательной активности младших школьников, формированию положительной учебной мотивации, навыков общения, что снижает тревожность у детей. Замечено, что ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.
Детям со школьными проблемами предоставляется психологическая помощь. С этой целью в школе ежегодно в течение учебного года реализуется адаптационный проект, который помогает классным руководителям, педагогам и психологу создавать в классах атмосферу психологического комфорта и поддержки каждого ученика. Результирующим эффектом такой работы следует считать снижение количества детей с трудностями в адаптации у первоклассников с 21% (2006 г) до 5% (2010 г).
4. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Для воспитания такого человека мы и стремимся создать все необходимые условия в образовательном пространстве школы. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно с них необходимо начинать формирование ценности здоровья.
Здоровый образ жизни – это элемент культуры, а культура не возникает сама собой. Вся просветительская работа с учащимися в школе строится с учетом психолого-педагогических особенностей формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно, чтобы дети владели и применяли все многообразие способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
С этой целью педагогами начальной школы созданы и успешно реализуются обучающие программы «Здоровый ребенок», «Здоровье и спорт», направленные на формирование культуры здоровья и профилактику вредных привычек. Классными руководителями проводится система внеклассных и внеурочных мероприятий, в содержании которых основной акцент делается на личностные и социальные факторы здоровья. Для обучения ЗОЖ используются «Уроки здоровья», «Праздники здоровья», творческие конкурсы «Спорт любить – здоровым быть», «Мой любимый вид спорта», организуются через активные формы: дискуссии, ролевые и деловые игры по оздоровительной тематике «Режим – всем необходим», « Путешествие в город Чистоты и Порядка», проводятся Дни здоровья и многое другое.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы: при обсуждении вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья, в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
5. Просветительская и методическая работа с педагогами и родителями
Мы понимаем, что для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни важен уровень компетентности самих педагогов. В 2005 году все учителя начальных классов школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Здоровьесберегающий подход к осуществлению образовательного процесса». Педагоги освоили методические приемы организации здорового образа жизни для себя и своих учеников, техники релаксации, общения, суггестии, психотехники аутогенной тренировки, систематизировали комплексы оздоровительных пауз на уроках, подвижных игр на переменах. Результатом этого можно также считать создание учителями сеансов релаксации для младших школьников, которые нашли свое отражение в образовательном процессе.
В 2009 г учителя активно участвовали в реализации городского проекта «Педагогические технологии сохранения зрения младших школьников в ОУ», результатом которого стали соответствующие методические рекомендации для учителей и родителей, активно используемые в работе с детьми в настоящее время.
Не менее важным аспектом деятельности педагогического коллектива является создание условий для формирования у родителей потребности в здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет положительно влиять на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей. С этой целью с родителями на собраниях проводится санитарно-просветительская работа по вопросам валеологической культуры семьи, естественным средствам оздоровления. В начальной школе организуются различные совместные оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Для обучения родителей правильному общению с детьми в школе работает «Родительский клуб», где разъясняется специфика каждого периода школьной жизни, предлагаются формы работы родителей с детьми, помогающие ребенку справиться со школьными требованиями без ущерба здоровью.
6. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и её профилактика.
Профилактическая работа – это, прежде всего, прививки, также ведутся карты здоровья всех классов, медицинские работники организуют проведение медицинских осмотров, привлекаются к просвещению учителей и родителей. Кроме того, активно используются методы профилактики заболеваний, не требующие постоянного наблюдения врача: в зимне-весенний период проводится витаминизация, дважды в год дети принимают кислородный коктейль, ежедневно осуществляется профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения, и др.
Основные результаты работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление количественного соотношения учащихся в группах здоровья за несколько лет, динамику сезонных заболеваний, динамику школьного травматизма. Осуществляется мониторинг физического развития учащихся младшего школьного возраста.
Заключение
Системность и комплексность в работе учителей начальных классов помогает нам создавать здоровьесберегающее образовательное пространство, которое способствует укреплению, сохранению здоровья детей, а также формирует ценностное отношение у учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
Об оздоровительных результатах деятельности свидетельствует количественное соотношение учащихся в группах здоровья за последние несколько лет: здоровье основной группы учащихся начальных классов стабильно, оно не ухудшается, что очень важно. Можно сказать, что в данном случае мы не разрушаем природоохранительные силы, а наоборот, способствуем их укреплению через систему педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Среди результатов здоровьесберегающей
деятельности можно отметить следующие:
1) увеличение числа детей, имеющих высокий и выше
среднего уровень двигательной подготовленности
учащихся;
2) снижение общего количества времени,
пропущенного по болезни, уменьшение числа часто
и длительно болеющих детей;
3) повышение успеваемости по предмету
«физическая культура» (сдача норм);
4) улучшение психологического климата в классах
(благодаря общим интересам двигательной
направленности);
В настоящее время педагогический коллектив работает над созданием программы «Школа здоровья», в которой будет представлено содержание работы по разделам, охватывающим деятельность всего образовательного учреждения. Реализация данной программы позволит создать такое окружение, в котором детям будет комфортно во всех отношениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин «Организация и
оценка здоровьесберегающей деятельности
образовательных учреждений». МОиН РФ Москва, 2005
г.
2. Н.И. Бурмистров «Для укрепления здоровья
первоклассников» (Комплексы специальных
упражнений) Начальная школа , 1996, №7.
3. Н.П. Капустин «Педагогические технологии
адаптивной школы». Москва , 2001г.
4. Н.Б. Коростелев «Воспитание здорового
школьника» Москва, 1986г.
5. Менчинская Е.А. Организация
здоровьесберегающего обучения – важный аспект
обеспечения качества начального образования в
условиях вариативности образовательных
программ. Материалы областных педагогических
чтений 29-30 марта 2007 г. Тюмень: ТОГИРРО, - С. 9-13 (0,4
п.л.)
6. Менчинская Е.А. Проблемы конструирования
здоровьесберегающего процесса обучения в
современной начальной школе. Материалы
областных педагогических чтений 27-28 марта 2008 г.
Тюмень: ТОГИРРО, С. 16-18 (0,2 п.л.).
7. Менчинская Е.А. Возможности использования
современных учебно-методических комплектов для
сохранения и укрепления социального здоровья
детей. Научно-методический журнал «Начальное
образование», 2006. – №5. С. 21-26 (0,4 п.л.)
8. М.М. Поташник. Управление качеством
образования. Москва 2000г.
9. Педагогический вестник выпуск 24 (2003) МОУ ДПО
«НМЦ». Здоровьесберегающие аспекты деятельности
образовательных учреждений.
10. И.В. Чупаха. Здоровьесберегающие
технологии в образовательно-воспитательном
процессе. Научно-практический сборник
инновационного опыта. Москва. Ставрополь. 2003г.
11. Л.Г. Юранева «Если волнует здоровье детей»
Начальная школа 1996г, №11.