Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [л] в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня

Разделы: Логопедия


Задачи:

  1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах, фразах, коротких стишках.
  2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание, фонематическое восприятие.
  3. Развивать силу голоса, направленную воздушную струю.
  4. Закрепить умение детей определять место звука в слове.
  5. Развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: предметные картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики (слон, мышка, кочки, дом, носорог, булка, коршун, индюк), игрушка Незнайка, картинки: сон, слон, сова, слова, газ, глаз, человечки-звуки (картинки – символы), специализированный компьютерный логопедический тренажёр «Дэльфа-130», новогодняя ёлка с гирляндой, игрушки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, мышка; елочный шары с рисунками – ёлка, лошадь, белка, лось, дятел, крокодил, ласточка, солнышко; схемы слова со звуком Л в начале, середине и конце слова; картинки – символы, подсказывающие, как читать стихи – быстро (ракета), медленно (черепаха), весело (весёлый клоун), грустно (грустный клоун), тихо (колобок с пальцем у рта), громко (колобок с широко открытым ртом), корзинка, мольберт, кабинет оформлен в виде зимнего леса.

Ход занятия

I. Приветствие

Дети говорят хором с логопедом: «Звуки слушаем внимательно,

Произносим их старательно!»

II. Артикуляционная разминка «Два героя»

Логопед: А чтобы чётко и правильно произносить звуки, что нужно поупражнять? Какую гимнастику сделать?

Дети: Гимнастику для язычка.

Логопед читает стихотворение, показывает картинки-символы, дети выполняют артикуляционные упражнения:

«Зимой два героя как-то раз,
Пошли на охоту в поздний час.

(прикусить зубами кончик языка, и на длительном выдохе похлопать пальцами по щекам, чтобы слышались «шаги»).

«Нам, героям, не страшны
Даже дикие слоны!»

(вытянуть губы вперёд хоботком)

Шли, друг другу похвалялись,
Вдруг… мышонка испугались!

(длительно удерживать губы в растянутой улыбке)

И по кочкам наутёк
Побежали со всех ног.

(пошлёпать широким распластанным языком по верхней губе)

Уж до дому добежали,
Но по-прежнему дрожали.

(многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д…)

«Ой! – сказал один «герой». –
Носорог скакал за мной,

(поцокать языком)

Он ружьё моё отнял,
И, как булку, разжевал!

(пожевать язык, многократно произнося слог ЛА)

А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся!»

(облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз)

«Ой! – сказал другой «герой». –
Коршун вился надо мной.
Страшно крыльями махал,

(«помахать» языком вверх – вниз)

Как индюк он болботал

(быстрее движения широким кончиком языка по верхнее губе вперёд – назад)

И с тех пор «героям» что-то
На охоту не охота!

(обиженно оттопырить нижнюю губу)» [1]

Логопед: А вы ребята, испугались бы мышонка? Молодцы! А какой же звук мы с вами будем учиться правильно произносить?

III. Ведение в тему «Незнайкины стихи»:

Незнайка: Привет! Привет! Это опять я к вам в гости заглянул! А что вы тут делаете?

Дети: Мы учимся правильно говорить.

Незнайка: Подумаешь, правильно говорить звук – не правильно, а у меня и без этого хорошие стихи получаются! Я сегодня сочинил, вот послушайте:

«С большими ушами и хоботом он,
Огромный, серый, добрый СОН!»

– Ну, как здорово?

Дети: Не СОН, а СЛОН, серый и большой! (логопед выставляет картинки).

Незнайка: Ну а вот ещё:

«Моя большая голова
Знает разные СОВА!»

Дети: не СОВА, а СЛОВА! (картинки)

Незнайка: Ну а вот это тогда:

«Играли в индейцев мы как-то раз,
Меня называли Зоркий ГАЗ!»

Дети: Не ГАЗ, а ГЛАЗ!

Логопед: Ребята, какой звук всё время пропускает Незнайка?

Дети: Звук Л.

Логопед: Вот, Незнайка, если не научиться правильно произносить звуки, то твои замечательные стихи всегда будут непонятными.

Незнайка: Ладно, ладно, я всё понял! Побегу, запишу теперь правильные стихи, чтобы понятно было! (Незнайка уходит)

Логопед просит детей вспомнить правильную артикуляцию звука Л и дать этому звуку характеристику, выбрав из нескольких человечков – звуков нужную картинку.

IV. Развитие голоса, направленной воздушной струи, автоматизация звука Л в слогах «Компьютерные игры»

Логопед: А вы знаете, какой приближается зимний праздник?

Дети: Новый год.

Логопед: А какую красавицу лесную мы в гости приглашаем и наряжаем?

Дети: Ёлку.

«Ёлочка»:

Логопед: Посмотрите, вот она ёлочка (на мониторе), уже украшена к празднику фонариками, только они не горят. Давайте, зажжём их своими голосами!

Дети по очереди произносят в микрофон гласный (А,О, У, И), если звук достаточно плавный, сильный и длительный то фонарики на елке зажигаются один за другим, а в конце упражнения пульсирует наконечник на ёлке.

«Торт»:

Логопед: А на праздник всегда бывает угощение, у нас сегодня торт давайте погасим на неё свечи!

Дети по очереди дуют в микрофон, если сила воздушной струи достаточная, то на торте гаснут свечи одна за другой.

«Чашка чая»:

Логопед: А с тортом можно и чаю выпить. Только он очень горячий, подуйте, чтобы не обжечься.

Когда ребёнок дует в микрофон, над чашкой чая появляются струйки пара.

«Скатерть-самобранка»:

Логопед: Но на настоящем празднике из угощений бывает не только торт, а много других угощений. Посмотрим, что нам приготовила скатерть-самобранка! Для этого нужно чётки и правильно произносить волшебные слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

При правильном произнесении слога на скатерти-самобранке появляются предметы посуды и угощения. По окончанию упражнения картинка «моргнёт». [3]

V. Динамическая пауза:

Логопед: Ребята, а давайте пойдём в лес и посмотрим, как звери готовятся встречать Новый год?

Наденем лыжи и пойдём!

Дети имитируют движения.

Мы на лыжах ехали, к лесу мы подъехали.
Ждут нас на опушке разные зверушки.
Тут весёлые зайчата, длинноухие ребята.
И крадётся серый волк, зубами грозно щёлк, да щёлк!
Спят в берлоге медвежата, толстопятые ребята.
А лисичка – хороша, ходит мягко, не спеша.
А вот мышка идёт, что-то в норку несёт.
Только белочка сидит, и на ёлочку грустно глядит….

Логопед: Ребята, давайте узнаем у белочки, почему она такая грустная? (вопросы детей)

Белочка: Все звери готовились встречать Новый год, ёлку нарядили, а проказник – волчок, все игрушки с ёлки сорвал и по лесу разбросал…

Логопед, Дети: Не переживай, Белочка, мы тебе поможем, найдём в лесу все игрушки. Мы по лесу шли и видели ёлочные украшения – шарики.

VI. Автоматизация звук Л во фразах «Найдём ёлочные игрушки»

Логопед: Полина будет искать украшения для ёлочки в правой части леса, а Настя – в левой. Кто быстрее соберёт все игрушки!? А принося шарик в корзинку, нужно сказать Белочке, что нарисовано на этом шарике, например, так: «я нашЛа шарик с Лошадкой», и не забыть правильно произнести звук Л.

Дети под музыку собирают шарики в корзинку и говорят Белочке предложения:

  • Я нашла шарик с ёлочкой.
  • Я нашла шарик с ласточкой.
  • Я нашла шарик с крокодилом. и т.д.

VII. Определение места звука Л в слове «Украсим Ёлку»

Логопед: А теперь давайте поможем Белочке украсить ёлочку! Только игрушки нужно развесить правильно, мне Белочка всё объяснила: если в слове (названии картинки на шарике), звук Л в начале слова – шарик нужно повесить наверх (там схема слова со звуком Л в начале слова), если звук Л в середине слова – то шарик вешаем на веточки, которые в середине (схема слова нам подскажет), а если звук Л в конце слова, то игрушку повесим внизу (схема).

Дети выполняют задание, оречевляя свои действия. После этого на ёлочке загораются огоньки гирлянды, Белочка благодарит детей, логопед хвалит детей.

VIII. Автоматизация звука Л в стихах «Артисты»

Логопед: Ребята, а давайте, как на настоящем празднике устроим маленький концерт – прочитаем стихи. Превратимся в настоящих артистов, позовём всех зверей послушать. (игрушки зверей размещаются около ёлки). А как прочитать стихотворение, каждый выберет сам (на мольберте картинки-символы: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно).

Дети выбирают картинку-символ, картинку для стихотворения и читают, правильно произнося звук Л:

«Ёлочка – ёлочка
Колкая иголочка!
  Искала белка дуб с дуплом,
Дупло у белок – это дом!
  Пчела не слон,
Пчела – мала,
Но велики её дела!
  Клоун Милу удивил
Он за хвост слона водил!»

[2]

IX. Итог

Логопед: Молодцы, ребята!

Звери благодарят детей и дарят детям по маленькой шоколадке.

Логопед даёт оценку деятельности детей, спрашивает, что им запомнилось, понравилось, какой звук они учились правильно произносить.

Литература:

  1. И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг!» – Москва: Издательский центр «Вента-Граф», 2004.
  2. Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмовках» – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
  3. Сурдологопедический тренажёр «Дэльфа-130» – Москва, 1998.