Задачи:
- Автоматизировать звук Л в слогах, словах, фразах, коротких стишках.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, слуховое внимание, фонематическое восприятие.
- Развивать силу голоса, направленную воздушную струю.
- Закрепить умение детей определять место звука в слове.
- Развивать интонационную выразительность речи.
Оборудование: предметные картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики (слон, мышка, кочки, дом, носорог, булка, коршун, индюк), игрушка Незнайка, картинки: сон, слон, сова, слова, газ, глаз, человечки-звуки (картинки – символы), специализированный компьютерный логопедический тренажёр «Дэльфа-130», новогодняя ёлка с гирляндой, игрушки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, мышка; елочный шары с рисунками – ёлка, лошадь, белка, лось, дятел, крокодил, ласточка, солнышко; схемы слова со звуком Л в начале, середине и конце слова; картинки – символы, подсказывающие, как читать стихи – быстро (ракета), медленно (черепаха), весело (весёлый клоун), грустно (грустный клоун), тихо (колобок с пальцем у рта), громко (колобок с широко открытым ртом), корзинка, мольберт, кабинет оформлен в виде зимнего леса.
Ход занятия
I. Приветствие
Дети говорят хором с логопедом: «Звуки слушаем внимательно,
Произносим их старательно!»
II. Артикуляционная разминка «Два героя»
Логопед: А чтобы чётко и правильно произносить звуки, что нужно поупражнять? Какую гимнастику сделать?
Дети: Гимнастику для язычка.
Логопед читает стихотворение, показывает картинки-символы, дети выполняют артикуляционные упражнения:
«Зимой два героя как-то раз,
Пошли на охоту в поздний час.
(прикусить зубами кончик языка, и на длительном выдохе похлопать пальцами по щекам, чтобы слышались «шаги»).
«Нам, героям, не страшны
Даже дикие слоны!»
(вытянуть губы вперёд хоботком)
Шли, друг другу похвалялись,
Вдруг… мышонка испугались!
(длительно удерживать губы в растянутой улыбке)
И по кочкам наутёк
Побежали со всех ног.
(пошлёпать широким распластанным языком по верхней губе)
Уж до дому добежали,
Но по-прежнему дрожали.
(многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д…)
«Ой! – сказал один «герой». –
Носорог скакал за мной,
(поцокать языком)
Он ружьё моё отнял,
И, как булку, разжевал!
(пожевать язык, многократно произнося слог ЛА)
А когда я оглянулся,
Он так жадно облизнулся!»
(облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз)
«Ой! – сказал другой «герой». –
Коршун вился надо мной.
Страшно крыльями махал,
(«помахать» языком вверх – вниз)
Как индюк он болботал
(быстрее движения широким кончиком языка по верхнее губе вперёд – назад)
И с тех пор «героям» что-то
На охоту не охота!
(обиженно оттопырить нижнюю губу)» [1]
Логопед: А вы ребята, испугались бы мышонка? Молодцы! А какой же звук мы с вами будем учиться правильно произносить?
III. Ведение в тему «Незнайкины стихи»:
Незнайка: Привет! Привет! Это опять я к вам в гости заглянул! А что вы тут делаете?
Дети: Мы учимся правильно говорить.
Незнайка: Подумаешь, правильно говорить звук – не правильно, а у меня и без этого хорошие стихи получаются! Я сегодня сочинил, вот послушайте:
«С большими ушами и хоботом он,
Огромный, серый, добрый СОН!»
– Ну, как здорово?
Дети: Не СОН, а СЛОН, серый и большой! (логопед выставляет картинки).
Незнайка: Ну а вот ещё:
«Моя большая голова
Знает разные СОВА!»
Дети: не СОВА, а СЛОВА! (картинки)
Незнайка: Ну а вот это тогда:
«Играли в индейцев мы как-то раз,
Меня называли Зоркий ГАЗ!»
Дети: Не ГАЗ, а ГЛАЗ!
Логопед: Ребята, какой звук всё время пропускает Незнайка?
Дети: Звук Л.
Логопед: Вот, Незнайка, если не научиться правильно произносить звуки, то твои замечательные стихи всегда будут непонятными.
Незнайка: Ладно, ладно, я всё понял! Побегу, запишу теперь правильные стихи, чтобы понятно было! (Незнайка уходит)
Логопед просит детей вспомнить правильную артикуляцию звука Л и дать этому звуку характеристику, выбрав из нескольких человечков – звуков нужную картинку.
IV. Развитие голоса, направленной воздушной струи, автоматизация звука Л в слогах «Компьютерные игры»
Логопед: А вы знаете, какой приближается зимний праздник?
Дети: Новый год.
Логопед: А какую красавицу лесную мы в гости приглашаем и наряжаем?
Дети: Ёлку.
«Ёлочка»:
Логопед: Посмотрите, вот она ёлочка (на мониторе), уже украшена к празднику фонариками, только они не горят. Давайте, зажжём их своими голосами!
Дети по очереди произносят в микрофон гласный (А,О, У, И), если звук достаточно плавный, сильный и длительный то фонарики на елке зажигаются один за другим, а в конце упражнения пульсирует наконечник на ёлке.
«Торт»:
Логопед: А на праздник всегда бывает угощение, у нас сегодня торт давайте погасим на неё свечи!
Дети по очереди дуют в микрофон, если сила воздушной струи достаточная, то на торте гаснут свечи одна за другой.
«Чашка чая»:
Логопед: А с тортом можно и чаю выпить. Только он очень горячий, подуйте, чтобы не обжечься.
Когда ребёнок дует в микрофон, над чашкой чая появляются струйки пара.
«Скатерть-самобранка»:
Логопед: Но на настоящем празднике из угощений бывает не только торт, а много других угощений. Посмотрим, что нам приготовила скатерть-самобранка! Для этого нужно чётки и правильно произносить волшебные слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
При правильном произнесении слога на скатерти-самобранке появляются предметы посуды и угощения. По окончанию упражнения картинка «моргнёт». [3]
V. Динамическая пауза:
Логопед: Ребята, а давайте пойдём в лес и посмотрим, как звери готовятся встречать Новый год?
Наденем лыжи и пойдём!
Дети имитируют движения.
Мы на лыжах ехали, к лесу мы подъехали.
Ждут нас на опушке разные зверушки.
Тут весёлые зайчата, длинноухие ребята.
И крадётся серый волк, зубами грозно щёлк, да щёлк!
Спят в берлоге медвежата, толстопятые ребята.
А лисичка – хороша, ходит мягко, не спеша.
А вот мышка идёт, что-то в норку несёт.
Только белочка сидит, и на ёлочку грустно глядит….
Логопед: Ребята, давайте узнаем у белочки, почему она такая грустная? (вопросы детей)
Белочка: Все звери готовились встречать Новый год, ёлку нарядили, а проказник – волчок, все игрушки с ёлки сорвал и по лесу разбросал…
Логопед, Дети: Не переживай, Белочка, мы тебе поможем, найдём в лесу все игрушки. Мы по лесу шли и видели ёлочные украшения – шарики.
VI. Автоматизация звук Л во фразах «Найдём ёлочные игрушки»
Логопед: Полина будет искать украшения для ёлочки в правой части леса, а Настя – в левой. Кто быстрее соберёт все игрушки!? А принося шарик в корзинку, нужно сказать Белочке, что нарисовано на этом шарике, например, так: «я нашЛа шарик с Лошадкой», и не забыть правильно произнести звук Л.
Дети под музыку собирают шарики в корзинку и говорят Белочке предложения:
- Я нашла шарик с ёлочкой.
- Я нашла шарик с ласточкой.
- Я нашла шарик с крокодилом. и т.д.
VII. Определение места звука Л в слове «Украсим Ёлку»
Логопед: А теперь давайте поможем Белочке украсить ёлочку! Только игрушки нужно развесить правильно, мне Белочка всё объяснила: если в слове (названии картинки на шарике), звук Л в начале слова – шарик нужно повесить наверх (там схема слова со звуком Л в начале слова), если звук Л в середине слова – то шарик вешаем на веточки, которые в середине (схема слова нам подскажет), а если звук Л в конце слова, то игрушку повесим внизу (схема).
Дети выполняют задание, оречевляя свои действия. После этого на ёлочке загораются огоньки гирлянды, Белочка благодарит детей, логопед хвалит детей.
VIII. Автоматизация звука Л в стихах «Артисты»
Логопед: Ребята, а давайте, как на настоящем празднике устроим маленький концерт – прочитаем стихи. Превратимся в настоящих артистов, позовём всех зверей послушать. (игрушки зверей размещаются около ёлки). А как прочитать стихотворение, каждый выберет сам (на мольберте картинки-символы: тихо – громко, медленно – быстро, весело – грустно).
Дети выбирают картинку-символ, картинку для стихотворения и читают, правильно произнося звук Л:
«Ёлочка – ёлочка Колкая иголочка! |
Искала белка дуб с дуплом, Дупло у белок – это дом! |
Пчела не слон, Пчела – мала, Но велики её дела! |
Клоун Милу удивил Он за хвост слона водил!» |
[2]
IX. Итог
Логопед: Молодцы, ребята!
Звери благодарят детей и дарят детям по маленькой шоколадке.
Логопед даёт оценку деятельности детей, спрашивает, что им запомнилось, понравилось, какой звук они учились правильно произносить.
Литература:
- И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг!» – Москва: Издательский центр «Вента-Граф», 2004.
- Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические упражнения в рифмовках» – Москва: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Сурдологопедический тренажёр «Дэльфа-130» – Москва, 1998.