Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
На сегодняшний день система образования предъявляет достаточно высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности к обучению в школе. Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи.
В последние годы неуклонно растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Кроме того у данной категории детей отмечается бедность словаря, незначительная задержка в формировании грамматического строя речи, отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными. Также проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
Как показывает практический опыт логопедической работы, обучение старших дошкольников грамоте на логопункте проходит более успешно, с применением компьютера и мультимедийных технологий. Так как применение цвета, графики, звука, позволяют моделировать различные ситуации, развивая при этом познавательные и речевые способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому.
Инновационные компьютерные технологии активизируют учебную деятельность детей, их эмоциональное состояние и в целом, способствуют развитию психических процессов (вниманию, памяти, мышлению…). И это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой, с другой – в условиях Крайнего Севера в период «биологической тьмы» у детей наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
Предлагаю рассмотреть некоторые конкретные этапы специально организованной деятельности по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте с использованием презентаций в программе PowerPoint .
Презентации помогают привлекать внимание детей уже на организационном этапе, цель которого, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Учебную деятельность обычно начинаю с прочтения телеграммы, загадки, прогулки, путешествия, которые проецируются на экране. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.
При характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам, проецирую схему изучаемого звука, которая несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслеобразов. С помощью презентации находим с детьми образное сравнение звука; рассматриваем профиль звука на схеме; уточняем артикуляцию – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука, акустические признаки звуков (гласные или согласные, твёрдые или мягкие, глухие или звонкие) и обозначаем цветовыми символами.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Решая задачи по произношению изучаемых звуков в словах и словосочетаниях, придерживаюсь принципа подбора речевого (определяется темой и сюжетом) и наглядного материала (определяется поставленной задачей). В своей работе по обогащению словаря детей и развитию фонематических представлений, наглядный материал демонстрирую после называния слов детьми. Используемые при этом анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.
Звуковой анализ и синтез — это сложная мыслительная работа, в процессе которой обязательно проецирую картинку. Вначале задание выполняем вместе с детьми, на экране выводится слайд, представляющий собой саму картинку и звуковые окошки, по ходу действий компьютер закрашивает свои окошки, дети выполняют задание на карточках. В дальнейшем, после самостоятельного выполнения задания детьми проверяем, правильно ли сделал задание компьютер. Дети просто сверяют свою работу, изображением на слайде. Это вызывает наибольший интерес у детей.
Знакомя дошкольников с буквой, связываю фонетический образ звука с графическим образом, демонстрирую букву на проекционном экране. Для более прочного и образного запоминания буквы использую приём, в котором элементы буквы находятся в фигурках, наложенных друг на друга. Кроме того, дети «рисуют» буквы пальчиком в воздухе, выкладывают из счётных палочек.
Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой провожу с использованием слайдов и разрезной азбукой, где у детей формируется осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Также предлагаю составлять слова из букв в определенной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв, и слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла. Результаты проводимой работы с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику в подготовке к обучению грамоте детей.
Практика показала, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации , которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
Конспект специально организованной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «В гости к трём медведям»
Цель: знакомство со звуками [М], [М’] и буквой М.
Программное содержание:
- Закреплять навыки различения и четкого произношения звуков [М], [М’] в слогах, словах, фразах;
- познакомить с образом буквы М
- развивать фонематический восприятие и навыки звукового анализа;
- развивать память, внимание, мышление,
- упражнять в подборе местоимений;
- работать над преобразованием деформированной фразы;
- воспитывать доброжелательное отношение, взаимопомощь друг к другу и героям сказки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения персонажей и предметов к сказке «Три медведя» (Маша, медведи, Мишутка; малина, мёд, мак, мишка, машина, мяч, пирамидка, самолёт, матрёшка, гном); мяч, символы звуков, карточки со звуковыми окошками, счётные палочки, графическое изображение буквы М, индивидуальные зеркала, цветные карандаши.
Ход деятельности
Слайд 2.1. Организационный момент.
Был такой однажды случай:
Дом стоял в лесу дремучем.
В дом хозяева зашли – безобразие нашли.
На трех стульях кто сидел?
Кто похлебку всю доел?
Кто помчался без оглядки
Из Мишуткиной кроватки?
Кто шмыгнул в окно, как ветер,
В старой сказке … («Три медведя»)
Кто герои этой сказки? (Маша. Медведи.)
Слайд 3. Сегодня мы побываем с Машей в гостях у трех медведей и будем изучать звуки м, м'.
2. Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и акустическим признакам.
М-маша. Какой первый звук вы услышали в этом слове? (Звук м.) Возьмите зеркала. Чем мы произносим звук М? (Губами.) Какое животное произносит звук М-М-М.
Слайд 4.Посмотрите на свои губы, они чуть-чуть сердятся, когда произносят звук м. Язык находится внизу. Воздушная струя выходит через нос. Какой это звук, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? (согласный, твёрдый) Каким символом будем его обозначать? (Синим квадратиком).
М-медведи. Какой первый звук вы услышали в этом слове? (Звук м'.) Губы чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук м', Как звучит звук м'? (Мягко, нежно.) Этот звук ... (согласный, мягкий.)
3. Развитие фонематических представлений
Слайд 5. Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. В их названии есть звуки м, м'. Что любят медведи? (Мёд, малину.)
Какие игрушки может подарить Маша Мишутке? (Машинку, матрешку, гармонь, мозаику, пирамидку, мяч, самолёт, гнома)
Слайд 6.4.Определение позиции звуков М, М', в словах
Возьмите карточки (Рисунок 1.), определите позицию звуков М, М' и закрасьте звуковые окошки
Рисунок 1.
Теперь проверим правильно ли мы выполнили задание.
Слайд 7.Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощение у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой машинка? Эти моя игрушки?» Научим Мишутку правильно использовать слова. (Надо говорить «моя красивый машинка», «мои новые игрушки».) Дети исправляют вопросы Мишутки.
О чем еще можно сказать — «мой», «моя», «мои»?
5. Физминутка (Различение звуков М-М'):
- игра "Наоборот"(с мячом):
ма - мя |
ам - амь |
мо - |
ом - |
му- |
ум - |
мы - |
ым - |
- Медведи разговаривают на своём медвежьем языке, давайте и мы попробуем также поговорить (воспроизведение слоговых рядов, с использованием мяча):
ма-ма-мя мя-мя-ма
ма-мя-мя мя-ма-ма
ма-мя-ма мя-ма-мя и т.д.
6. Звуковой анализ слова МИШКА
Слайд 8.Медвежонок поблагодарил Машу за подарки и попросил помочь выложить слово МИШКА символами.
Слайд 9.
7. Восстановление деформированного текста
Маленький Мишутка заговорил предложениями. Послушайте, что у него получилось: «Мама мыть Мишутка. Возле дом цвести мак. Мишутка мыть лапы мыло. Мы ходить по малина».
8. Знакомство с буквой М
Слайд 10.Звуки М, Мь на письме обозначаются буквой М. Познакомьтесь с буквой М. Ребята, без нее не напишешь самое главное и прекрасное слово МАМА.
Взялись за руки друзья.
И сказали: «Ты да я — это мы!»
А между тем
Получилась буква М. А. Шибаев
Дети попарно берутся за руки, изображая букву М.
Слайд 11. Выкладывание буквы М из палочек. Прорисовывание М в воздухе.
9. Чтение слогов Слайд 12., Слайд 13.
Маша решила научить Мишутку читать, давайте ей поможем.
Итог. «С каким звуком мы сегодня работали на занятии? С какой буквой познакомились?»
Самоанализ детей: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?»
Слайд 14. «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами».
Используемая литература:
- Акименко М.В. Новые логопедические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. Составитель О.Е. Громова. Приложение к журналу «Обруч» ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2008
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.Обучение грамоте детей с нарушениями речи.- Москва «ТЦ Сфера» 2001.
- Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. М.:Гном и Д. 2000.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- Москва «Владос» 2001.
- «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова – М., «Издательство «Просвещение», 2008.
- «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада) под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. – М., издательство «Школьная пресса» 2002.
- Ткаченко Т.А Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.:Гном и Д. 2000.