Урок окружающего мира в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Цель. Расширение и углубление знаний обучающихся о птицах.

Задачи:

  • сформировать понятия “хищные”, “насекомоядные” и “растительноядные” птицы; учить устанавливать зависимость строения клюва от способа питания.
  • формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, делать выводы;
  • развивать мыслительные операции обучающихся: сравнение, анализ, обобщение;
  • развивать коммуникативные умения обучающихся.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап.

Приветствие:

В мире много интересного
Нам порю неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, скорей, друзья, за дело!

У.: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим заниматься исследованиями, которые приведут нас к открытию нового. А что необходимо уметь исследователю?

Д.: Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать, анализировать, делать выводы.

У.: Вот мы с вами сейчас понаблюдаем.

II. ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

У.: Посмотрите в окно. Расскажите, какая сегодня погода?

– А вы, ребята будете оценивать ответ ученика. На доске критерии.

– По каким критериям будем оценивать ответ?

Д.: Точность (правильность) ответа, полная характеристика погоды

(один ученик даёт характеристику погоды)

ПАМЯТКА на парте у каждого обучающегося

– Какое время года сейчас? Почему вы так думаете? Какая дата? Какой день недели? Погода: ясная, пасмурная, переменная. Есть ли осадки? Дует ли ветер? Какие изменения в природе произошли за неделю?

Д.: На улице – зима, потому что температура ниже нуля, идёт временами снег, люди одеты в тёплые одежды, деревья голые, земля покрыта снегом, солнце светит низко. Сегодня: 22 февраля. Вторник. Переменная облачность: солнце то появляется, то пропадает. Осадков нет или с утра идёт снег*. Ветра нет ←. Продолжительность светового дня увеличилась. Слайд.

У.: Мы продолжаем наше исследование, и я предлагаю поработать в парах.

Не зря говорят: «один ум хорошо, а два - лучше».

РАБОТА В ПАРАХ (карточки парам с загадками, другим парам пословицы и поговорки о зимних месяцах)

У.: Поднимите руки у кого карточки жёлтого цвета – на этих карточках загадки. Слушайте внимательно задание.

Ваша задача: отгадать загадки, выбрать и зачитать классу только те, в которых описывается зимний месяц - февраль.

У.: Поднимите руки у кого карточки голубого цвета. Слушайте внимательно задание.

Ваша задача: нужно пословицы прочитать, вставить название месяца и зачитать классу только те пословицы и поговорки, в которых описывается зимний месяц – февраль.

КАРТОЧКА 1

Задание: прочитать, отгадать и выбрать загадки о зимнем месяце (феврале):

Загадки:

  1. Назовите, ребята, месяц в этой вот загадке: дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год (декабрь)
  2. Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега. То бураны, то метели на деревню налетели. По ночам мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (февраль) Слайд.
  3. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду - упадёт не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи за месяц это? (январь)

КАРТОЧКА 2

Задание: прочитать пословицы и поговорки. Вставьте нужное название месяца в пословицу, найди свою пословицу и прочитай её классу:

  1. … зиму начинает, а год кончает.
  2. … – году начало, зиме – середина.
  3. … – хвостик зимы. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Слайд

У.: Пары готовы отвечать? Но не просто зачитываем ответ, а с доказательством.

Почему именно эту загадку вы выбрали?

ПРОВЕРКА работы.

У.: Вы, ребята, внимательно слушаете и оцениваете ответы своих одноклассников. (согласны, не согласны – показываем значком)

ПРОВЕРКА работы. Первая пара. Загадка о феврале вторая, потому что в ней описывается признак месяца: мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно.

III. ФИЗМИНУТКА.

Слайд

А теперь все тихо встали…
– А сейчас мы в лес пойдём…
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Подними ладоши выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!
Подними ладоши выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел? Вышли гуси
Вот один, а вот другой!
Подними ладоши выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Тихо сели, вновь за дело.

У.: Посмотрите, ребята, на картину зимнего леса, кого вы не видите в нашем лесу? На слайде изображён зимний лес: деревья и сугробы.

Д.: В лесу не хватает птиц, зверей.

У.: А вот кого из жителей леса мы сегодня будем изучать, вы узнаете, выполнив самостоятельно задание. Игра «Собери слово из звуков»:

  1. Возьмите звук парный по глухости звуку Б
  2. Это лишний звук в группе звуков: Л, Р, С, Т
  3. Следующий звук ударный гласный в слове ЛИСТЬЯ
  4. Найдите согласный звук, который находится в третьем слоге в слове ЛИСИЦА
  5. Найдите в группе звуков «лишний»: Ж, З, Ф, Ы

У.: Какое слово получилось?

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

У.: Так, кто назовёт тему сегодняшнего урока?

Д.: ПТИЦЫ.

У.: Правильно. Сегодня мы поговорим о жизни птиц и узнаем много – много подробностей о них. Каких птиц можно встретить зимой?

Д.: В лесу: снегирь, синица, клёст, сова, дятел.

У.: Выпал снег, и наш лес тихо стоит, укутавшись в снежную шубу. Мы не слышим здесь весеннего и летнего разноголосья птиц, но так ли уж там тихо? Об этом мы узнаем, послушав небольшой отрывок. Слайд Откройте учебник на с. 99.

(Чтение текста в учебнике вслух хорошо читающими детьми)

У.: Почему снегирей называют “тихопевами”?

Д.: Пение у них нежное, тихое.

У.: Послушайте голоса птиц и рассмотрите картинки. Слайды с изображеним птиц и их звучанием.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

У.: Ребята, посмотрите на строение клюва птиц. Чем они похожи (прочные, острые) и чем отличаются?

Д.: Цвет, форма, размер. Слайд

У.: Почему у птиц разное строение клюва? Слайд

Ответ на этот вопрос предлагаю вам обсудить вместе с соседом по парте.  

РАБОТА В ПАРАХ

У.: Кто готов? А вы, ребята, слушаете ответы одноклассников внимательно, согласны вы с их предположением или нет?

Д.: У дятла клюв тонкий и острый, прямой, прочный. Он этим клювом раздалбливает кору дерева, у сойки клюв толстый, короткий, таким клювом удобно раскусывать семена, у ястреба клюв – острый, загнутый вниз - удобно таким клювом хватать и разрывать добычу.

У.: По способу питания всех птиц можно разделить на три группы: хищные, растительноядные, насекомоядные. Слайд

У.: Попробуйте, как настоящие учёные, сами определить каких птиц называют: хищными, растительноядными и насекомоядными?

РАБОТА В ГРУППАХ

Каждому даётся название одной из групп.

У.: Ваша задача: дать определение той группе птиц, название которой у вас написано на карточке.

ПРОВЕРКА.

У.: А как убедиться в правильности сделанного вами предположения?

Д.: Прочитать в учебнике

У.: С.100. Читаем вывод.

– Правильно сделали вывод?

VI. ИГРА «ПТИЦЫ” – ФИЗМИНУТКА

(Если слышим название птицы – встаём, если нет – садимся и хлопаем в ладоши)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Вилки и ножи
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Плюшки и подушки,
Даже совы-сплюшки
Лебеди и утки,
Нитки и катушки
И спасибо шутке!

VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

Поиграем – с. 101.

У.: Сегодняшние знания, которые мы приобрели на уроке помогут нам в игре, которая называется «Соображалки”.

Задание: Прочитайте название птицы. Определить к какой группе относится данная птица. Приклеиваем фишки (самостоятельно):

  • красная фишка – насекомоядные;
  • зелёная растительноядные;
  • жёлтая – хищная.

ПРОВЕРКА по образцу на доске:

У.: Были ли те, кто ошибся? В чём причина допущенной ошибки?

Д.: Не запомнил, нужен помощник – учебник и т.д.

VIII. ИТОГ УРОКА

У.: По какому признаку вы относили птиц к данным группам?

Д.: По способу питания.

С. 100. Читаем текст.

У.: Почему разное строение клюва у птиц? Подчеркните в тексте.

Наше исследование на уроке подошло к концу.

У.: Я приготовила вам дополнительный материал, а ребята сейчас вам прочитают.

Д.: у ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно пичуг сбивать на лету, мясо от добычи отрывать.

Таких птиц называют хищными (у них обычно клюв короткий, сильный и загнутый крючком)

Д.: у пеликана клюв – сачок. Найдёт пеликан стаю рыб, разинет клюв и подхватит добычу. А как удобно в таком сачке рыбу переносить своим птенцам!

Д.: у попугая клюв крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать дупла для гнёзд, а ещё за ветки цепляться.

Таких птиц называют растительноядными – клюв короткий и тупой.

Д.: Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры длинным языком вредных жучков – вредителей.

Таких птиц называют насекомоядными (клювы у них тонкие и острые)

Хотите подробнее узнать о пеликанах или о других птицах?

Можно обратиться в библиотеку, посмотреть в энциклопедии, журналах. Много интересного можно узнать о птицах.

IX. РЕФЛЕКСИЯ

У.: Подведём итоги

  • Теперь я знаю, что….
  • Я понял, что… Слайд

У.: Спасибо всем за работу. Пожмите друг другу руку и поблагодарите за совместную работу.

У.: Ещё раз назовём тему сегодняшнего урока. Кто считает, что до конца понял тему, может безошибочно относить птиц по способу питания в группы, то в мешочек, где улыбается солнышко положите жёлтый квадратик, а кто считает, что ещё нужно поработать по этой теме положите в другой мешочек – розовый квадратик. Слайд