Тип урока: Изучение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цель. Расширение и углубление знаний обучающихся о птицах.
Задачи:
- сформировать понятия “хищные”, “насекомоядные” и “растительноядные” птицы; учить устанавливать зависимость строения клюва от способа питания.
- формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, делать выводы;
- развивать мыслительные операции обучающихся: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать коммуникативные умения обучающихся.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап.
Приветствие:
В мире много интересного
Нам порю неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так, скорей, друзья, за дело!
У.: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим заниматься исследованиями, которые приведут нас к открытию нового. А что необходимо уметь исследователю?
Д.: Самое главное в исследовании, это умение всё замечать, т.е. наблюдать, анализировать, делать выводы.
У.: Вот мы с вами сейчас понаблюдаем.
II. ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
У.: Посмотрите в окно. Расскажите, какая сегодня погода?
– А вы, ребята будете оценивать ответ ученика. На доске критерии.
– По каким критериям будем оценивать ответ?
Д.: Точность (правильность) ответа, полная характеристика погоды
(один ученик даёт характеристику погоды)
ПАМЯТКА на парте у каждого обучающегося
– Какое время года сейчас? Почему вы так думаете? Какая дата? Какой день недели? Погода: ясная, пасмурная, переменная. Есть ли осадки? Дует ли ветер? Какие изменения в природе произошли за неделю? |
Д.: На улице – зима, потому что температура ниже нуля, идёт временами снег, люди одеты в тёплые одежды, деревья голые, земля покрыта снегом, солнце светит низко. Сегодня: 22 февраля. Вторник. Переменная облачность: солнце то появляется, то пропадает. Осадков нет или с утра идёт снег*. Ветра нет ←. Продолжительность светового дня увеличилась. Слайд.
У.: Мы продолжаем наше исследование, и я предлагаю поработать в парах.
Не зря говорят: «один ум хорошо, а два - лучше».
РАБОТА В ПАРАХ (карточки парам с загадками, другим парам пословицы и поговорки о зимних месяцах)
У.: Поднимите руки у кого карточки жёлтого цвета – на этих карточках загадки. Слушайте внимательно задание.
Ваша задача: отгадать загадки, выбрать и зачитать классу только те, в которых описывается зимний месяц - февраль.
У.: Поднимите руки у кого карточки голубого цвета. Слушайте внимательно задание.
Ваша задача: нужно пословицы прочитать, вставить название месяца и зачитать классу только те пословицы и поговорки, в которых описывается зимний месяц – февраль.
КАРТОЧКА 1 Задание: прочитать, отгадать и выбрать загадки о зимнем месяце (феврале): Загадки:
|
КАРТОЧКА 2 Задание: прочитать пословицы и поговорки. Вставьте нужное название месяца в пословицу, найди свою пословицу и прочитай её классу:
|
У.: Пары готовы отвечать? Но не просто зачитываем ответ, а с доказательством.
Почему именно эту загадку вы выбрали?
ПРОВЕРКА работы.
У.: Вы, ребята, внимательно слушаете и оцениваете ответы своих одноклассников. (согласны, не согласны – показываем значком)
ПРОВЕРКА работы. Первая пара. Загадка о феврале вторая, потому что в ней описывается признак месяца: мороз силён, днём капели слышен звон. День прибавился заметно.
III. ФИЗМИНУТКА.
Слайд
– А теперь все тихо встали…
– А сейчас мы в лес пойдём…
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Подними ладоши выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!
Подними ладоши выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел? Вышли гуси –
Вот один, а вот другой!
Подними ладоши выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Тихо сели, вновь за дело.
У.: Посмотрите, ребята, на картину зимнего леса, кого вы не видите в нашем лесу? На слайде изображён зимний лес: деревья и сугробы.
Д.: В лесу не хватает птиц, зверей.
У.: А вот кого из жителей леса мы сегодня будем изучать, вы узнаете, выполнив самостоятельно задание. Игра «Собери слово из звуков»:
|
У.: Какое слово получилось?
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
У.: Так, кто назовёт тему сегодняшнего урока?
Д.: ПТИЦЫ.
У.: Правильно. Сегодня мы поговорим о жизни птиц и узнаем много – много подробностей о них. Каких птиц можно встретить зимой?
Д.: В лесу: снегирь, синица, клёст, сова, дятел.
У.: Выпал снег, и наш лес тихо стоит, укутавшись в снежную шубу. Мы не слышим здесь весеннего и летнего разноголосья птиц, но так ли уж там тихо? Об этом мы узнаем, послушав небольшой отрывок. Слайд Откройте учебник на с. 99.
(Чтение текста в учебнике вслух хорошо читающими детьми)
У.: Почему снегирей называют “тихопевами”?
Д.: Пение у них нежное, тихое.
У.: Послушайте голоса птиц и рассмотрите картинки. Слайды с изображеним птиц и их звучанием.
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
У.: Ребята, посмотрите на строение клюва птиц. Чем они похожи (прочные, острые) и чем отличаются?
Д.: Цвет, форма, размер. Слайд
У.: Почему у птиц разное строение клюва? Слайд
Ответ на этот вопрос предлагаю вам обсудить вместе с соседом по парте.
РАБОТА В ПАРАХ
У.: Кто готов? А вы, ребята, слушаете ответы одноклассников внимательно, согласны вы с их предположением или нет?
Д.: У дятла клюв тонкий и острый, прямой, прочный. Он этим клювом раздалбливает кору дерева, у сойки клюв толстый, короткий, таким клювом удобно раскусывать семена, у ястреба клюв – острый, загнутый вниз - удобно таким клювом хватать и разрывать добычу.
У.: По способу питания всех птиц можно разделить на три группы: хищные, растительноядные, насекомоядные. Слайд
У.: Попробуйте, как настоящие учёные, сами определить каких птиц называют: хищными, растительноядными и насекомоядными?
РАБОТА В ГРУППАХ
Каждому даётся название одной из групп.
У.: Ваша задача: дать определение той группе птиц, название которой у вас написано на карточке.
ПРОВЕРКА.
У.: А как убедиться в правильности сделанного вами предположения?
Д.: Прочитать в учебнике
У.: С.100. Читаем вывод.
– Правильно сделали вывод?
VI. ИГРА «ПТИЦЫ” – ФИЗМИНУТКА
(Если слышим название птицы – встаём, если нет – садимся и хлопаем в ладоши)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Вилки и ножи
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Плюшки и подушки,
Даже совы-сплюшки
Лебеди и утки,
Нитки и катушки
И спасибо шутке!
VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.
Поиграем – с. 101.
У.: Сегодняшние знания, которые мы приобрели на уроке помогут нам в игре, которая называется «Соображалки”.
Задание: Прочитайте название птицы. Определить к какой группе относится данная птица. Приклеиваем фишки (самостоятельно):
- красная фишка – насекомоядные;
- зелёная растительноядные;
- жёлтая – хищная.
ПРОВЕРКА по образцу на доске:
У.: Были ли те, кто ошибся? В чём причина допущенной ошибки?
Д.: Не запомнил, нужен помощник – учебник и т.д.
VIII. ИТОГ УРОКА
У.: По какому признаку вы относили птиц к данным группам?
Д.: По способу питания.
С. 100. Читаем текст.
У.: Почему разное строение клюва у птиц? Подчеркните в тексте.
Наше исследование на уроке подошло к концу.
У.: Я приготовила вам дополнительный материал, а ребята сейчас вам прочитают.
Д.: у ястреба клюв загнут книзу. Таким клювом удобно пичуг сбивать на лету, мясо от добычи отрывать.
Таких птиц называют хищными (у них обычно клюв короткий, сильный и загнутый крючком)
Д.: у пеликана клюв – сачок. Найдёт пеликан стаю рыб, разинет клюв и подхватит добычу. А как удобно в таком сачке рыбу переносить своим птенцам!
Д.: у попугая клюв крючком. Таким клювом удобно колоть орехи, расковыривать дупла для гнёзд, а ещё за ветки цепляться.
Таких птиц называют растительноядными – клюв короткий и тупой.
Д.: Лесному доктору – дятлу такой острый клюв нужен, чтобы долбить деревья и добывать из-под коры длинным языком вредных жучков – вредителей.
Таких птиц называют насекомоядными (клювы у них тонкие и острые)
Хотите подробнее узнать о пеликанах или о других птицах?
Можно обратиться в библиотеку, посмотреть в энциклопедии, журналах. Много интересного можно узнать о птицах.
IX. РЕФЛЕКСИЯ
У.: Подведём итоги
- Теперь я знаю, что….
- Я понял, что… Слайд
У.: Спасибо всем за работу. Пожмите друг другу руку и поблагодарите за совместную работу.
У.: Ещё раз назовём тему сегодняшнего урока. Кто считает, что до конца понял тему, может безошибочно относить птиц по способу питания в группы, то в мешочек, где улыбается солнышко положите жёлтый квадратик, а кто считает, что ещё нужно поработать по этой теме положите в другой мешочек – розовый квадратик. Слайд