Урок математики по теме "Делечение двузначного числа на двузначное"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытия нового знания.

Цели и задачи урока: сформировать умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на двузначное.

Структура урока:

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

II этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Цель: выявление места и причины затруднения.

III этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

V этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

Цель: усвоение нового способа действий.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

  1. Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в детях веры в свои силы и создания игровой ситуации;
  2. Определить содержательные рамки урока: внетабличное деление.

Организация учебного процесса на этапе I.

1. Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Королев)

– Чем знаменит наш город? (Наш город — наукоград, в нем есть ЦУП)

Мы отправляемся на космическом корабле к далеким звездам.

Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас.

2. Звучит музыка. На доске – макет космического корабля.

Учитель вывешивает на доску карту звездного неба.

– С чего мы начнем наш урок? (с повторения необходимых знаний)

– А как мы знакомимся с новым материалом, как получаем новое знание? (Попробуем, если не получится, остановимся, подумаем, сами откроем способ, научимся его применять)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

  1. Актуализировать смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, повторить изученные приемы внетабличного умножения и деления;
  2. Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  3. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  4. Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
  5. Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  6. Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на II этапе.

На этапе актуализации знаний повторяется смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, изученные приемы внетабличного умножения и деления.

Макет космического корабля перелетает от звезды к звезде, на которых записаны:

  1. Эталон: а : b = с
    с * b = а (смысл деления)
  2. Внетабличное умножение: 3 * 25
  3. Внетабличное деление: 96 : 4

(Учитель вывешивает на доску алгоритм умножения двузначного числа на однозначное и алгоритм деления двузначного числа на однозначное)

– Что мы сейчас повторим? (смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, изученные приемы внетабличного умножения и деления)

– Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Какое задание я вам сейчас предложу? (задание в котором есть что-то новое)

– Зачем? (чтобы понять, что я знаю, что не знаю)

– Попробуйте решить задание на звездочке?

– Кто не решил?

– Что показало вам ваше пробное действие? (не умею, не решали, не успел)

– У кого получились ответы? (все ответы фиксируются на доске, правильный обводится в кружок) Кто решил и получил неверный ответ?

– В чем ваше затруднение?

– Кто решил правильно, докажите, обоснуйте ответ (обосновать не могут, так как нет алгоритма)

– Что же делать дальше? (надо подумать)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Выявить и зафиксировать причину затруднения.

Организация учебного процесса на III этапе.

  1. Что делали? Какое задание выполняли? (делили двузначное число на двузначное)
  2. А как решали? Чем пытались воспользоваться? (алгоритмом деления двузначного числа на однозначное)
  3. Сколько цифр в записи делителя? (две)
  4. Как вы думаете, в чем причина затруднения? (нет алгоритма для деления двузначного числа на двузначное)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Построить проект выхода из затруднения

– Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное)

– Уточним тему нашего урока («внетабличное деление: 36:12»)

– Что нам поможет в достижении нашей цели? (эталоны, правила)

Исследуем оставшиеся на доске равенства и взаимосвязь между умножением и делением:

а : b = с
с * b = а

– А теперь составим план, по которому будем работать: (План повесить на доску)

  1. Прочитать карточки.
  2. Расставить по порядку алгоритма.
  3. Расставить стрелки.

– А теперь попробуйте составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное (подбором) самостоятельно.

– Работаем в группах.

– Вспомним правила работы в группах (В каждой группе должен выть ответственный, он отвечает за работу всей группы и за результат. Каждый член группы имеет право высказаться, остальные должны выслушать. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам).

– Алгоритм будете составлять сами, используя карточки и стрелки (на магнитных досках).

V. Реализация построенного проекта.

Цели:

  1. Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
  2. Организовать фиксацию построенного способа действия в речи (с помощью эталона);
  3. Организовать уточнение общего характера нового знания

Организация учебного процесса на этапе V.

  1. Работа в группах на магнитных досках.
  2. Каждая группа защищает свой проект.
  3. Сравните ваши алгоритмы с алгоритмом на доске.

– Выполним деление по алгоритму.

– Решили?

– Сняли затруднение?

– Обосновали?

– Где мы будем применять наше новое знание?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе VI.

– Что мы будем делать? (Тренироваться. Закрепим наши знания)

  1. Фронтально с.86 № 2(a)
  2. В парах с.86 № 2 (б) - 1 столбик

Проверка: на доске образец для самопроверки.

– Кто допустил ошибки? В чем они?

– Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

– Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (мы умеем делить двузначное число на двузначное подбором)

– Как в этом убедиться? (нужно выполнить самостоятельную работу)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. Организовать самопроверку и самооценку учащимися
  2. С.86 №2

– Проверка по эталону

Проводится вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

– У кого есть ошибки? В чем они?

– Сделайте вывод. (необходимо потренироваться в вычислениях)

– Где вы можете это сделать? (при выполнении домашнего задания)

– У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (мы поняли, как делить двузначные числа на двузначные).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Организовать тренинг умения выполнять внетабличное деление двузначного числа на двузначное подбором.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

– При выполнении каких заданий мы можем встретиться с приемом деления двузначного числа на двузначное посредством подбора частного? {прирешении задач, уравнений, выражении).

Решить уравнения:

с*25=75
16*х=80

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. Зафиксировать в речи новый способ действий;
  2. Зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
  3. Оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе IX.

– Как мы заканчиваем наш урок? (анализируем свою работу)

– Какова была цель сегодняшнего урока? (составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное подбором, научиться ими пользоваться)

– Достигли цели? Докажите. Повторите алгоритм.

– У кого получилось открыть новый способ? Докажите.

– Кому не удалось? Почему?

– Над чем надо поработать?

– Как мы поработали?

– Оцените свою работу?

(Звездочки:

  • голубая — «понял»
  • розовая — «остались вопросы»
  • белая — «не понял».)

Домашнее задание: с.86 №3, с. 87 №6 (по выбору).