Тип урока: открытия нового знания.
Цели и задачи урока: сформировать умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на двузначное.
Структура урока:
I этап. Самоопределение к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
II этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
Цель: выявление места и причины затруднения.
III этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.
V этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.
Цель: усвоение нового способа действий.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в детях веры в свои силы и создания игровой ситуации;
- Определить содержательные рамки урока: внетабличное деление.
Организация учебного процесса на этапе I.
1. Ребята, как называется город, в котором мы живем? (Королев)
– Чем знаменит наш город? (Наш город — наукоград, в нем есть ЦУП)
– Мы отправляемся на космическом корабле к далеким звездам.
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас.
2. Звучит музыка. На доске – макет космического корабля.
Учитель вывешивает на доску карту звездного неба.
– С чего мы начнем наш урок? (с повторения необходимых знаний)
– А как мы знакомимся с новым материалом, как получаем новое знание? (Попробуем, если не получится, остановимся, подумаем, сами откроем способ, научимся его применять)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- Актуализировать смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, повторить изученные приемы внетабличного умножения и деления;
- Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- Организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
- Организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на II этапе.
На этапе актуализации знаний повторяется смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, изученные приемы внетабличного умножения и деления.
Макет космического корабля перелетает от звезды к звезде, на которых записаны:
- Эталон: а : b = с
с * b = а (смысл деления) - Внетабличное умножение: 3 * 25
- Внетабличное деление: 96 : 4
(Учитель вывешивает на доску алгоритм умножения двузначного числа на однозначное и алгоритм деления двузначного числа на однозначное)
– Что мы сейчас повторим? (смысл деления, взаимосвязь между умножением и делением, изученные приемы внетабличного умножения и деления)
– Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Какое задание я вам сейчас предложу? (задание в котором есть что-то новое)
– Зачем? (чтобы понять, что я знаю, что не знаю)
– Попробуйте решить задание на звездочке?
– Кто не решил?
– Что показало вам ваше пробное действие? (не умею, не решали, не успел)
– У кого получились ответы? (все ответы фиксируются на доске, правильный обводится в кружок) Кто решил и получил неверный ответ?
– В чем ваше затруднение?
– Кто решил правильно, докажите, обоснуйте ответ (обосновать не могут, так как нет алгоритма)
– Что же делать дальше? (надо подумать)
III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: Выявить и зафиксировать причину затруднения.
Организация учебного процесса на III этапе.
- Что делали? Какое задание выполняли? (делили двузначное число на двузначное)
- А как решали? Чем пытались воспользоваться? (алгоритмом деления двузначного числа на однозначное)
- Сколько цифр в записи делителя? (две)
- Как вы думаете, в чем причина затруднения? (нет алгоритма для деления двузначного числа на двузначное)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Построить проект выхода из затруднения
– Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное)
– Уточним тему нашего урока («внетабличное деление: 36:12»)
– Что нам поможет в достижении нашей цели? (эталоны, правила)
Исследуем оставшиеся на доске равенства и взаимосвязь между умножением и делением:
а : b = с
с * b = а
– А теперь составим план, по которому будем работать: (План повесить на доску)
- Прочитать карточки.
- Расставить по порядку алгоритма.
- Расставить стрелки.
– А теперь попробуйте составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное (подбором) самостоятельно.
– Работаем в группах.
– Вспомним правила работы в группах (В каждой группе должен выть ответственный, он отвечает за работу всей группы и за результат. Каждый член группы имеет право высказаться, остальные должны выслушать. Группа должна работать так, чтобы не мешать другим группам).
– Алгоритм будете составлять сами, используя карточки и стрелки (на магнитных досках).
V. Реализация построенного проекта.
Цели:
- Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- Организовать фиксацию построенного способа действия в речи (с помощью эталона);
- Организовать уточнение общего характера нового знания
Организация учебного процесса на этапе V.
- Работа в группах на магнитных досках.
- Каждая группа защищает свой проект.
- Сравните ваши алгоритмы с алгоритмом на доске.
– Выполним деление по алгоритму.
– Решили?
– Сняли затруднение?
– Обосновали?
– Где мы будем применять наше новое знание?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе VI.
– Что мы будем делать? (Тренироваться. Закрепим наши знания)
- Фронтально с.86 № 2(a)
- В парах с.86 № 2 (б) - 1 столбик
Проверка: на доске образец для самопроверки.
– Кто допустил ошибки? В чем они?
– Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
– Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (мы умеем делить двузначное число на двузначное подбором)
– Как в этом убедиться? (нужно выполнить самостоятельную работу)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
- Организовать самопроверку и самооценку учащимися
- С.86 №2
– Проверка по эталону
Проводится вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
– У кого есть ошибки? В чем они?
– Сделайте вывод. (необходимо потренироваться в вычислениях)
– Где вы можете это сделать? (при выполнении домашнего задания)
– У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (мы поняли, как делить двузначные числа на двузначные).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Организовать тренинг умения выполнять внетабличное деление двузначного числа на двузначное подбором.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
– При выполнении каких заданий мы можем встретиться с приемом деления двузначного числа на двузначное посредством подбора частного? {прирешении задач, уравнений, выражении).
Решить уравнения:
с*25=75
16*х=80
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать в речи новый способ действий;
- Зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
- Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе IX.
– Как мы заканчиваем наш урок? (анализируем свою работу)
– Какова была цель сегодняшнего урока? (составить алгоритм деления двузначного числа на двузначное подбором, научиться ими пользоваться)
– Достигли цели? Докажите. Повторите алгоритм.
– У кого получилось открыть новый способ? Докажите.
– Кому не удалось? Почему?
– Над чем надо поработать?
– Как мы поработали?
– Оцените свою работу?
(Звездочки:
- голубая — «понял»
- розовая — «остались вопросы»
- белая — «не понял».)
Домашнее задание: с.86 №3, с. 87 №6 (по выбору).