Урок математики по теме "Решение составных уравнений"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытия нового знания.

Цели и задачи урока:

  • сформировать умение решать составные уравнения (составить алгоритм решения составных уравнений);
  • развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию;
  • совершенствовать уровень развития математической речи;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке;
  • формирования УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Структура урока:

I этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

II этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Цель: выявление места и причины затруднения.

III этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

V этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

Цель: усвоение нового способа действий.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Начнем урок с загадки:

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тут ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это ... (солнце)

– Сегодня мы жители Солнечного города.

– Наш девиз:

«Пусть летит во все концы!
В городе солнца – все молодцы!»

– В чем необычность нашего солнышка? (на его лучах записаны уравнения)

– Какие виды уравнений вы видите? (нахождение части, нахождение целого, нахождение стороны, нахождение площади, уравнения с упрощением в правой части)

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? ( с уравнениями)

– Что должно находиться в пустом лучике? (уравнение)

– Какое? (не знаем? Новое?)

– Хотите узнать новое про уравнения? (Да)

– А как мы знакомимся с новым материалом, как получаем новое знание? (пробуем, если не получится, остановимся, подумаем, сами откроем способ, научимся его применять)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

1. Являются ли эти записи уравнениями? Почему?

n + m*c
(a – b):5
d*4 + (х – у)

(Это не уравнения, т.к. в уравнениях должен быть знак «=». Уравнения это равенства)

– Как называются такие записи? (выражения)

– Прочитайте их, называя последнее действие. (сумма числа n и произведения чисел m и c; частное разности чисел а и b и числа 5;сумма произведения чисел d и 4 и разности чисел x и у)

– Найдите лишнее выражение:

  1. лишнее, так как нет скобок;
  2. так как находим частное
  3. так как 3 действия.

– Являются ли уравнениями эти записи? (да)

– Почему? (это равенства содержащие переменную)

х + 9=12
24:n = 2
30 – у = 24
2*а = 48

– Устно вычислите корни уравнений. Ответы запишите на экранах.

– Какими правилами пользовались? (3, 6, 12, 24)

– Что вы заметили? (числа увеличиваются в 2 раза)

– Продолжите закономерность на 2 числа (3, 6, 12, 24, 48, 76)

2. Фиксация актуализированных способов действия в речи.

3. Обобщение:

– Что мы повторяли? (порядок действий в выражениях; нахождение неизвестных компонентов действий)

– Как вы думаете, что мы дальше будем делать? (выполнять задание на новое знание)

– Запишите на математическом языке предложение: частное суммы чисел х и 3 и числа 8 равно 5. (запись на индивидуальных экранах)

4. Выбирается правильная запись (х+3):8=5

– Это уравнение? (да) Почему? (равенство, содержащее переменную)

5. Что нового в этом уравнении? (2 действия)

– Такие уравнения мы будем называть составными. Поэтому так можно сформулировать тему урока? (составные уравнения)

6. Что мы будем делать дальше? (пробное действие)

– Зачем? (чтобы понять, что я знаю, что не знаю)

7. Попробуйте решить уравнение за 1 минуту

8. Фиксация затруднения

– Кто не решил?

– Что показало вам ваше пробное действие? (не умею, не решали, не успел) I группа

– А у кого получились ответы? (все ответы фиксируются на доске 5, 10, 12, 37, 27) (Правильный, если есть, обводится в кружок)

– Ребята, кто решил и получил неверный ответ? В чём ваше затруднение?

II группа

– Те кто решил правильно, докажите, обоснуйте ответ. (обосновать не могут, так как нет алгоритма) III группа

– Что же делать дальше? (надо подумать)

III. Выявление места и причины затруднения.

1. Что делали? Какое задание выполняли? (решали составное уравнение)

2. А как решали?

– Чем пытались воспользоваться? (пользовались алгоритмом решения простого уравнения)

3. Сколько действий в нашем уравнении? (2 действия)

4.Как вы думаете, в чем причина затруднения? (нет алгоритма для решения данного уравнения)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Поставьте цель работы (цель: составить алгоритм решения составных уравнений)

2. Кто назовёт (вспомним) тему нашего урока? (составные уравнения)

3. Что нам поможет в достижении нашей цели? (эталоны, правила)

– Как нам может помочь порядок действий? (в уравнении несколько действий)

– Что мы должны сначала сделать? (расставить порядок действий)

– Какое действие первое? (х+3)

– Можем ли мы выполнить это действие? (нет, так как это выражение с переменной)

– Значит, будем решать с последнего действия, а выражение заменим карточкой.

(х+3): 8 =5
x : 8 = 5

– Можем решить? (да)

– Как? (пользуясь правилом)

– Чему равен X? (х=40)

– Но под х у нас скрывается выражение х+3=40 (карточка переворачивается)

– Можем решить? (да)

– Как?

х=37

– А теперь попробуйте составить алгоритм решения составного уравнения самостоятельно.

– Работаем в группах.

Вспомним правила работы в группах:

  • друг друга не перебиваем;
  • даем возможность высказаться каждому;
  • не кричим и т.д.

– Алгоритм будете составлять сами, используя карточки и стрелки.

4. А теперь составим план, по которому будем работать:

  • прочитать карточки
  • расставить по порядку алгоритма
  • расставить стрелки.

V. Реализация построенного проекта.

  1. Работа в группах на магнитных досках
  2. Каждая группа защищает свой проект
  3. Сравните ваши алгоритмы с алгоритмом на доске
  4. Решим уравнение по нашему алгоритму

– Решили?

– Сняли затруднение?

– Обосновали?

– Где мы будем применять наше новое знание? (решать составные уравнения)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Что мы будем делать? (тренироваться) Закрепим наши знания

1. Фронтально (1 ученик у доски, остальные в тетрадях)

(4*b – 16):2 = 10 – по алгоритму

2. В парах

3*а-7=14
(24 + d):8 = 7

(1 комментирует, затем другой)

Проверка на доске, подробный образец (решение)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Что мы будем делать? (тренироваться)

– Вы все разобрались? Вы уверены в этом?

– Вы все поняли?

– Как проверить?

– Что нужно сделать, чтобы проверить, как вы усвоили новое? (решить самостоятельно)

Задание: Решить уравнение в тетради

№1 (г)

R:5+ 8 = 17

№ 2 (в)

35:(15 – y:8) = 5

– Проверьте себя (проверка по подробному образцу)

– Кто не справился?

– Где допустил ошибку? (порядок действия, вычисление, определение неизвестных компонентов)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Уравнение: 70 * t – 140 = 280

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какова была цель вашей работы на уроке? (составить алгоритм решения составных уравнений) 

– Достигли цели?

– Докажите?

– Повторите для себя этот алгоритм.

– Что осталось непонятным?

– С какими затруднениями встретились?

– Над чем надо поработать?

– Как мы поработали?

– Оцените свою работу на уроке

(Карточки:

  • зеленый круг — «понял»,
  • желтый круг – «остались вопросы»,
  • красный — «не понятно»)

Домашнее задание

  1. С. 84 №6 – задача
  2. По выбору уравнения № 1 (д, е) или №2 (б, г)