Тема урока: Русский народный праздничный женский костюм.
Цели урока:
Образовательная: Продолжать знакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.
Развивающая: Совершенствовать навыки составления композиции, работы с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами.
Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
Оборудование для урока:
- Презентация с репродукциями картин.
- Образцы русского костюма.
- Образец аппликации.
- Набор материалов для практического задания.
- Аудиозапись народных мелодий.
Ход урока
Организационная часть.
Учитель: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычный урок, но поскольку урок – это совместное творчество учителя и учеников, то я прошу вас поддержать меня и провести этот урок совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)
Учитель: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах и что нам сегодня понадобится (учитель называет и показывает, класс проверяет): технологическая карта урока, с которой вы будете работать во время урока, набор для практического задания, ручки…и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Я пройду, проверю у всех ли все в порядке. Молодцы! Все готовы к уроку.
Объявление темы урока
Учитель: Итак, начинаем работать с технологической картой, заполните первую строчку: сегодня у нас 7 ноября, далее запишите свою фамилию и имя. Тема нашего урока “Русский народный праздничный женский костюм”, запишите ее себе в технологические карты.
Презентация 1-й слайд
Учитель: Родина, Россия, Русь. Какие гордые и красивые эти три слова. Россия – матушка, какая поистине прекрасная и многоликая твоя культура. Это, прежде всего язык и обряды. А обряды – это и песни, и танцы, и неповторимые по красоте русские костюмы. Наше русское искусство и декоративно-прикладное искусство в частности – могучий источник красоты, доброты и счастья.
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Учитель: Внимание на экран, сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники (просмотр презентации)
Вопросы:
– Как украшали русские праздничные костюмы (вышивкой, бисером)
– Какими цветами отличались костюмы (красный, золотой)
– Чем можно объяснить выбор такого цвета (символ солнца, красоты)
– С чем связано разнообразие костюмов (с местностью, достатком)
– Что символизировал головной убор и подвесы к нему (символ неба, дождя)
– Назовите составные части русского праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье)
Учитель: Любите вы загадки? Я буду читать вам описание элементов русской народной одежды, а вы будите записывать ответы в свои технологические карты
- Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой (рубаха)
- Что держалось на коротких, плечевых лямках, подвязывался под грудью, по центру украшался вертикальной полосой с позументом (сарафан)
- Какой элемент одежды был разной формы, символизировал небо и к нему подвешивались украшения из лент и бисера (кокошник)
- Какую часть одежды богато украшали вышивкой, кусочками меха, бусинами, жемчугом, завязывали лентами или застегивали на потайную застежку (ожерелье). Теперь проверим ваши ответы.
Изучение нового
Учитель: Хотелось ли вам когда-нибудь попутешествовать на машине времени, посмотреть, как жили наши далекие предки? Во что они были одеты? (ответы детей). Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю русского костюма, в этом нам помогут наши гости. (Под музыку входят дети, одетые в костюмы)
Один костюм у нас символизирует IX век, а второй XII век, посмотрите, чем они отличаются.
В старину рубаха называлась рубаха-сорочица, шили ее из ценного полотнища льняного хоста. Рукава, плечи и ворот рубахи, обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. Узоры на рубахах вышивали со значением. Они играли роль оберегов. Рубаха была порой единственной одеждой. Поэтому так и ценились в народе люди, готовые отдать “последнюю рубаху”. Называлась эта рубаха по-разному: рубаха-жатница, покосная рубаха. Названия в основном были связаны с той работой, которая выполнялась в этой рубахе.
Первичная проверка усвоения знаний
Учитель: У вас в технологических картах дана таблица для сравнительного анализа, давайте ее заполним.
Вопросы:
– К какому веку ученые относят возникновение русского праздничного костюма (XII-XIII)
– Из какого материала изготавливали костюмы (сначала из льна, потом из более тонких материалов, шелка)
– Чем отличаются костюмы (была одна рубаха, добавился сарафан, кокошник, ожерелье)
– Что общего у костюмов (оформление, рубаха)
– Как называлась рубаха (жатница, сенокосица рубаха – сорочица)
– Какой костюм вам нравится больше?
Спасибо нашим гостям за демонстрацию костюмов, попрощаемся с ними.
Практическая часть.
Учитель: А теперь полученные знания мы с вами закрепим на практике. На этом уроке мы должны не только запомнить отличительные особенности русского женского праздничного костюма, но и самим научится украшать русскую народную женскую одежду. Откройте ваши наборы для практической работы, посмотрите в них лежит: лист картона для основы, фигурка куклы которую нужно одеть, заготовки будущего наряда, материалы для оформления костюма, клей, кисточка для клея, ножницы. В ваших технологических картах написана последовательность действий. Приступаем к работе (музыка)
Итог урока.
- Анализ детских работ.
- Оценки за урок
Домашнее задание.
Ранее вы проходили составные части русского народного мужского праздничного костюма, используя сегодняшний опыт оформления женского костюма с помощью аппликации, оформить мужской костюм в такой же методике.
Самоанализ урока
Дата: “__” _________20___ г.
Класс: 5.
Тема урока: Русский народный женский праздничный костюм.
Тип урока: Урок закрепления знаний и выработки умений.
Структура урока:
- Организация начала занятий
- Проверка выполнения домашнего задания
- Изучение новых знаний
- Первичная проверка усвоения знаний
- Закрепление знаний и способов деятельности
- Подведение итогов
- Домашнее задание
1. Второй урок по теме “Народный праздничный костюм”, завершает раздел “Древние корни народного искусства”, подводит к изучению следующего раздела “Связь времен в народном искусстве” и знакомству с народным художественном промыслом.
2. При планировании урока были учтены особенности преподавания изобразительного искусства в данном классе
3. Цели урока:
Образовательная: Продолжать знакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.
Развивающая: Совершенствовать навыки составления композиции, работы с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами.
Воспитательная: Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
4. Методы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация, демонстрация костюмов), логические (сравнительный анализ), практические (практическое задание). Форма обучения: фронтальная.
5. Распределение времени на этапы урока:
- Организация начала занятий – 3 мин.
- Проверка выполнения домашнего задания – 7 мин.
- Изучение новых знаний – 7 мин.
- Первичная проверка усвоения знаний – 3 мин.
- Закрепление знаний и способов деятельности – 20 мин.
- Подведение итогов – 3 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
6. Дидактические материалы: презентация с репродукциями картин К.Е. Маковского, Н.М. Алексеева, И.П. Аргунова, И.Я. Билибина, А.Г. Виницианова, К.А. Коровина.
7. Контроль усвоения знаний осуществляется с помощью технологической карты и практического задания, форма контроля: фронтальная
8. Психологическая атмосфера урока___________________________________
9. Результаты урока_________________________________________________
Удалось ли реализовать все задачи, если не удалось, то почему____________
__________________________________________________________________