Тематический раздел. Древняя Русь.
Тип урока: вводный
Цель урока: раскрыть единство внешнего и внутреннего содержания жилища русского человека как воплощение его микромира.
Задачи:
- Дать представление об основных характерных элементах русского народного зодчества и художественного убранства жилища.
- Развивать способность учащихся работать в коллективе, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, приходить к согласию и выработке группового мнения.
- Уметь обрабатывать информацию, умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.
Оборудование урока (средства обучения):
- Рисунки на тему создания древнерусского жилища.
- Изображение интерьера избы.
- На рабочем столе учащегося: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Сообщение темы урока и постановка цели.
- Освоение нового материала.
- Работа в группах.
- Творческая работа по изображению предметов быта.
- Подведение итогов урока.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
- Устный и изобразительный.
- Групповой.
ХОД УРОКА
1. «Жеребьевка» при входе, рассаживание по группам. Учащиеся проводят жеребьевку и рассаживаются по командам. Это можно сделать весело и не принужденно, заготовив для жеребьевки интересные картинки. Группа должна соединить карточку на заданную тему и сказать: «Мы готовы!». (Приложение)
2. Работа с карточками
а) Что изображено на открытке?
б) Где вы живете?
в) Кто строил ваш дом?
г) В какой срок его построили?
д) В вашей квартире уютно?
Сообщение темы урока и постановка цели
– Сегодня тема нашего урока «Народная
зодчество и художественное убранства жилища».
Ребята! Как вы думаете, изречение "мой дом - моя
крепость" подходит для русской избы? Ответы. А
как же русское гостеприимство? Ученики решают
проблему, анализируя как устроена изба и
отвечают на эти вопросы в течении урока.
На уроке мы узнаем какой материал использовали
для строительства в древней Руси, когда его
заготавливали, кто строил, как велось
строительство, из каких помещений состоял дом,
какое было покрытие дома и какую роль играли
двери и окна.
Из истории создания древнерусского жилища
– Ребята, а кто-нибудь знает, зачем человеку
дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его
построить?
Человеку надо было отделить себя от природы, от
злых стихий, создать свой защитный мир. Дом – это
жилая постройка, семья, родня.
Для нового строения особенно тщательно выбираем
место. Счастливым же считалось место, на которое
ложиться отдыхать рогатый скот или уже обжитое
раньше.
Основной этап урока
– Сегодня вы попробуете себя в роли исследователей. Учитель предлагает учащимся ознакомится с вопросами и учебным материалом. Команды обсуждают правильность ответов на вопросы.
Задание для групп:
1 группа: используя предложенный ниже текст, расскажите о том, из какого материала строили дом и для чего его заготавливали.
Текст:
Русь издревле была страной дерева, особенно ее северные земли. В лесу, а он здесь был рядом, заготавливали бревна для избяного сруба, тес на крыши, плахи для пола… Строившиеся из дерева селения часто так и назывались – деревни, а некоторые даже носили имена древесных пород – Березники, Сосновка, Ельня, Дубровка и др. Для древних славян деревья были не просто строительным материалом, но предметом поклонения. Они верили, что Мировое Дерево связывает между с собой Нижний мир, Землю и Небо. Поэтому, перед тем как войти в лес и срубить деревья для дома они просили у деревьев прощения.
2 группа: используя предложенный ниже текст, расскажите какие инструменты использовали для строительства дома, кто заготавливал материал, когда рубили деревья и почему.
Текст:
Не было ни одного занятия, ни одного ремесла,
которое не требовали бы в том или ином виде
общения с лесом. Не удивительно, что топор –
инструмент почти универсальный – умел держать в
руках каждый крестьянин.
Большое внимание уделялось в выбору материала и
времени постройки дома. Материал заготавливали,
как правило, сами. Это была энергия родных рук.
Рубили деревья осенью и зимой, когда в стволах
нет сокодвижения, они находятся в самой «силе»,
вывозили из леса в селения и складывали в
«костры».
Так бревна лежали до марта, тогда их окоривали.
3 группа: используя предложенный текст, расскажите из чего складывалось строение дома и на что ставили сруб.
Текст:
Деревянное строение действительно
складывалось. Основу любого строения составлял
прямоугольный сруб – клеть, сложенные из
горизонтально связанных бревен. Ее размеры были
изначально заданный длиной бревна. Вся постройка
собиралась без единого гвоздя, железные изделия
крестьянину не по карману, да и не нужны они были
для строительства: деревянная конструкция
продумана так, что бревна, уложенные одно к
одному, с места не сдвинешь.
Сруб ставили прямо на земле или на примитивном
фундаменте, сложенном из плоских камней. Под
нижнее бревно укладывали бересту: она долго не
гниет и не пропускает грунтовую влагу.
4 группа: используя предложенный текст, расскажите из каких помещений состоял самый простой дом.
Текст:
Простейшая двухкамерная постройка, мужицкая
изба представляет собой сруб с печью – теплое
жилое помещение с пристроенными холодными
сенями.
Два сруба, соединенных сенями, образовывали уже
трехкамерное жилище: избу, где находилась печь, и
не отапливаемую светелку, горницу, в которой жили
летом. Комбинация срубов давали возможность
изобретать самые прихотливые строительные
формы.
5 группа: используя предложенный текст, расскажите как покрывали дом.
Текст:
Вся постройка была покрыта двускатной крышей,
состоявшей из тесин, вырубленных с помощью
топора из расколотого на три или четыре части
бревна.
Клали тес в два слоя с прокладкой из бересты, на
продольное тонкие бревна – слеги. Концы тесин
внизу заводили в желобы – потоки, по которым
стекала дождевая вода. Вверху прижимали тяжелым
бревном – охлупнем, положенным на верхнюю слегу.
Спереди и сзади концы слег врубались в
бревенчатые фронтоны, а торцы прикрывались
резными досками – причелинами (их крепили с
помощью деревянных гвоздей – начелей). В
результате перед нами безгвоздевая конструкция
деревянной крыши.
6 группа: используя предложенный текст, расскажите о роли окон и дверей.
Текст:
Глухие наружные стены надежно отделяли
внутреннее пространство дома от остального мира.
Но дом только тогда дом, когда в нем есть дверь и
окна.
Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с
высоким порогом, который не пускал холодный
воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову.
Так что, входя в дом, человек невольно кланялся
ему.
Окно – это глаза дома. Оконца, чтобы сохранить
тепло, делали маленькими – волоковыми (они
заволакивались, закрывались с помощью задвижек).
Стекла в таких окнах – редкость, обычно в них
вставлялся рыбий или бычий пузырь. В избе царил
полу мрак, а освящалась она в старину с помощью
лучин. Свеча считалась уже некоторым признаком
состоятельности.
Выступление учеников, фиксация ответов на раздаточном материале и доске. (Приложение)
Рассказ учителя:
Изба построена умелыми руками народных
мастеров. В ней нет ни одной бесполезной вещи.
Чтобы обустроить свой дом, украсить его и
защитить от злых духов, крестьяне занимались
резьбой и росписью по дереву.
Давайте внимательно рассмотрим фасад
крестьянского дома. Он почти весь украшен
резьбой – крыльцо, наличники окон, края крыши
(полотенце, причелина). Считалось, что
изображения животных, птиц, различных символов
способны защитить дом от нечисто силы,
предотвратить беду. Древние коньки и петушки на
крышах домов будут охранять и оберегать их
жилища. Теперь войдем в избу и оглянемся вокруг.
Русская печка, стол, лавки, сундук, прялка,
люлька… В одном из углов – икона с горящей перед
ней лампадкой. Этот угол называется красным (т.е.
красивым). Иконы появились в крестьянских домах
только после крещения Руси, когда русский народ
принял православную веру.
Творческая работа по изображению предметов быта
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с интерьером крестьянской избы. Группам раздается раздаточный материал:
– красный угол в избе XIX в.;
– печной угол в избе XIX в.
Ученики изображают и пишут названия предметов быта в таблицу. (Приложение)
Отчет о проделанной работе
Рассказать о предметах быта древнерусской избы.
Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке. Оценки учащихся.
Анализ данного урока позволяет сделать вывод:
- Развиваются способности работы в коллектве;
- Развивается умение слышать мнение другого и относить к нему уважением;
- Развивается умение обрабатывать информацию;
- Развивается умение сопоставлять факты;
- Развивается умение проводить сапостовительные анализ;
- Развивается умение обобщать и делать выводы.