Народное зодчество и его влияние на художественное убранство избы

Разделы: МХК и ИЗО


Тематический раздел. Древняя Русь.

Тип урока: вводный

Цель урока: раскрыть единство внешнего и внутреннего содержания жилища русского человека как воплощение его микромира.

Задачи:

  • Дать представление об основных характерных элементах русского народного зодчества и художественного убранства жилища.
  • Развивать способность учащихся работать в коллективе, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, приходить к согласию и выработке группового мнения.
  • Уметь обрабатывать информацию, умение сопоставлять факты, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.

Оборудование урока (средства обучения):

  • Рисунки на тему создания древнерусского жилища.
  • Изображение интерьера избы.
  • На рабочем столе учащегося: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш.

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Сообщение темы урока и постановка цели.
  • Освоение нового материала.
  • Работа в группах.
  • Творческая работа по изображению предметов быта.
  • Подведение итогов урока.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  • Устный и изобразительный.
  • Групповой.

ХОД УРОКА

1. «Жеребьевка» при входе, рассаживание по группам. Учащиеся проводят жеребьевку и рассаживаются по командам. Это можно сделать весело и не принужденно, заготовив для жеребьевки интересные картинки. Группа должна соединить карточку на заданную тему и сказать: «Мы готовы!». (Приложение)

2. Работа с карточками

а) Что изображено на открытке?
б) Где вы живете?
в) Кто строил ваш дом?
г) В какой срок его построили?
д) В вашей квартире уютно?

Сообщение темы урока и постановка цели

– Сегодня тема нашего урока «Народная зодчество и художественное убранства жилища». Ребята! Как вы думаете, изречение "мой дом - моя крепость" подходит для русской избы? Ответы. А как же русское гостеприимство? Ученики решают проблему, анализируя как устроена изба и отвечают на эти вопросы в течении урока.
На уроке мы узнаем какой материал использовали для строительства в древней Руси, когда его заготавливали, кто строил, как велось строительство, из каких помещений состоял дом, какое было покрытие дома и какую роль играли двери и окна.

Из истории создания древнерусского жилища

– Ребята, а кто-нибудь знает, зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить?
Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Дом – это жилая постройка, семья, родня.
Для нового строения особенно тщательно выбираем место. Счастливым же считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот или уже обжитое раньше.

Основной этап урока

– Сегодня вы попробуете себя в роли исследователей. Учитель предлагает учащимся  ознакомится с вопросами и учебным материалом. Команды обсуждают правильность ответов на вопросы.

Задание для групп:

1 группа: используя предложенный ниже текст, расскажите о том, из какого материала строили дом и для чего его заготавливали.

Текст:

Русь издревле была страной дерева, особенно ее северные земли. В лесу, а он здесь был рядом, заготавливали бревна для избяного сруба, тес на крыши, плахи для пола… Строившиеся из дерева селения часто так и назывались – деревни, а некоторые даже носили имена древесных пород – Березники, Сосновка, Ельня, Дубровка и др. Для древних славян деревья были не просто строительным материалом, но предметом поклонения. Они верили, что Мировое Дерево связывает между с собой Нижний мир, Землю и Небо. Поэтому, перед тем как войти в лес и срубить деревья для дома они просили у деревьев прощения.

2 группа: используя предложенный ниже текст, расскажите какие инструменты использовали для строительства дома, кто заготавливал материал, когда рубили деревья и почему.

Текст:

Не было ни одного занятия, ни одного ремесла, которое не требовали бы в том или ином виде общения с лесом. Не удивительно, что топор – инструмент почти универсальный – умел держать в руках каждый крестьянин.
Большое внимание уделялось в выбору материала и времени постройки дома. Материал заготавливали, как правило, сами. Это была энергия родных рук.
Рубили деревья осенью и зимой, когда в стволах нет сокодвижения, они находятся в самой «силе», вывозили из леса в селения и складывали в «костры».
Так бревна лежали до марта, тогда их окоривали.

3 группа: используя предложенный текст, расскажите из чего складывалось строение дома и на что ставили сруб.

Текст:

Деревянное строение действительно складывалось. Основу любого строения составлял прямоугольный сруб – клеть, сложенные из горизонтально связанных бревен. Ее размеры были изначально заданный длиной бревна. Вся постройка собиралась без единого гвоздя, железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь.
Сруб ставили прямо на земле или на примитивном фундаменте, сложенном из плоских камней. Под нижнее бревно укладывали бересту: она долго не гниет и не пропускает грунтовую влагу.

4 группа: используя предложенный текст, расскажите из каких помещений состоял самый простой дом.

Текст:

Простейшая двухкамерная постройка, мужицкая изба представляет собой сруб с печью – теплое жилое помещение с пристроенными холодными сенями.
Два сруба, соединенных сенями, образовывали уже трехкамерное жилище: избу, где находилась печь, и не отапливаемую светелку, горницу, в которой жили летом. Комбинация срубов давали возможность изобретать самые прихотливые строительные формы.

5 группа: используя предложенный текст, расскажите как покрывали дом.

Текст:

Вся постройка была покрыта двускатной крышей, состоявшей из тесин, вырубленных с помощью топора из расколотого на три или четыре части бревна.
Клали тес в два слоя с прокладкой из бересты, на продольное тонкие бревна – слеги. Концы тесин внизу заводили в желобы – потоки, по которым стекала дождевая вода. Вверху прижимали тяжелым бревном – охлупнем, положенным на верхнюю слегу. Спереди и сзади концы слег врубались в бревенчатые фронтоны, а торцы прикрывались резными досками – причелинами (их крепили с помощью деревянных гвоздей – начелей). В результате перед нами безгвоздевая конструкция деревянной крыши.

6 группа: используя предложенный текст, расскажите о роли окон и дверей.

Текст:

Глухие наружные стены надежно отделяли внутреннее пространство дома от остального мира. Но дом только тогда дом, когда в нем есть дверь и окна.
Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову. Так что, входя в дом, человек невольно кланялся ему.
Окно – это глаза дома. Оконца, чтобы сохранить тепло, делали маленькими – волоковыми (они заволакивались, закрывались с помощью задвижек). Стекла в таких окнах – редкость, обычно в них вставлялся рыбий или бычий пузырь. В избе царил полу мрак, а освящалась она в старину с помощью лучин. Свеча считалась уже некоторым признаком состоятельности.

Выступление учеников, фиксация ответов на раздаточном материале и доске. (Приложение)

Рассказ учителя:

Изба построена умелыми руками народных мастеров. В ней нет ни одной бесполезной вещи. Чтобы обустроить свой дом, украсить его и защитить от злых духов, крестьяне занимались резьбой и росписью по дереву.
Давайте внимательно рассмотрим фасад крестьянского дома. Он почти весь украшен резьбой – крыльцо, наличники окон, края крыши (полотенце, причелина). Считалось, что изображения животных, птиц, различных символов способны защитить дом от нечисто силы, предотвратить беду. Древние коньки и петушки на крышах домов будут охранять и оберегать их жилища. Теперь войдем в избу и оглянемся вокруг. Русская печка, стол, лавки, сундук, прялка, люлька… В одном из углов – икона с горящей перед ней лампадкой. Этот угол называется красным (т.е. красивым). Иконы появились в крестьянских домах только после крещения Руси, когда русский народ принял православную веру.

Творческая работа по изображению предметов быта

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с интерьером крестьянской избы. Группам раздается раздаточный материал:

– красный угол в избе XIX в.;
– печной угол в избе XIX в.

Ученики изображают и пишут названия предметов быта в таблицу. (Приложение)

Отчет о проделанной работе

Рассказать о предметах быта древнерусской избы.

Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке. Оценки учащихся.

Анализ данного урока позволяет сделать вывод:

  • Развиваются способности работы в коллектве;
  • Развивается умение слышать мнение другого и относить к нему уважением;
  • Развивается умение обрабатывать информацию;
  • Развивается умение сопоставлять факты;
  • Развивается умение проводить сапостовительные анализ;
  • Развивается умение обобщать и делать выводы.