Тип урока – комбинированный урок– урок исследования с применением ИКТ (поиск информации через Интернет-ресурсы во время урока).
Цели:
Образовательные: повторить внутреннее строение Земли и земной коры; закрепить знания о взаимосвязи особенностей литосферных плит и грозными явлениями – землетрясением, извержением вулканов; показать значение вулканов в жизни человека; формировать практические умения пользоваться дополнительными информационными источниками – Интернет-ресурсами с целью нахождения необходимой информации по теме, работать с физической картой.
Воспитательные: воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, артистизм во время подготовки презентаций и их отчета на уроке; воспитывать культуру обращения с компьютерным оборудованием; воспитывать интерес к предмету через информационные технологии.
Развивающие: развивать навыки работы с компьютерными программами Word, Power Point; развивать навыки отбора необходимой информации из дополнительных источников – Интернет-ресурсов; развивать логическое мышление (находить причинно-следственные связи между особенностями строения земной коры и стихийными явлениями Земли и их в жизни человека); развивать творческое мышление при создании презентаций.
Задачи:
- формирование у учащихся умение самостоятельно находить, применять на практике знания и умения из различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты, доводить работу до конца; представления о происхождении вулканов, о формах вулканов и их извержениях; значении вулканов.
- овладение умениями: интеллектуальными, творческими, коммуникативными
- активизация познавательного интереса учащихся и повышение мотивированности учебы;
- формирование взгляда на компьютер и информационные технологии как на инструмент, необходимый для реализации своих профессиональных учебных задач;
- формирование сознания необходимости постоянного самообучения
Оборудование: компьютер – ноутбуки, проектор, программы Word, Power Point, инструктивные карточки для работы лабораторий, технологические карты для учеников, презентация урока “Вулканы”, карта “Физическая карта мира”, таблица “Строение вулкана”, атласы для учеников, карточки с названием лабораторий.
Ход урока
1. Организационный момент:
– Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих стать научными работниками и поработать в своих лабораториях с целью изучения глубинных недр нашей планеты Земля. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск, творчество и начнем урок.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
В начале исследований мы повторим предыдущий материал. Приложение №1
Задание 1. (слайд)
1. Назовите на схеме слои Земли.
2. Что представляет собой каждый слой?
– Ядро Земли.
Внутреннее ядро твердое.
Внешнее – жидкое, находится в расплавленном состоянии t – 6000 C. Состоит из железа и никеля.
– Мантия – 83% от объема Земли. Внутренний слой находится в твердом состоянии. Верхний слой частично размягчен и пластичен. Над верхним слоем мантия снова становится твердой.
– Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли. Ее толщина от 5 до 75 км, причем над материками она значительно толще, чем под океаном. Поверхность земной коры неровная – на ней располагаются горы, равнины, холмы, овраги.
(Следущий слайд)
О чем говорят эти изображения нашей планеты?
Почему происходят эти изменения?
– Раньше, 200 млн лет назад наша планета , по мнению нем. ученого Альфреда Вегенера, была представлена единым громадным материком Пангея
– В результате раскола Пангеи постепенно образовались современные материки.
Раскол пангеи связан с движением литосферных плит и процессами перемещения вещества внутри Земли.
Какие существуют доказательства движения литосферных плит?
– На дне средиземного моря, недалеко от берега, аквалангисты нашли развалины древнего города;
– на Скандинавском полуострове в настоящее время можно увидеть на высоте более 10м от поверхности воды в скалах вмонтированы кольца. За эти кольца когда-то привязывали цепи лодок рыбаки.
– Франсис Бэкон – английский ученый считал свидетельством движения материков поразительное сходство очертаний западного берега Африки и восточного Ю.Америки.
Итак, литосферные плиты медленно движутся – скользят по размягченному, пластичному слою мантии.
Беседа.
1.Сколько сейчас материков на нашей планете?
2. Какие районы Земли называются сейсмически активными?
– Районы, где особенно часты землетрясения.
3. Что такое землетрясение?
– грозное природное явление
4. Почему возникают землетрясения?
– возникают при внезапном смещении 2 участков плит, из которых образованы земная кора и верхний слой мантии.
5. Где возникают землетрясение?
– землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит.
3. Вступительное слово учителя.
Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайн и загадок, которые люди стремятся разгадать.
Сегодня мы познакомимся еще с одной стихией Земли.
Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный….вулкан
Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”?
Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос – почему на земле происходят извержения вулканов.
В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано – маленький вулканический остров в Италии. Расположен в 25 километрах к северу от Сицилии, это самый южный из Липарских островов. (Учитель показывает по физической карте)
(Видеоролик “ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА” и на фоне видеоролика учитель ведет рассказ)
На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.
А сейчас мы сами попробуем разбудить вулкан.
Демонстрация учителем опыта “Вулкан на столе”.
В горло конической колбы вставила фарфоровую чашку. Колбу закрыла пенопластом, вырезала из него форму горы и соответственно окрасила. Под колбу положила большой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В фарфоровую чашку насыпала дихромат аммония, в центре холмика смочила его спиртом. Зажигается “вулкан” горящей(можно тлеющей лучинкой). Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (3). Если затемнить окна в классе, создаётся впечатление извергающегося вулкана из кратера которого выливаются раскалённые массы. Реакция очень зрелищная.
4. Изучение нового материала
– Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)
Тема нашего урока “Вулканы”
Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока: (слайд с темой урока)
Сегодня мы проводим необычный урок – вы научные специалисты и работаете в лабораториях:
1. Лаборатория “Вулканология” – здесь у нас будут работать научные работники Вулканологи. Это один из разделов динамической геологии, который изучает процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержений (лавы, газы и др.)
2. Природная лаборатория (в этой группе работают геологи – это специалисты, занимающиеся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр)
3. Царство беспокойной Земли (здесь работают исследователи – вулканологи, изучающие разные типы вулканов)
На обсуждение выносятся три ключевых вопроса, на которые вы должны дать ответ (слайд )
1. Извержения – небесная кара, или закономерный процесс?
2. Кто изучает вулканы и почему надо изучать вулканы?
3. Если извержения вулканов так опасны, почему люди селятся на их склонах?
Каждая группа имеет задания на инструктивной карточке, ищет ответы на вопросы в сети Интернет и составляет отчет в виде мини-презентаций. Работа – 15 минут.
Отчет работы каждой группы (показывают свои презентации, выполненные по ходу работы в своих лабораториях, а остальные учащиеся других групп – лабораторий, слушая отчеты, одновременно заполняют технологическую карту урока)
Отчет лаборатории “Вулканология” – приложение № 2 и приложение №3
Таблица на доске “Строение вулкана” и работа с технологической картой (приложение №8)
Закончите схему “Строение вулкана”
Вопрос для всех: итак, вернемся к 1 вопросу нашего урока:
Извержения – небесная кара, или закономерный процесс?
– Магма – расплавленное вещество мантии и она появляется там, где уменьшено давление и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии. Обычно это бывает вблизи границ плит.
Отчет лаборатории “Царство беспокойной Земли” – приложение №4 и приложение №5
Работа с технологической картой. Заполните схему
Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка.
* влк. Килиманджаро
Вопрос для всех: итак, вернемся ко 2 вопросу нашего урока:
Кто изучает и почему надо изучать вулканы?
Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы: предсказать извержение, т.к. извержение вулканов сопровождается иногда землетрясением, пожарами; изучить внутренне строение земли; узнать об образовании полезных ископаемых
Отчет лаборатории “Природная лаборатория” – приложение №6 и приложение №7
Работа с технологическойкартой. Закончите предложение
Вулканы полезны для человека, т.к. они дарят ему: ………………………………………….
Вопрос для всех: итак, вернемся к 3 вопросу нашего урока:
Если извержения вулканов так опасны, почему люди селятся на их склонах?
– Извержения порождают газы и горные породы, которую человек использует в своей жизни. Эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни; плодородные почвы, т.к.пепел вулканов является дополнительным удобрением для почв.
Итак, наши ученые закончили работу в лабораториях, урок подходит к концу и в завершение урока выполним
Задание. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 76 “Зоны активной вулканической деятельности”. Мы видим, что точками показаны типы вулканов. На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.
Как вы думаете, почему?
(Можно использовать для ответа рис. На стр.61)
– Вулканы возникают вблизи границ литосферных плит, т.к. магма появляется там, где уменьшено давление и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии.
А Австралия – это отдельный материк и он лежит на одной литосферной плите!
(Стр.61 рисунок “Границы плит Земли”)
5. Закрепление
. Работа с технологической картой (показать на слайде)1. "Найдите пару"
Какой вывод можно сделать из нашего урока? Вулканы – это грозное явление, происходящее на нашей планете, но и полезное, т.к. дает много полезных ископаемых для человека.
Технологические карты сдают на проверку. Фото с урока – приложение №9
6. Рефлексия (слайд).
Выскажите свои мнения, используя эти выражения
- Сегодня на уроке мне…
- Меня особенно удивило то, что…
- До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
- Было бы хорошо, если бы…
- Мне не понравилось…
Домашнее задание
.1.Стр. 73-76 чит. пер., на стр.77 отв. на вопросы
2. Напишите сказку о вулкане
Учитель:
Сегодняшний урок я закончу словами французского философа Жан Жака Руссо. "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".