Человек на войне: героизм и предательство

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели и задачи урока:

  1. Сравнить сущность “героизма” и “предательства” в период Великой Отечественной войны
  2. Познакомить учащихся с героями и предателями Великой Отечественной войны.
  3. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
  4. Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции учащихся на примере героев Великой Отечественной войны.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока:

  1. Презентация “Человек на войне”
  2. Диск с музыкой: Давным-давно была война, Песня о Карбышеве, Баллада о Матросове, Песня о краснодонцах, Песня о Володе Дубинине, От героев былых времён
  3. Аудиозапись “Рассказ о Зое Космодемьянской”
  4. Диск с фрагментом фильма “Молодая гвардия”
  5. Выписки из архивного дела РГАСПИ Ф-100, ОП-1, Д-36 (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент урока:

    1. Сообщение темы и цели урока
    2. Сообщение плана занятия

II. Изучение нового материала

А) Учитель: 22 июня 1941 года. Началась точка отсчёта новой жизни. Одни в этой новой жизни станут героями, и в народе память о них будет вечной. Других люди постараются забыть, стереть их имена из памяти. Чем же отличались эти люди? Генералы и рядовые солдаты? (фоном звучит песня “Давным-давно была война”)

Сообщения учащихся:

1. Генерал Д.М.Карбышев (фоном звучит “Песня о Карбышеве”)

Историческая справка: Звание Герой Советского Союза и Медаль “Золотая звезда” было учреждено 16 апреля 1934 года. Первое награждение состоялось 20 апреля 1934 года. Награда присуждалась за выдающиеся подвиги во время боевых действий (в виде исключения в мирное время). Соответствует званию Герой России.

2. Подвиг А.М.Матросова (фоном звучит “Баллада о Матросове”)

Чтец:

Лётчик Алексей Мересьев попал в двойные “клещи”. Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолёта и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

Мересьев крепко сжал зубы, дал полный газ и, поставив машину вертикально, пытался нырнуть под верхнего немца, прижимавшего его к земле. Ему удалось вырваться из-под конвоя. Но немец успел вовремя нажать гашетку. Мотор сбился с ритма и заработал частыми рывками. Весь самолёт задрожал в смертельной лихорадке.

Подшибли! Алексей успел свернуть в белую муть облака, сбить со следа погоню. Но что же дальше?...

Падая, самолёт задел верхушки сосен. Это смягчило удар. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части, но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкоплечую вековую ель, он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб, наметённый ветром у её подножия. Это спасло ему жизнь…

Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Так начался героический путь лётчика А.П.Маресьева.

3. Лётчик А.П.Маресьев

Б) Учитель: На борьбу с врагом поднималось всё население Советского Союза. Боролись в меру своих сил. Тыл давал армии оружие, продовольствие, обмундирование. Что происходило на оккупированных врагом территориях?

Чтец:

Хрустит снежок морозный, жёсткий
Взбегают сосны на бугор.
Сквозь лес, минуя перекрёстки,
На запад держит путь дозор.
Таятся лисы в снежных норах.
За тучей “юнкерс” воет зло.
Дозорный ловит каждый шорох,
Входя в отцовское село.
Здесь с детства всё ему знакомо,
Здесь тропка каждая мила.
Был дом родной. Не стало дома,
И детства нет. И нет села.
По пепелищу вьюга рыщет.
Под серым пеплом чёрный сруб.
На тополе, над пепелищем,
Качается тяжёлый труп.
Качается понурый, синий,
Опоры нет ему нигде.
Сжат чёрный рот, и белый иней
Застыл в дремучей бороде.
Как над открытою могилой,
Дозорный сгорбился, скорбя.
Он глухо шепчет: “Батя… Милый…
Хороший… как они тебя…”
И, пересиливая муку,
Он гладит зипуна обшлаг,
Целуя ледяную руку,
Упрямо сжатую в кулак.
А русский снег кругом – как море.
А даль зовёт: пора идти!
И он идёт вперёд. И горе
Тому, кто встанет на пути.
А.Сурков 1942г.

Сообщения учащихся: “Таня” - Зоя Космодемьянская (с включением аудиозаписи “Рассказ о Зое Космодемьянской”) Подпольная организация “Молодая гвардия” (фоном звучит “Песня о краснодонцах”) Последние дни молодогвардейцев (фрагмент фильма “Молодая гвардия”)

В) Учитель: В стороне от войны не остались и дети. Их подвиги вызывают восхищение. В первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода, 14-летний Пётр Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые “сыновья и дочери полков”). За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Сообщения учащихся Пионеры – Герои Советского Союза (фоном звучит “Песня о Володе Дубинине”)

Г) Учитель: На оккупированных фашистами территориях не только боролись с врагами, но были люди, которые помогали захватчикам. Коллаборационизм – это предательство или естественное для человека чувство самосохранения?

Справка: Коллаборационизм (фр. Collaboration  — сотрудничество) в юридической трактовке международного права  — осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами. В уголовном законодательстве подавляющего большинства стран мира факт коллаборационизма квалифицируется как преступление против своего государства, обычно как государственная измена.

Учитель: Среди исследователей нет единого мнения относительно численности советских граждан, поступивших на службу врагу. По данным генерала армии М.А.Гареева, в различных охранных, карательных частях, в РОА  и других националистических формированиях находилось около 200 тыс. человек. Из них в боевых вооруженных формированиях более 100 тыс. По подсчетам Л. Репина, проведенным по документам военного архива в Потсдаме (Германия), служить в немецкую армию пошли не более 180 тыс. советских граждан, из них примерно половина — военнослужащие, а остальные — из числа гражданского населения. По национальному составу и названию формирований численность добровольцев распределялась следующим образом: кавказские и “туркестанские” батальоны — 40 тыс. человек, дивизия СС “Галичина” — 10 тыс., соединения и части РОА — 28 тыс., казачьи части — 10 тыс., строительные и рабочие батальоны — 15 тыс., зенитные части ПВО — 5 тыс. человек. Всего — 108 тыс. человек.

В этих подсчетах отсутствуют сведения о “хиви” и вспомогательной полиции. По некоторым данным в этих подразделениях к началу 1943 насчитывалось 540—550 тыс. человек.

Историческая справка: Вспомогательная полиция  (нем. Hilfspolizei)  — органы поддержания порядка, созданные немецкой оккупационной администрацией на оккупированных территориях в годы Второй мировой войны. Как правило, вспомогательная полиция формировалась из военнопленных (прежде всего в крупных городах) и местного населения. Подобные полицейские организации существовали во всех оккупированных странах. Отличались значительным разнообразием форм организации. (полицаи, шуцманы, самозащита, синяя полиция  и др.). Термин “вспомогательная” подчёркивал несамостоятельность полиции по отношению к немцам.

Химви (нем. Hilfswilliger — желающий помочь) — так называемые “добровольные помощники” вермахта, набиравшиеся (в том числе мобилизовавшиеся принудительно) из местного населения на оккупированных территориях СССР и военнопленных. Первоначально они служили во вспомогательных частях водителями, санитарами, сапёрами, поварами и т.п. Позже хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях, операциях против партизан и к карательным акциям.

Сообщения учащихся

1. Генерал А.А.Власов

2. Показания Почепцова (выписки из архивного дела РГАСПИ Ф-100, ОП-1, Д-36) (Приложение 1)

Решение ситуационных задач

Рассмотреть приведённые ситуации и ответить на вопрос: Являются ли действия советских граждан сотрудничеством с оккупантами? Почему?

  • Ситуация 1: Август 1941 года. На территории Белоруссии, оккупированной немецко-фашистскими войсками, комсомолец пришёл в комендатуру и добровольно записался во “вспомогательную полицию”. За время службы он помог десяткам своих односельчан, спасая от арестов, предупреждая о готовящихся обысках. НО! Деятельность бывшего комсомольца никак не была связана с партизанским движением.
  • Ситуация 2: В концентрационном лагере, не выдерживая побоев, солдат Красной Армии соглашается сотрудничать с начальством. Его используют как доносчика, с целью разоблачения коммунистов и подпольных организаций, действующих в лагере.
  • Ситуация 3: По поручению партизанского отряда молодой человек вербуется в “добровольные помощники” вермахта (хиви).
  • Ситуация 4: На территории оккупированной Украины солдат немецкой армии и местная девушка полюбили друг друга.

III. Закрепление изученного материала.

Сравнить понятия по категориям (заполнить таблицу):

  • Человеческие качества
  • Наличие убеждений (политических, духовных и др.)
  • Зависимость от ситуации
  • и т.д.
Героизм Предательство
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

IV. Подведение итогов урока.

Выводы по теме “Человек на войне: героизм и предательство”

Учитель: Как выглядят герои и предатели? Отличаются ли они внешне друг от друга? Нет, отличить их внешне нельзя. Зависит ли поведение человека от воинского звания или принадлежности к вооружённым силам? Нет, не зависит. В трудную минуту каждый сам выбирает, следовать ли древней мудрости: “Живая собака лучше мёртвого льва”. Каждый человек сам выбирает кем ему быть!!! (фоном звучит песня “От героев былых времён”)

Чтец:

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.
И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...
Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?
Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.
На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Э.Асадов

Выставление оценок учащимся

Источники информации.

  1. Большая Советская Энциклопедия
  2. Словарь Ожегова
  3. Словарь Ушакова
  4. www.molodguard.ru
  5. ru.wikipedia.org