Дошкольное детство – особый период в жизни ребёнка. Именно в это время закладывается фундамент здорового будущего взрослого человека. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, осваивает речь и получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма дошкольника, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Моя работа была направлена на создание интегрированных занятий по физической культуре для детей с общим недоразвитием речи. Так как успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, “застревание” на одной позе.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире. Вследствие всех выше названных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с её нарушениями.
Поэтому были разработаны интегрированные занятия по физкультуре для старшего и подготовительного возраста на весь учебный год. Наш детский сад работает по программе “Воспитание и обучение в детском саду” под редакцией Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой , и конспекты занятий так же отвечают программным требованиям данной программы.
Вашему вниманию представлены четыре конспекта для детей старшего возраста, каждый комплекс рассчитан на одну неделю и связан с лексической темой данной недели.
Упражнения и игры можно использовать как единый комплекс на утренней и вечерней прогулках, а также включить их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течении всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Литература
1 Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ)и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп.
2 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.-М: Мозаика- Синтез, 2010
3 Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.-М..2005
4 Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр.-М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.
5 Степаненкова Э.Я.Физическое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика_синтез, 2005-2010
Конспект занятия
Тема: “ Посуда”
Время: 25 минут
Программное содержание:
1. Разучить с детьми поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному.
2. Упражнять в беге с перешагиванием через бруски.
3. Закрепить навыки приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании.
4. Повторить перебрасывание мяча друг другу и перелезание через препятствия.
№ | Содержание занятия |
Доз. |
1 | Построение в шеренгу проверка осанки и равнения | 1 раз |
2 | Перестроение в колонну по одному. | 2-3 раза |
3 | Ходьба в колонне по одному (по сигналу “поворот” - дети поворачивают в другую сторону и продолжают ходьбу). | 2 круга |
4 | Бег с перешагиванием через бруски (положенными на расстоянии 70-80 см. один от другого) | 1,5-2 круга |
Основная часть ОРУ
|
||
1 | “Ура сварили мы обед!” И.п.:о.с.,руки вниз, 1- руки в стороны,вверх с хлопком над головой; 2- и.п., |
6-8 раз |
2 | “Накрываем скатертью стол” И.п.: ноги на ширине плеч,руки на пояс. 1-3 – пружинящие наклоны вперёд- длительный выдох; 4- выпрямиться- вдох; |
6-8 раз |
3 | “Раскладываем ложки, ставим тарелки” И.п.: ноги врозь,руки на пояс. 1- наклон вправо,левая кисть по туловищу скользит вверх,правая-вниз; 2- и.п.;3-4 то же в другую сторону. |
3-4 раза |
4 | “Садимся обедать” И.п.: руки на пояс. 1-2- присесть,колени врозь,руки к плечам. Держать спину прямо. |
6-8 раз |
5 | “Встаём из-за стола” И.п.: ноги вместе,руки за спиной. 1- поднять согнутую в колене правую ногу; 2- и.п,3-4 то же дрегой ногой. |
По 4 раза |
6 | “Мы-молодцы” И.п: ноги слегка расставлены. Руки на пояс. 1-4- подскоки на двух ногах с поворотом вправо; 5-8- то же в другую сторону |
По 4 раза |
Основные виды движений 1. Прыжки-спрыгивание со скамейке на полусогнутые ноги. 2. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками из-за головы. 3. Перелезание через препятствия (гимнастическая скамейка). Выполняется двумя, тремя колоннами из-за черты |
6-8 раз 10-12 р. 4-6 р. |
|
Подвижная игра: “Чашки, ложки,
самовары” Дети строятся в шеренгу. Одной группе детей прикрепляются медали- чашек, другой- самоваров. Педагог читает стихотворение:
Педагог говорит: “Приготовились!”- и все игроки принимают положение высокого старта. Сигналом для бега является название одной из групп детей., например “Чашки!” По этому сигналу бегут только те дети у которых медали- чашек. Добежав до противоположной стороны площадки, группа детей должна остаться там, построиться в шеренгу, повернуться лицом к оставшимся на противоположной стороне площадке игрокам, То же выполняет другая команда. |
||
Подвижная игра с речевым
сопровождением: “Трали-вали” Трали-вали,трали-вали, Хлопают в ладоши. Как на стол мы накрывали. Наклоняются вперёд, руки В стороны-вниз. В гости ждём к себе гостей, Выполняют пружинку,руки В гости ждём к себе друзей. На пояс. Чашки, блюдца и тарелки Поворот вправо,правую Мы поставили на стол, руку в сторону,левую на пояс Положили ложки,вилки. Поднимают вверх- опускают - Где же гости мы вас ждём! Вниз плечи, руки в стороны- Удивляются. Гости скоро к нам пришли Шагают на месте. Нам подарки принесли Чай попили с пирогом, Хлопают в ладоши. И с печеньем,тортом. Трали-вали,трали-вали, Прыгают на месте на двух Мы немножко поиграли, ногах,руки на пояс. Вместе все потанцевали, Ставят попеременно правую, А потом мы все устали. Затем левую ногу вперёд на Пятку,руки на пояс. Гостей проводили, Машут правой рукой,левая на пояс. Посуду помыли, Выполняют скользящие движения Ладонью о ладонь вперёд-назад. Полы подмели, Слегка наклоняются вперёд, выполняют руками лёгкие махи вправо, влево. Спать легли. Присаживаются на корточки. |
Считалка.
Мы обедали в саду,
Ай, ду-ду,ай,ду-ду!
Вдруг сороки налетели, Всё с тарелок наших съели,
Разбросали вилки,ложки,
Чашки,блюдца,поварёшки.
Тут ворона прилетела
И тебе водить велела.
Конспект занятия
Тема: “Домашние животные”
Время: 25 минут
Программное содержание:
1. Упражнять детей в беге колонной по одному с сохранением правильной дистанции друг от друга.
2. Упражнять детей в беге между предметами, не задевая их.
3. Разучить ходьбу по наклонной доске, сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку.
4. Совершенствовать навыки прыжка на двух ногах с преодолением препятствий.
5. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.
№ | Содержание занятия |
Дозировка |
1 | Построение в шеренгу проверка осанки и равнения | 1 раз |
2 | Перестроение в колонну по одному. | 2-3 раза |
3 | Ходьба в колонне по одному, Буг между предметами. | 3-4 кр. |
Основная часть ОРУ
|
||
1 | “Дружно делаем зарядку,все движенья-
по порядку” И.п.: о.с..руки согнуты перед грудью. 1- развести руки в стороны- вдох; 2- вернуться в и.п.- выдох |
6 раз |
2 | “Самый сильный в доме я, как и все мои
друзья” И.п.; ноги врозь, руки вниз. 1- руки к плечам 2- руки вверх, посмотреть на них |
6-8 раз |
3 | “Наклоняться все умеют- и ребята и
зверята” И.п.; ноги на ширине плеч, руки вверху. 1- наклон вперёд с одновременным отведением рук назад- выдох 2- выпрямиться посмотреть на руки |
6-8 раз |
4 | “Повороты выполняем, свою спину
укрепляем” И.п.; ноги врозь, руки на затылке. 1-2- поворот вправо- выдох 3-4-и.п. вдох |
3-4 раза в каждую сторону |
5 | “Тренируем ноги, лапы, чтобы бегать,
но не падать” И.п.; руки за спиной 1- поднимая согнутую ногу, подтянуть колено руками к груди; 2- и.п. |
По 3 раза |
6 | “Прыгаем с друзьями вместе.
развлеченья нет чудесней” И.п.; ноги вместе. руки вниз. 1- прыжком ноги врозь, руки в стороны 2-и.п. |
8 прыжков |
Основные виды движений 1 Равновесие- ходьба по наклонной доске прямо, руки в стороны 2 Прыжки – перепрыгивание на двух ногах через бруски (расстояние между брусками 50 см.) 3 Перебрасывание мяча двумя руками в вертикально расположенные обручи. Игровое упражнение “Шаловливые котята” Педагог делит детей на две команды: “Котята”и “Ребята” Команда “Ребята”встаёт в шеренгу, в вытянутых в стороны руках игроки держат по обручу, из игроков образуется цепочка. Команда “Котята” встаёт в колонну по парам, у одного из игроков команды находится мяч. Педагог говорит:
|
||
Подвижная игра “Коза и волк” Перед началом игры по считалочке выбирается “коза” и “волк”, остальные дети “пастухи”. “Пастухи” берутся за руки, образуют круг. Внутри круга луг, где пасётся “коза”. Дети говорят вместе с педагогом:
Играющие “ пастухи” движутся по кругу. Чуть поодаль от круга притаился “волк”. По окончании текста “волк” начинает ловить “козу”. Для этого ему необходимо попасть внутрь круга. Но попасть он может только через ворота, а “коза” может вбегать и убегать из круга когда захочет. “Волк” ловит “козу” только внутри круга. |
||
Считалочка:Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост провалится, То собака свалится. |
Конспект занятия
Тема: “Дикие животные”
Время:25 минут
Программное содержание:
1. Упражнять детей в беге и ходьбе по кругу, взявшись за руки,
с поворотом в другую сторону.
2. Упражнять детей в беге между предметами, не задевая их.
3. Разучить прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд.
4. Упражнять в ползании на четвереньках между кеглями.
5. Упражнять в подбрасывании и ловли мяча.
№ | Содержание занятия |
Дозиров. |
1 | Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения. | |
2 | Перестроение в колонну по одному. | |
3 | Ходьба в колонне по одному, бег между предметами | |
Основная часть ОРУ
|
||
1 | “Мишка в гости всех зовет, лапами
привет всем шлет ” И.п.: ноги врозь, правая рука вверху, левая – внизу, пальцы в кулаки. На каждый счет менять положение рук. |
10 раз |
2 | “Белки в гости собираются, торопятся,
стараются” И.п.: ноги врозь, руки к плечам. 1-4 круговые вращения локтями вперёд с полной амплитудой 5-8 то же назад |
2-3 раза в каждую сторону |
3 | “Мишка пригласил ежей, пять колючих
малышей” И.п.; ноги на ширине плеч, руки сзади вниз, пальцы сомкнуть в замок. 1-3-3 наклона вперёд с махом руками назад вверх 4-и.п. |
4-5 раз |
4 | “Волки в гости захотели, неужели не
успели?” И.п.; ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, руки в стороны 2- и.п.3- тоже влево 4- и.п. |
4 раза в каждую сторону |
5 | “В гости лисонька бежит- в гости к
Мишеньке спешит” И.п.; ноги слегка расставлены, руки на пояс 1- поднять правую ногу вперёд, носок оттянуть 2-и.п. 3- тоже левой ногой |
|
6 | “Зайцы прыгают всё выше: Жди нас в
гости бурый Миша” И.п.:ноги вместе, руки на пояс. 1-4-4 подскока на правой ноге;5-8-4- подскока на левой. |
2-3 раза |
Основные виды движений 1 Прыжки- подпрыгивание с ноги на ногу, продвигаясь вперёд, на расстояние 5 метров 2 Подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его после хлопка в ладоши. 3 Ползание на четвереньках между кеглями, не задевая их. |
2-3 раза 10-12 раз 2-3 раза |
|
Подвижная игра “Хитрая лиса” По сигналу педагога “Мы присядем отдыхаем. Глазки дружно закрываем!”дети стоящие в кругу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог обходит круг за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот ребёнок до кого дотронулись, становится “хитрой лисой”. После слов педагога: “Встаньте дети посмотрите, хитрую лису найдите!”дети ищут лису. После повторения вопроса “Хитрая лиса, ты где?” три раза, ребёнок выбранный лисой выскакивает и говорит: “Я здесь!”. После этого дети разбегаются по игровой площадке. Ребёнок ловит двух, трёх игроков педагог говорит: “Стоп игра. Стоп игра! Становиться в круг пора!”. |
||
Игра малой подвижности “Грустный
зайка” Дети образуют круг, берутся за руки. Играющие водят вокруг него хороводом в правую и левую сторону, напевая песенку:
При повторении слов “зайка прыг зайка скок” водящий встаёт и прыгает на двух ногах на месте. Одновременно со словами он подпрыгивает на двух ногах, приближается к одному из игроков, берёт его за руку. И они оба прыжками возвращаются в центр круга, где, теперь уже вдвоём. Садятся на корточки. Игра повторяется вновь, но уже с двумя “грустными зайками”. Песенка звучит по - другому:
По окончании песенки каждый из водящих забирает из круга ещё по одному участнику. |
Физкультурный досуг
“Сказочное путешествие гномов”
Средняя группа
Цель: Упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением различных заданий, в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости, в подлезании под дугу, не касаясь пола руками, в подпрыгивании вверх. Развивать воображение, выразит6льность движений.
Материал: Дорожка “Следы”, игрушка змея, мат, дуги, зонтик, фонарики.
Ход досуга
Дети заходят в зал под музыку, воспитатель идёт впереди и несёт эмблему группы.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня в физкультурный зал пришли весёлые ребята из группы….. (название группы. Девиз)
Сегодня мы будем играть в сказку. Хотите стать маленькими гномиками? (Ответы детей) Покружись, покружись и в гномика превратись!
Глазками моргнули,
Рот в улыбке растянули,
Брови вверх подняли,
На носик пальчиком нажали
И тихонечко сказали:
“Под горушкою в тиши
Живут гномы-малыши”
Дети садятся в кружок и выполняют пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая игра “Гномик”
Как в огромнейшей горе (показать руками гору)
Дремлет гномик на заре (сложить ладошки, закрыть глаза):
Восходит солнце над горой (изобразить шар)
Словно шарик золотой.
Поют птички: “Чик-чирик!” (сложить пальцы в клюв)
Лежебока встань, не спи! (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы)
Гном не слышит песни той,
Спит и спит он день-деньской (махнуть рукой)
Но вот усатенький жучок (указательным и средним пальцами пошевелить, как усами)
Забрался гному на бочок.
Потом залез под мышку усатенький плутишка (пошевелить пальцами)
По шее к щечкам пробежал (пробежать пальцами по голове)
Усами нос пощекотал (пощекотать нос)
И скрылся вмиг под колпаком (пробежать пальцами по голове)
“А-пчхи, а-пчхи!” (прикрыть рот ладошками)
Проснулся гном (развести руки в стороны)
Ведущий: Сейчас мы пойдём в сказочный лес, а вот и наша тропинка.
Упражнение: “Ножки без запинки шли по тропинке”. Слово “шли” заменяем словами “бежали, семенили, плелись, скакали ”.
Ведущий: Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, начался дождик, забарабанил по листьям и траве.
Игра с хлопками “Дождик”
Капля – раз! Капля – два!
Кап, кап, кап, кап. (хлопки с паузами)
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять-
Кап-кап, кап-кап, кап-кап! (хлопки без пауз.)
Ведущий: Быстрее прячьтесь под зонтиками (в разных концах зала раскрываются зонтиками, дети прячутся, игра повторяется с изменением мест для зонтиков).
Гномики спрятались под зонтиками, а все обитатели леса вымокли до нитки.
Интересно, как промокшие медвежата просят дождь, чтобы он закончился? (звукоподражание, движения). А нахохлившиеся воробьишки? (звукоподражание, движения)
Дети проговаривают закличку, имитируя образы медвежат и воробьёв:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-
Колоколнышка!
Ведущий: Кончился дождик. Гномики стряхнём капли с зонтиков и смело пойдём по лужам. Дорожка привела нас к болоту. Здесь живут весёлые лягушки.
Подвижная игра “Лягушка и журавль”
Прыгают лягушки (прыгают с ноги на ногу, имитируя образ лягушки)
И кричат друг дружке;
-Квак,квак-прыгай вот так!
Квак-квак- и вот так.
Появились журавли (замирают, потом ходят, высоко поднимая ноги, руки за спиной-имитация образа журавля
-Я лягушку отыщу!
Из болота вытащу (наклоняются вперёд, не сгибая колени).
Ква-ква, ты жива?
-Я жива,жива, жива! (Лягушки оживают)
Ведущий: Пока мы выбирались из болота, в лесу стемнело. Идём осторожно всматриваясь в темноту. Очень грустно когда идёшь один, давайте найдём себе друга и пойдём с ним вместе. Проводится коммуникативная игра “Здравствуй друг!”
Зашагали ножки
Дети маршируют по залу, в конце встают в пары.
Прямо по дорожке,
Повстречали друга
Маленькие ножки.
Взявшись за руки делают “пружинку”.
Милый друг!
Пожимают друг другу руки.
Посмотри - ка ты вокруг!
Разводят руки в стороны.
Здравствуй,здравствуй,
Делают “пружинку”.
Улыбнись
Улыбаются, качая головой вправо, влево.
Ведущий: Гномики смотрите! Впереди речка глубокая и широкая. Переправиться через неё нам поможет мостик. (Дети идут по дорожке для равновесия).Чья-то норка на пути –ни проехать, ни пройти. Давайте посмотрим кто там живёт. (Показывает мышку, крота, лису, ежа, червячка, змею.) Смотрите, пеньки. С них мы будем прыгать. Встали на пеньки осмотрелись и мягко спрыгнули. Вот так! (показ) Ещё раз! Молодцы!
Ведущий: Разбегайтесь по полянке и веселитесь от души под музыку, а чтобы вам было веселее возьмите разноцветные флажки. Когда вы услышите, что музыка затихла найдите себе пару-гномика с таким же цветом флажка.- и поздоровайтесь с ним.
Игра “Приветствие”. Дети здороваются мизинцами, ладошками, называя друг друга ласковыми именами.
Ведущий: С наступлением вечера в лесу стало темно, пора возвращаться. Давайте превратимся опять в ребят: - Покружись, покружись и в ребёнка превратись. До свидания ребята! Дети выходят из зала по массажным дорожкам.