Планирование занятий по физкультуре с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – особый период в жизни ребёнка. Именно в это время закладывается фундамент здорового будущего взрослого человека. Упражнения и подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, осваивает речь и получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма дошкольника, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Моя работа была направлена на создание интегрированных занятий по физической культуре для детей с общим недоразвитием речи. Так как успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования всего комплекса разнообразных средств и методов, способствующих умственному, интеллектуальному, психическому развитию. Как известно, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. У таких детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, “застревание” на одной позе.

Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире. Вследствие всех выше названных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с её нарушениями.

Поэтому были разработаны интегрированные занятия по физкультуре для старшего и подготовительного возраста на весь учебный год. Наш детский сад работает по программе “Воспитание и обучение в детском саду” под редакцией Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой , и конспекты занятий так же отвечают программным требованиям данной программы.

Вашему вниманию представлены четыре конспекта для детей старшего возраста, каждый комплекс рассчитан на одну неделю и связан с лексической темой данной недели.

Упражнения и игры можно использовать как единый комплекс на утренней и вечерней прогулках, а также включить их отдельными фрагментами в разные виды деятельности детей в течении всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Литература

1 Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ)и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп.

2 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.-М: Мозаика- Синтез, 2010

3 Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.-М..2005

4 Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр.-М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.

5 Степаненкова Э.Я.Физическое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика_синтез, 2005-2010

Конспект занятия

Тема: “ Посуда”

Время: 25 минут

Программное содержание:

1. Разучить с детьми поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному.

2. Упражнять в беге с перешагиванием через бруски.

3. Закрепить навыки приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании.

4. Повторить перебрасывание мяча друг другу и перелезание через препятствия.

Содержание занятия

Доз.
1 Построение в шеренгу проверка осанки и равнения 1 раз
2 Перестроение в колонну по одному. 2-3 раза
3 Ходьба в колонне по одному (по сигналу “поворот” - дети поворачивают в другую сторону и продолжают ходьбу). 2 круга
4 Бег с перешагиванием через бруски (положенными на расстоянии 70-80 см. один от другого) 1,5-2 круга
 

Основная часть ОРУ

Обед мы с бабушкой сварили.
Стол скатертью большой накрыли,
Поставили тарелки, положили ложки,
Налили супа кошке в плошку,
Все вместе сели мы обедать,
Всех просим наших щей отведать,

 
1 “Ура сварили мы обед!”

И.п.:о.с.,руки вниз,

1- руки в стороны,вверх с хлопком над головой; 2- и.п.,

6-8 раз
2 “Накрываем скатертью стол”

И.п.: ноги на ширине плеч,руки на пояс.

1-3 – пружинящие наклоны вперёд- длительный выдох;

4- выпрямиться- вдох;

6-8 раз
3 “Раскладываем ложки, ставим тарелки”

И.п.: ноги врозь,руки на пояс.

1- наклон вправо,левая кисть по туловищу скользит вверх,правая-вниз; 2- и.п.;3-4 то же в другую сторону.

3-4 раза
4 “Садимся обедать”

И.п.: руки на пояс. 1-2- присесть,колени врозь,руки к плечам. Держать спину прямо.

6-8 раз
5 “Встаём из-за стола”

И.п.: ноги вместе,руки за спиной.

1- поднять согнутую в колене правую ногу; 2- и.п,3-4 то же дрегой ногой.

По 4 раза
6 “Мы-молодцы”

И.п: ноги слегка расставлены. Руки на пояс. 1-4- подскоки на двух ногах с поворотом вправо; 5-8- то же в другую сторону

По 4 раза
 

Основные виды движений

1. Прыжки-спрыгивание со скамейке на полусогнутые ноги.

2. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками из-за головы.

3. Перелезание через препятствия (гимнастическая скамейка).

Выполняется двумя, тремя колоннами из-за черты

 

6-8 раз

10-12 р.

4-6 р.

  Подвижная игра: “Чашки, ложки, самовары”

Дети строятся в шеренгу. Одной группе детей прикрепляются медали- чашек, другой- самоваров.

Педагог читает стихотворение:

Тары-бары,тары-бары!
Чашки-ложки-самовары
Друг за другом побежали,
Друг от друга не отстали!
Посмотрите вы скорее,
Кто же бегает быстрее?

Педагог говорит: “Приготовились!”- и все игроки принимают положение высокого старта. Сигналом для бега является название одной из групп детей., например “Чашки!” По этому сигналу бегут только те дети у которых медали- чашек. Добежав до противоположной стороны площадки, группа детей должна остаться там, построиться в шеренгу, повернуться лицом к оставшимся на противоположной стороне площадке игрокам, То же выполняет другая команда.

 
  Подвижная игра с речевым сопровождением: “Трали-вали”

Трали-вали,трали-вали, Хлопают в ладоши.

Как на стол мы накрывали. Наклоняются вперёд, руки

В стороны-вниз.

В гости ждём к себе гостей, Выполняют пружинку,руки

В гости ждём к себе друзей. На пояс.

Чашки, блюдца и тарелки Поворот вправо,правую

Мы поставили на стол, руку в сторону,левую на пояс

Положили ложки,вилки. Поднимают вверх- опускают

- Где же гости мы вас ждём! Вниз плечи, руки в стороны-

Удивляются.

Гости скоро к нам пришли Шагают на месте.

Нам подарки принесли

Чай попили с пирогом, Хлопают в ладоши.

И с печеньем,тортом.

Трали-вали,трали-вали, Прыгают на месте на двух

Мы немножко поиграли, ногах,руки на пояс.

Вместе все потанцевали, Ставят попеременно правую,

А потом мы все устали. Затем левую ногу вперёд на

Пятку,руки на пояс.

Гостей проводили, Машут правой рукой,левая на пояс.

Посуду помыли, Выполняют скользящие движения

Ладонью о ладонь вперёд-назад.

Полы подмели, Слегка наклоняются вперёд, выполняют руками лёгкие махи вправо, влево.

Спать легли. Присаживаются на корточки.

 

Считалка.

Мы обедали в саду,
Ай, ду-ду,ай,ду-ду!
Вдруг сороки налетели, Всё с тарелок наших съели,
Разбросали вилки,ложки,
Чашки,блюдца,поварёшки.
Тут ворона прилетела
И тебе водить велела.

Конспект занятия

Тема: “Домашние животные”

Время: 25 минут

Программное содержание:

1. Упражнять детей в беге колонной по одному с сохранением правильной дистанции друг от друга.

2. Упражнять детей в беге между предметами, не задевая их.

3. Разучить ходьбу по наклонной доске, сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку.

4. Совершенствовать навыки прыжка на двух ногах с преодолением препятствий.

5. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу.

Содержание занятия

Дозировка
1 Построение в шеренгу проверка осанки и равнения 1 раз
2 Перестроение в колонну по одному. 2-3 раза
3 Ходьба в колонне по одному, Буг между предметами. 3-4 кр.
 

Основная часть ОРУ

Я, пёс Полкан, Василий- кот-
Очень дружный мы народ.
Дружим мы с овцой Маринкой,
Дружим мы с овцой Аринкой.
Дружим с лошадью Ранеткой,
Её любим крепко- крепко.
Будем вместе все дружить,
В мире и согласье жить.

 
1 “Дружно делаем зарядку,все движенья- по порядку”

И.п.: о.с..руки согнуты перед грудью.

1- развести руки в стороны- вдох;

2- вернуться в и.п.- выдох

6 раз
2 “Самый сильный в доме я, как и все мои друзья”

И.п.; ноги врозь, руки вниз.

1- руки к плечам

2- руки вверх, посмотреть на них

6-8 раз
3 “Наклоняться все умеют- и ребята и зверята”

И.п.; ноги на ширине плеч, руки вверху.

1- наклон вперёд с одновременным отведением рук назад- выдох

2- выпрямиться посмотреть на руки

6-8 раз
4 “Повороты выполняем, свою спину укрепляем”

И.п.; ноги врозь, руки на затылке.

1-2- поворот вправо- выдох

3-4-и.п. вдох

3-4 раза в каждую сторону
5 “Тренируем ноги, лапы, чтобы бегать, но не падать”

И.п.; руки за спиной

1- поднимая согнутую ногу, подтянуть колено руками к груди;

2- и.п.

По 3 раза
6 “Прыгаем с друзьями вместе. развлеченья нет чудесней”

И.п.; ноги вместе. руки вниз.

1- прыжком ноги врозь, руки в стороны

2-и.п.

8 прыжков
 

Основные виды движений

1 Равновесие- ходьба по наклонной доске прямо, руки в стороны

2 Прыжки – перепрыгивание на двух ногах через бруски (расстояние между брусками 50 см.)

3 Перебрасывание мяча двумя руками в вертикально расположенные обручи.

Игровое упражнение “Шаловливые котята”

Педагог делит детей на две команды: “Котята”и “Ребята” Команда “Ребята”встаёт в шеренгу, в вытянутых в стороны руках игроки держат по обручу, из игроков образуется цепочка. Команда “Котята” встаёт в колонну по парам, у одного из игроков команды находится мяч. Педагог говорит:

Шаловливые котята,
Словно малые ребята,
Любят в мячики играть-
Любят мячики кидать!
Ну-ка, дети начинайте,
Мяч ловите и кидайте!
Как котята мяч кидайте
И ловить не забывайте!

 
  Подвижная игра “Коза и волк”

Перед началом игры по считалочке выбирается “коза” и “волк”, остальные дети “пастухи”. “Пастухи” берутся за руки, образуют круг. Внутри круга луг, где пасётся “коза”. Дети говорят вместе с педагогом:

Коза пасётся на лугу.
Свою козу я берегу.
Коза даёт нам молоко.
- Коза, не бегай далеко!
В лесу живёт сердитый волк.
Зубами серый щёлк да щёлк.
Задумал волк козу поймать,
Козу мы будем охранять!

Играющие “ пастухи” движутся по кругу. Чуть поодаль от круга притаился “волк”. По окончании текста “волк” начинает ловить “козу”. Для этого ему необходимо попасть внутрь круга. Но попасть он может только через ворота, а “коза” может вбегать и убегать из круга когда захочет. “Волк” ловит “козу”

только внутри круга.

 
  Считалочка:

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.

 

Конспект занятия

Тема: “Дикие животные”

Время:25 минут

Программное содержание:

1. Упражнять детей в беге и ходьбе по кругу, взявшись за руки,

с поворотом в другую сторону.

2. Упражнять детей в беге между предметами, не задевая их.

3. Разучить прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд.

4. Упражнять в ползании на четвереньках между кеглями.

5. Упражнять в подбрасывании и ловли мяча.

Содержание занятия

Дозиров.
1 Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.  
2 Перестроение в колонну по одному.  
3 Ходьба в колонне по одному, бег между предметами  
 

Основная часть ОРУ

Вы стесняться бросьте
Приходите в гости!
Путь совсем не длинный –
лесом, прямиком.
Угощу малиной, угощу медком.
А зимой ко мне, ребята,
Не советую ходить.
И зимой меня, ребята,
Не советую будить…

 
1 “Мишка в гости всех зовет, лапами привет всем шлет ”

И.п.: ноги врозь, правая рука вверху, левая – внизу, пальцы в кулаки. На каждый счет менять положение рук.

10 раз
2 “Белки в гости собираются, торопятся, стараются”

И.п.: ноги врозь, руки к плечам.

1-4 круговые вращения локтями вперёд с полной амплитудой

5-8 то же назад

2-3 раза в каждую сторону
3 “Мишка пригласил ежей, пять колючих малышей”

И.п.; ноги на ширине плеч, руки сзади вниз, пальцы сомкнуть в замок.

1-3-3 наклона вперёд с махом руками назад вверх 4-и.п.

4-5 раз
4 “Волки в гости захотели, неужели не успели?”

И.п.; ноги на ширине плеч, руки за головой.

1- наклон вправо, руки в стороны

2- и.п.3- тоже влево 4- и.п.

4 раза в каждую сторону
5 “В гости лисонька бежит- в гости к Мишеньке спешит”

И.п.; ноги слегка расставлены, руки на пояс

1- поднять правую ногу вперёд, носок оттянуть

2-и.п. 3- тоже левой ногой

 
6 “Зайцы прыгают всё выше: Жди нас в гости бурый Миша”

И.п.:ноги вместе, руки на пояс. 1-4-4 подскока на правой ноге;5-8-4- подскока на левой.

2-3 раза
  Основные виды движений

1 Прыжки- подпрыгивание с ноги на ногу, продвигаясь вперёд, на расстояние 5 метров

2 Подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его после хлопка в ладоши.

3 Ползание на четвереньках между кеглями, не задевая их.

2-3 раза

10-12 раз

2-3 раза

  Подвижная игра “Хитрая лиса”

По сигналу педагога “Мы присядем отдыхаем. Глазки дружно закрываем!”дети стоящие в кругу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог обходит круг за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот ребёнок до кого дотронулись, становится “хитрой лисой”.

После слов педагога: “Встаньте дети посмотрите, хитрую лису найдите!”дети ищут лису. После повторения вопроса “Хитрая лиса, ты где?” три раза, ребёнок выбранный лисой выскакивает и говорит: “Я здесь!”. После этого дети разбегаются по игровой площадке. Ребёнок ловит двух, трёх игроков педагог говорит: “Стоп игра. Стоп игра! Становиться в круг пора!”.

 
  Игра малой подвижности “Грустный зайка”

Дети образуют круг, берутся за руки. Играющие водят вокруг него хороводом в правую и левую сторону, напевая песенку:

Грустный заинька сидит,
Плачет зайка и молчит.
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка скок-поскок!

При повторении слов “зайка прыг зайка скок” водящий встаёт и прыгает на двух ногах на месте. Одновременно со словами он подпрыгивает на двух ногах, приближается к одному из игроков, берёт его за руку. И они оба прыжками возвращаются в центр круга, где, теперь уже вдвоём. Садятся на корточки.

Игра повторяется вновь, но уже с двумя “грустными зайками”. Песенка звучит по - другому:

Зайки грустные сидят,
Плачут зайки и молчат.
Зайки прыг, зайки скок,
Зайки скок-поскок!

По окончании песенки каждый из водящих забирает из круга ещё по одному участнику.

 

Физкультурный досуг

“Сказочное путешествие гномов”

Средняя группа

Цель: Упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением различных заданий, в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости, в подлезании под дугу, не касаясь пола руками, в подпрыгивании вверх. Развивать воображение, выразит6льность движений.

Материал: Дорожка “Следы”, игрушка змея, мат, дуги, зонтик, фонарики.

Ход досуга

Дети заходят в зал под музыку, воспитатель идёт впереди и несёт эмблему группы.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня в физкультурный зал пришли весёлые ребята из группы….. (название группы. Девиз)

Сегодня мы будем играть в сказку. Хотите стать маленькими гномиками? (Ответы детей) Покружись, покружись и в гномика превратись!

Глазками моргнули,
Рот в улыбке растянули,
Брови вверх подняли,
На носик пальчиком нажали
И тихонечко сказали:
“Под горушкою в тиши
Живут гномы-малыши”

Дети садятся в кружок и выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра “Гномик”

Как в огромнейшей горе (показать руками гору)

Дремлет гномик на заре (сложить ладошки, закрыть глаза):

Восходит солнце над горой (изобразить шар)

Словно шарик золотой.

Поют птички: “Чик-чирик!” (сложить пальцы в клюв)

Лежебока встань, не спи! (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы)

Гном не слышит песни той,

Спит и спит он день-деньской (махнуть рукой)

Но вот усатенький жучок (указательным и средним пальцами пошевелить, как усами)

Забрался гному на бочок.

Потом залез под мышку усатенький плутишка (пошевелить пальцами)

По шее к щечкам пробежал (пробежать пальцами по голове)

Усами нос пощекотал (пощекотать нос)

И скрылся вмиг под колпаком (пробежать пальцами по голове)

“А-пчхи, а-пчхи!” (прикрыть рот ладошками)

Проснулся гном (развести руки в стороны)

Ведущий: Сейчас мы пойдём в сказочный лес, а вот и наша тропинка.

Упражнение: “Ножки без запинки шли по тропинке”. Слово “шли” заменяем словами “бежали, семенили, плелись, скакали ”.

Ведущий: Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, начался дождик, забарабанил по листьям и траве.

Игра с хлопками “Дождик”

Капля – раз! Капля – два!

Кап, кап, кап, кап. (хлопки с паузами)

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять-

Кап-кап, кап-кап, кап-кап! (хлопки без пауз.)

Ведущий: Быстрее прячьтесь под зонтиками (в разных концах зала раскрываются зонтиками, дети прячутся, игра повторяется с изменением мест для зонтиков).

Гномики спрятались под зонтиками, а все обитатели леса вымокли до нитки.

Интересно, как промокшие медвежата просят дождь, чтобы он закончился? (звукоподражание, движения). А нахохлившиеся воробьишки? (звукоподражание, движения)

Дети проговаривают закличку, имитируя образы медвежат и воробьёв:

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-
Колоколнышка!

Ведущий: Кончился дождик. Гномики стряхнём капли с зонтиков и смело пойдём по лужам. Дорожка привела нас к болоту. Здесь живут весёлые лягушки.

Подвижная игра “Лягушка и журавль”

Прыгают лягушки (прыгают с ноги на ногу, имитируя образ лягушки)

И кричат друг дружке;

-Квак,квак-прыгай вот так!

Квак-квак- и вот так.

Появились журавли (замирают, потом ходят, высоко поднимая ноги, руки за спиной-имитация образа журавля

-Я лягушку отыщу!

Из болота вытащу (наклоняются вперёд, не сгибая колени).

Ква-ква, ты жива?

-Я жива,жива, жива! (Лягушки оживают)

Ведущий: Пока мы выбирались из болота, в лесу стемнело. Идём осторожно всматриваясь в темноту. Очень грустно когда идёшь один, давайте найдём себе друга и пойдём с ним вместе. Проводится коммуникативная игра “Здравствуй друг!”

Зашагали ножки

Дети маршируют по залу, в конце встают в пары.

Прямо по дорожке,
Повстречали друга
Маленькие ножки.

Взявшись за руки делают “пружинку”.

Милый друг!

Пожимают друг другу руки.

Посмотри - ка ты вокруг!

Разводят руки в стороны.

Здравствуй,здравствуй,

Делают “пружинку”.

Улыбнись

Улыбаются, качая головой вправо, влево.

Ведущий: Гномики смотрите! Впереди речка глубокая и широкая. Переправиться через неё нам поможет мостик. (Дети идут по дорожке для равновесия).Чья-то норка на пути –ни проехать, ни пройти. Давайте посмотрим кто там живёт. (Показывает мышку, крота, лису, ежа, червячка, змею.) Смотрите, пеньки. С них мы будем прыгать. Встали на пеньки осмотрелись и мягко спрыгнули. Вот так! (показ) Ещё раз! Молодцы!

Ведущий: Разбегайтесь по полянке и веселитесь от души под музыку, а чтобы вам было веселее возьмите разноцветные флажки. Когда вы услышите, что музыка затихла найдите себе пару-гномика с таким же цветом флажка.- и поздоровайтесь с ним.

Игра “Приветствие”. Дети здороваются мизинцами, ладошками, называя друг друга ласковыми именами.

Ведущий: С наступлением вечера в лесу стало темно, пора возвращаться. Давайте превратимся опять в ребят: - Покружись, покружись и в ребёнка превратись. До свидания ребята! Дети выходят из зала по массажным дорожкам.