Пояснительная записка.
Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Программа разработана в соответствии с рекомендациями 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ “Об образовании”, Посланием Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года Президента Российской Федерации, президентской программой “Одаренные дети”, окружной долгосрочной целевой программой “Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011–2015 годы” по направлению “внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей”.
Сегодня, когда коренным образом изменились социальная ситуация и отношения в обществе, встал вопрос об обновлении системы отечественного образования, причем не только в области содержания, но и в области форм и методов обучения и воспитания. Постепенно мы придем к тому, что содержание образования станет не самоцелью, а средством приобретения личного опыта, условием самоопределения и самореализации личности. И это правильно, ведь лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес.
Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, “образованием длительностью в жизнь”. В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Далее под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) мы будем понимать образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Необходимость создания в сельской школе-интернате Крайнего Севера дистанционной образовательной среды для развития способностей ребенка по выполнению различных социально значимых видов деятельности делает программу особенно актуальной.
Применение дистанционных технологий для обучения и развития одаренных детей, может рассматриваться как альтернатива индивидуального обучения и развития творческого и организаторского потенциала. При этом значительно развиваются навыки самостоятельной работы, исследовательской деятельности, коммуникативные навыки. Важнейшее достоинство дистанционного обучения заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования и развития творческого и организаторского потенциала изолированными сельскими одаренными и талантливыми учениками.
Дистанционные проекты способствуют развитию творчества, инициативности, помогают осознать, сравнить свои собственные умения со способностями одноклассников, коллег. При этом среда дистанционных форм обеспечивает интенсивный образовательный рост, в некоторых случаях в условиях “повышенной сложности”.
Понятие одаренности.
Каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью – бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не отнесен. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Что же такое “одаренность”, “одаренная личность”?
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или несколько областях выше среднего (по К. К. Платонову и А. М. Чередник).
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной.
Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.
Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого или продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• психомоторной.
Концепция Программы.
Главная идея программы “Экология одаренности: Покорители вершин (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми)” заключается в создании условий для оптимального развития одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий, а также в оказании им финансовой поддержки для развития творческого потенциала.
Направление: внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи, направленной на развитие компетентностей.
Цель программы: создание современными средствами ИКТ условий для индивидуализации обучения, построение адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развитие творческого потенциала одаренного человека, а также оказание финансовой поддержки одаренным детям, стремящимся развивать свой творческий потенциал.
Задачи программы:
- создание временной проблемной группы по работе с одаренными детьми, нацеленной на изучение современных форм и методов работы с учащимися, на изучение передового опыта учителей школы-интерната, района, округа, страны;
- создание условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности посредством привлечения возможностей дистанционных образовательных технологий;
- создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой, творческой, организаторской деятельности, для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учебы;
- расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
- развитие ресурсной базы школы-интерната (кадровой, методической, материально-технической, информационной, финансовой), отвечающей современным образовательным запросам и творческим возможностям одаренных детей;
- внедрение в образовательную практику школы-интерната продуктивных педагогических технологий, включая ИКТ, повышающих эффективность работы с одаренными детьми и индивидуализацию образования и творческого развития;
- разработка и реализация вариативных дистанционных образовательных программ для одаренных детей;
- совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми;
- формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми с применением ИКТ;
- совершенствование педагогической компетентности учителей школы-интерната в направлении развития фасилитативного и диагностико-прогностического компонентов;
- развитие школьного сайта “Покорители вершин” как информационного web-ресурса.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В целях создания оптимальных условий для реализации вышеназванных принципов в учебно-воспитательном процессе внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы (групповые занятия с одаренными учащимися), участие в олимпиадах, работу по индивидуальным планам, исследовательскую деятельность, а также через работу кружков, секций, студии, научного общества учащихся, детских организаций. Особую значимость приобретают дистанционные образовательные технологии.
При составлении Программы учитывался тип нервной системы учащихся, их предпочтения.
Адекватный тип нервной системы, с избирательной доминантностью (преобладанием) правого или левого полушария в соответствии с решаемой задачей;
Левополушарный тип нервной системы, или мыслительный, с преобладанием функции левого полушария (прагматик, деловой человек);
Правополушарный тип нервной системы, или художественный, с преобладанием функции правого полушария (“художник”, “фантаст”).
Характеристика одаренных детей в соответствии с определяемым согласно Программе уровнем достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах.
Результаты анализа реализации программы по работе с одаренными детьми “Экология одаренности” < Приложение 1> позволили условно распределить одаренных детей по 3 секциям: “ШКОЛЯРЫ”, “ТВОРЧЕСКИЙ БОМОНД”, “ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ” < Приложение 2> . В основе Программы лежит многоуровневая работа с одаренными учащимися и система накопления баллов. Каждый ребенок, обладающий теми или иными способностями, накапливает результаты своей деятельности: 1 уровень – работа педагогов с одаренными учениками внутри школы – институциональный, 2 уровень – муниципальный, 3 – региональный, 4 – всероссийский, 5 – международный. Таким образом, одаренный ребенок имеет возможность “ПОКОРИТЬ ВЕРШИНУ”, то есть проявить себя, участвуя в мероприятиях различного уровня. В соответствии с рейтинговой системой (Приложение 3) он “зарабатывает” баллы, которые суммируются в течение одного учебного года. Обладатели наибольшего количества баллов – “ПОКОРИТЕЛЬ САМОЙ ВЫСОКОЙ ВЕРШИНЫ” – получает денежное поощрение в виде индивидуального школьного Гранта. Размер Гранта варьируется в зависимости от количества победителей. Призовой фонд на 4 года составляет 60 тысяч рублей.
Для каждого уровня в соответствии с секцией разработана образовательная траектория, включающая список традиционных дистанционных мероприятий < Приложение 4> , < Приложение 5> , < Приложение 6> , < Приложение 7> , < Приложение 8>.
Работа школьного сайта “Покорители вершин”.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Будучи длительным этапом обучения каждого человека, школьное образование сегодня должно являться гарантом, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
Сайт – информационный web-ресурс, имеющий четко определенную законченную смысловую нагрузку.
Школьный сайт “Покорители вершин”– универсальное и эффективное средство, позволяющее донести до аудитории необходимую информацию – расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Школьный сайт является институциональным публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим < Приложение 11>.
Создание и поддержка школьного сайта являются предметом деятельности школьной команды “МАРС” из ребят секции “ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ”.
Разработчик сайта (он же администратор сайта) – физическое лицо или группа физических лиц, создавших сайт и поддерживающих его работоспособность и сопровождение.
Команда “МАРС” (Младшие Администраторы Работы Сайта) – одаренные дети (учащиеся школы-интерната), поддерживающие его работоспособность и сопровождение.
Сайт является не отдельным, специфическим видом деятельности, он объединяет процесс сбора, обработки, оформления, публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляет актуальный результат деятельности школы интерната.
В обязанности команды “МАРС” входит поддержка существующего интернет-проекта, наполнение его контентом и регулярное обновление. Значительное внимание команда “МАРС” уделяет разработке новых ресурсов, страниц, разделов на сайте, создании банка фотографий и прочих типов графических файлов, которые являются носителями информации. Также они занимаются поисковой оптимизацией контента с целью раскрутки школьных проектов, разработкой и реализацией рекламных стратегий в Сети, формированием новостных лент, поиском новостей согласно направленности ресурса.
Процесс развития школьного сайта не возможен без планирования и проведения хорошо продуманных креативных идей, написания текстов различной направленности и потому эта группа одаренных детей является звеном секции “ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ”.
Помимо огромного творческого потенциала данная команда обладает высокими навыками работы и знаниями всего пакета Майкрософт Офис, а также дизайнерских программ Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw. Участникам команды также владеть методами поисковой оптимизации контента и раскрутки школьного сайта, иметь ясное понятие о способах продвижения сайтов и сервисов в Сети.
Создание школьного сайта – проблема не столько технологическая, сколько управленческая, организационная. Школьный сайт, как и любой другой, – не книга, однажды написанная и существующая во времени без изменений. Сайт живет, пока он развивается, видоизменяется; если после трех лет существования он структурно и контентно идентичен первоначальному варианту – значит, сайт по сути своей мертвый. Его мало создать, намного сложнее организовать его работу, регулярное обновление, сделать так, чтобы сайт жил. И здесь возникает проблема человеческих ресурсов.
Вопрос, кто в школе будет отвечать за создание и развитие школьного сайта каждая школа решает по-своему. В нашей школе администратором сайта является КУРАТОР, который в достаточной мере разбирается в информационной системе. Поясню почему.
Этим явно не будет заниматься директор школы. Речь идет не только о достаточно большой нагрузке, которую не всегда можно возложить на первое лицо организации. Завуч в большей степени владеет информацией об образовательной ситуации в учреждении, чем директор, и объективно отражать жизнедеятельность школы на сайте, но сайт требует огромного количества времени, и куратор сможет вести данную работу успешнее.
Часто возникает вопрос: почему этим не может заниматься учитель информатики или заместитель директора по школьной информационной сети? Учителю информатики нельзя вменять в функциональные обязанности разработку и поддержку школьного сайта – он в этой области недостаточно профессионален. Курс информатики средней школы не предполагает достаточных знаний в веб-строительстве, которые бы позволили учителю информатики подойти к технологии создания сайта профессионально. С содержательной стороны – он не администратор и не сможет организовать работу по информационному обеспечению школьного сайта.
Другое дело – заместитель директора по информационным технологиям (ИТ). Под основной его функциональной обязанностью понимать “построение информационного пространства образовательного учреждения”, составной частью которого является школьный сайт, то кажется, что работа над сайтом – его прямая обязанность. Но не все так просто. Несмотря на то, что информатизация на самом высшем уровне объявлена приоритетным образовательным проектом и в школы направлены большие финансовые потоки, до сих пор нерешенной остается проблема с людьми. Справиться с таким объемом информационной работы одному человеку невозможно. Поэтому принято решение о привлечении к этой работе отдельного специалиста и создание команды “МАРС” из группы одаренных детей в данном направлении.
Школьный сайт имеет две очевидные направленности:
- Административная работа
- Школьная жизнь.
Команда “МАРС” непосредственно работает по второй направленности. Она охватывает следующие категории:
1. Родители.
Очевидно, что это наиболее непростой адресат, т. к., во-первых, он не является профессионалом в сфере образования, во-вторых, он слишком неоднороден, чтобы однозначно определять его информационные запросы. Но данному адресату всегда интересно знакомиться с информацией о своих детях, так как в школе существует проблема низкого уровня посещения школы родителями.
2. Ученики. Эту группу также необходимо разделить:
а) учащиеся школы-интерната;
б) учащиеся, готовящиеся к поступлению (имеются в виду, конечно, прежде всего,
старшеклассники);
в) выпускники школы.
3. Руководство. С этой группой сложнее. Номинально можно было бы
разделить информационных адресатов этой группы на
а) администрацию своего ОУ;
б) вышестоящие инстанции;
в) взаимодействие с другими инстанциями.
4. Педагоги.
С одной стороны, явно педагоги своей школы должны в определенной степени быть представлены на школьном сайте, с другой – они являются потребителями информации школьного сайта. Если же рассматривать сайт как аккумулирующую точку научно-методического опыта школы-интерната, то материалы такого рода уже представляют интерес для предметников других школ, и в этом плане ваш сайт служит в качестве показателя качества педагогического опыта образовательного учреждения;
5. Партнеры.
Это последняя группа информационных адресатов школьного сайта, выделяемая нами. Под “партнерами” в данном контексте подразумеваются культурно-образовательные (другие средние ОУ, вузы, культурные организации: музеи, библиотеки, фонды...)
Этот список не догма. Вполне возможно, что перечень информационных адресатов школьного сайта со временем будет отличаться от представленного выше. Какие-то блоки этой схемы будут важны, что-то покажется факультативным, что-то будет опущено. Это нормальный процесс работы школьного сайта.
Основной метод работы с данной категорией детей – деловая игра.
Участники команды “МАРС”, войдя в роль, узнают информацию о школе. Отбирают, какая именно информация (из всего, что интересно) адекватна сайту. В зависимости от смоделированных информационных запросов создаются рубрики сайта по каждой из групп потребителей информации.
Важно подчеркнуть, что вне зависимости от типологии описанная выше работа с информационными адресатами имеет большое значение. Даже при создании структуры “по видам деятельности” она позволяет выработать наиболее адекватный перечень разделов для школы.
Деятельность, способствующая выявлению и развитию одаренных детей, актуализации их творческих и интеллектуальных способностей.
1. Проведение школьной олимпиады с применением ИКТ, организация участия в дистанционных олимпиадах (Международная Олимпиада по основам наук УрФО, Молодежный предметный чемпионат, Международный Интернет-проект для начальной школы “Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)”, Интернет-олимпиады для старшеклассников) < Приложение12> .
2. Организация работы специальных курсов, кружков, факультативов, расширение круга разнообразных по тематикам дополнительных образовательных курсов.
3. Введение в практику работы школы-интерната таких приемов как:
- творческие отчеты с применением ИКТ;
- выполнение творческих тематических заданий с использованием мультимедийных возможностей;
- выполнение ученических исследований в рамках работы НОУ с применением ИКТ;
- проведение предметных недель с применением ИКТ;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;
- разработка учебных проектов с применением ИКТ.
4. Подготовка педагогических кадров и научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми. Обучение педагогов управлению процессом становления саморазвивающейся личности.
5. Организация для учителей постоянно действующей “методической скорой помощи” по совершенствованию профессиональной подготовки педагогов по проблемам мониторинга одаренных детей, использованию педагогических средств индивидуализации работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к знаниям, демонстрирующими высокий творческих и интеллектуальный потенциал.
6. Воспитание культуры учебного труда, проектной, информационной, коммуникативной культуры, воспитание мотивации достижений, самообразования и саморазвития.
7. Эффективные формы стимулирования, практикуемые в школе-интернате:
- организация выставок творческих работ учащихся;
- своевременное публичное поощрение успехов школьников;
- отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы;
- ходатайство в вышестоящие органы о предоставлении путевок в оздоровительные лагеря.
Введение новых традиций, стимулирующих творческую активность и интеллектуальные достижения, к которым относятся:
- ведение Книги Почета;
- конкурсы “Ученик года”, “Воспитанник года”, на получение премии Главы МО Ямальский район для поддержки талантливой молодежи;
- получение индивидуального школьного Гранта.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Процесс обучения одаренных детей предусматривает данной Программой наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе наибольший акцент делается на компьютерные сети. Полезными могут быть и компьютеризованные средства обучения, обеспечивающие богатый зрительный ряд, дистанционные образовательные технологии. Данная методология обучения, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входит в практику деятельности многих учебных заведений различных форм и уровней. Поскольку одной из главных ее черт является независимость от географии, независимость от расстояния между преподавателем и обучаемым, ее назвали дистанционной (производное от английского существительного distance – расстояние, удаление), то есть обучение на расстоянии. Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
В чем же заключаются преимущества дистанционных образовательных технологий? Основным преимуществом обучения с использованием дистанционных технологий является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация учебного процесса. Ориентация на среднестатистического обучающегося, распространенная, к сожалению, во многих зонах деятельности традиционной педагогики, не может удовлетворять образовательные потребности некоторых категорий обучающихся. К таким категориям относятся, в частности, одаренные дети.
Специфика работы с одаренными детьми определяется, прежде всего, особым уровнем их образовательных потребностей. Психолого-педагогическая модель обучающегося при работе с одаренными детьми отличается ориентированностью на большее, по сравнению со стандартом, количество разнородной информации. Определенную специфику здесь приобретает и вид < Приложение13> и форма подачи указанной информации: представляемый учебный материал, с одной стороны, не нуждается в специальной адаптации, а с другой стороны, должен соответствовать психофизиологическим и возрастным особенностям ребенка. Применение дистанционных образовательных технологий предусматривает проведение учебных занятий в информационно-коммуникационной среде. На смену привычным контактным занятиям приходят инфокоммуникационные занятия.
Кроме того, рассматриваемая категория обучающихся отличается ранней личностной индивидуализацией, потребностью в актуализации специфических особенностей каждой конкретной личности ученика.
Следующая особенность интеллектуально и творчески развитого ребенка – наличие высокого уровня мотивации к обучению, сопровождающейся осмысленным отношением к выбору источника и содержания знания.
Одним из оснований педагогической деятельности при работе с одаренными детьми является ориентация на потребность в индивидуальной образовательной траектории, а также на высокий уровень самостоятельности обучающегося и ответственности за результат обучения. Одаренного ребенка отличает творческое отношение к предъявляемому учебному материалу, умение самостоятельно классифицировать и адаптировать его в соответствии с конкретными задачами. Высокий уровень мотивации в обучении и развитая образовательная база позволяют преподавателю при работе с одаренными детьми не только использовать материал повышенного уровня сложности, но и организовывать самостоятельный поиск ребенком учебного материала.
Еще одной специфической особенностью личностной ориентации одаренных детей является потребность в обсуждении своих знаний и развитии творческих способностей в условиях образовательного полилога. В связи с этим при работе с такой категорией обучающихся особую роль приобретает организация дискуссий, диспутов, обсуждение результатов творческих работ учащихся, позволяющее представить собственное мнение по поводу результатов обучения и воспринять и творчески переосмыслить мнение других субъектов обучения. В данном вопросе большую помощь оказывает школьный сайт “Покорители вершин”, где одаренным детям предоставлена возможность участия в форумах.
Распространенной ошибкой в работе с одаренными детьми стала ориентация на максимальную самостоятельность обучающегося. Однако опыт показывает, что в действительности, дети, отличающиеся высоким интеллектуальным потенциалом, также нуждаются в повышенном внимании преподавателя, в целенаправленной, последовательной корректировке индивидуальной образовательной траектории.
Интернет стал неотъемлемой частью существования современного человека. С помощью Интернет-ресурсов педагог, стремящийся шагать в ногу со временем, способен развивать учащихся, создавая условия для участия в предметных тематических конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектах, дистанционно-очных научно-практических конференциях и чтениях, способствующих раскрытию юных талантов, развитию творческих способностей обучающихся, повышению мотивации в учебе, индивидуализируют учебный процесс.
Очевидно, что дистанционное образование расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их самостоятельности и творческих способностей. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах обеспечивает развитие креативности участников.
Дистанционные олимпиады – это одна из форм дистанционного образования детей. Они позволяют учащимся активизировать собственные знания, умения и навыки, способствуют самообразованию, самоорганизации и самодисциплине. Дистанционные олимпиады – это возможность проявления своего творчества, максимального взлета фантазии, предметных способностей.
Дистанционный конкурс – увлекательная и эффективная форма занятий, при которой любой человек из любой точки земного шара может проявить свои способности на федеральном или региональном уровне, часто не выезжая из своего города, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет.
Основными целями и задачами таких олимпиад и конкурсов являются активизация работы с одаренными школьниками и создание для них необходимых условий, развитие творческого потенциала в области информационных технологий, приобретение участниками навыков работы с Интернет-технологиями, формирование проектной культуры, выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности. Дистанционные конкурсы формируют настойчивость, мотивируют активность ученика, а также позволяют завоевать награды и получить дипломы или свидетельства.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки.
При внедрении дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми существенно повысится уровень их образовательных достижений без отрыва от основной учебной деятельности, произойдет рост метапредметных и личностных результатов.
Перспективы развития системы работы с одаренными детьми.
- Создание специальной службы сопровождения работы с одаренными детьми.
- Проведение открытого школьного форума “Экология одаренности”.
- Подготовка одаренных детей к участию в других мероприятиях всероссийского, регионального, муниципального и районного уровней с применением ДОТ.
Ожидаемые результаты деятельности школы-интерната по созданию организационных и психолого-педагогических условий для выявления и адресного сопровождения одаренных детей.
Реализация программы позволит:
- усовершенствовать существующую в школе-интернате систему работы с одаренными детьми;
- создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными школьниками с помощью ДОТ;
- сформировать банк информационных технологий и программ для выявления и развития одаренных детей;
- на более качественном уровне внедрить в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения, ИКТ;
- создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
- удовлетворить спрос родителей и учащихся на образовательные услуги, позволяющие развить творческий потенциал школьников;
- укрепить материально-техническую базу школы-интерната.
- увеличить число талантливых детей – Претендентов на получение индивидуального школьного гранта.
В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний в школе-интернате традиционно выступают предметные олимпиады, заседания научного общества учащихся, конкурсы, выставки, конференции, Лихачевские, Лапцуевские чтения – с применением ИКТ, а также результативность участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Повышение эффективности мониторинга требует дальнейшей разработки пакета диагностического инструментария, поиска и изучения методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости. В этой связи планируется:
- создание банка тестов, методик для диагностирования учащихся 1–11-х классов по определению их способностей < Приложение14> ;
- создание банка данных одаренных детей < Приложение15> ;
- изучение круга познавательных интересов и потребностей одаренных учащихся;
- разработка Положения о Персональном гранте за личные достижения в дистанционных олимпиадах, конкурсах;
- разработка Положения о поддержке педагогов, творчески работающих с ОД.
Отслеживание результатов может производиться силами педагогов и сотрудников социально-психологической службы школы-интерната.
Критериями и показателями оценки эффективности Программы могут являться следующие < Приложение16>
Этапы реализации Программы.
I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
(1 четверть 2011–2012 учебного года.)
Цель: проанализировать и определить стратегии работы Панаевской школы-интерната с одаренными детьми в области использования дистанционных образовательных технологий.
Задачи:
- Изучение передового педагогического опыта работы с одаренными детьми с применением ДОТ;
- Изучение отечественного и зарубежного опыта по внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми;
- Анализ реализации программы по работе с одаренными детьми “Экология одаренности”, корректировка плана реализации с позиции внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми: усовершенствование системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы-интерната;
- Разработка программы работы с одаренными детьми “Экология одаренности: Покорители вершин” (внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми);
- Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей посредством ДОТ;
- Анализ результатов работы педагогического коллектива Панаевской школы-интерната с одаренными детьми по вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с ними.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Выход | Прим. |
I. Организационное и методическое обеспечение реализации Программы | |||||
1 | Организация работы над программой Педагогический совет | Сентябрь | Директор, зам. директора по УВР, МР, ВР | ПС | |
2 | Разработка и обсуждение проекта концепции программы
“Экология одаренности: Покорители вершин” на заседании: –
методического совета Внесение предложений по корректировке. Организация работ по программе. |
Сентябрь-октябрь | Зам. директора по МР, руководители МО | МС, ПС, МО | |
3 | Определение функциональных обязанностей МС, МО, расширение их полномочий в свете реализации Программы. | Октябрь | Зам. директора по МР, рук. МО | Административное совещание | |
4 | Кадровое обеспечение программы “Экология одаренности: Покорители вершин”. | Пост. | Директор | ||
5 | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей, работающих с одаренными детьми, через проблемные и обучающие семинары, организацию работы методической службы школы-интерната. | Пост. | Зам. директора по УВР, МР, ВР, психологи | ПС, семинар | |
6 | Утверждение программ, направленных на работу с ОД. | Сентябрь-октябрь | МС | МС | |
7 | Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с ОД. | Пост. | Зам. директора по МР | ПС | |
8 | Сбор и систематизация материалов психолого-педагогического содержания в помощь учителям, работающим с ОД. | Пост. | Зав. библ. | ||
9 | Организация изучения ППО, на заседаниях МО, ПС. | Пост. | Зам. директора, рук. МО. | ||
10 | Разработка, оформление и пополнение страницы школьного сайта “Покорители вершин” | Пост. | ОД “МАРС”, зам. дир. по ИТ, кураторы | ||
II. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации Программы | |||||
1 | Разработка программ по работе с ОД (углубленное изучение предметов с применением ДОТ) | Октябрь | Учителя – предметники | МО | |
2 | Обеспечение участия ОД в дистанционных олимпиадах и конкурсах разного уровня. Заключение договоров с вузами страны на обучение ОД | Пост. | Зам. директора по МР, кураторы | ||
3 | Обеспечение участия ОД в научно-практических конференциях различного уровня (с применением ИКТ). | Пост. | Зам. директора по МР, учителя-предметники, кураторы, рук. МО | МО | |
4 | Осуществление педагогического отбора методик, педагогических технологий, отвечающих организационным формам и задачам обучения ОД. | Пост. | Зам. директора по МР, рук. МО | МО | |
5 | Изучение возможностей использования модульной системы обучения, ИКТ при организации работы с ОД. | Сентябрь | Зам. директора по МР, ИТ, учителя-предметники | Совещания при зам. директора по МР | |
III. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы “Экология одаренности: Покорители вершин” | |||||
1 | Организация работы кружков, секций по интересам | Пост. | Зам. директора по ВР | Административное совещание | |
2 | Подготовка и систематизация материалов в помощь руководителям кружковых объединений, занимающимся с ОД | Пост. | Зам. директора по ВР | МО, МС | |
3 | Обеспечение участия ОД в конкурсах с применением ДОТ различных направлений | Пост. | Зам. директора по ВР | ||
4 | Изучение современных способов диагностики и результативности воспитательной работы в целом и воспитательных мероприятий в частности. | Пост. | Зам. директора по ВР | Инд., МО | |
5 | Ознакомление руководителей кружковых объединений с системой определения результативности воспитательных мероприятий. | Пост. | Зам. директора по ВР | МО, МС | |
IV. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализация программы “Экология одаренности: Покорители вершин” | |||||
1 | Организация консультаций родителей с психологом, врачом, учителями, работающими с ОД, социальным педагогом. | Пост. | Зам. директора по МР | Инф. | |
2 | Обеспечение психолого-педагогической помощи родителям одаренных учащихся. | Пост. | Психолог | Инф., сов. по программе | |
3 | Информирование ученического коллектива, родительской общественности о достижениях одаренных детей. | Пост. | “Пресс-центр”, кл. рук., учителя-предметники | РС, выпуск школьной газеты | |
4 | Привлечение родителей ОД к участию в мероприятиях школы-интерната. | Пост. | Классные руководители | ||
V. Социально-психологическое обеспечение
программы “Экология одаренности: Покорители вершин” |
|||||
1 | Организация развивающих курсов: – “Психология
общения” |
В течение года | Психологи | Справка по работе курсов | |
2 | Пополнение банка диагностических методик выявления и развития ОД | Пост. | Психологи | Инд. | |
3 | Организация психолого-педагогического семинара “Экология одаренности. Одаренные дети в условиях сельской школы. ДОТ”. | Сентябрь | Психологи, зам. директора по МР, ВР, УВР | ||
4 | Психологическая помощь семье ОД | Пост. | Психологи | Инд. | |
5 | Формирование банка данных об ОД школы-интерната. | Пост. | Психологи | ||
6 | Социальная помощь ОД, их семьям | Пост. | Соц. педагог | Совещание при дирек-торе |
II этап – КОНСТАТИРУЮЩИЙ.
(2–4 четверти 2011–2012 учебного года.)
Цель: создать условия, способствующие наиболее оптимальному развитию способностей одаренных детей посредством внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми
Задачи:
- Усовершенствование психолого-диагностической системы целенаправленного выявления детской одаренности, исходя из возрастных концентров;
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе эффективных организационно-педагогических и образовательных технологий с использованием возможностей ДОТ;
- Создание условий для реализации способностей одаренных детей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности с применением ДОТ;
- Организация работы научного общества учащихся;
- Формирование требований к профессиональным качествам педагогов, работающих с одаренными детьми.
Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации программы “Экология одаренности: Покорители вершин”.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Выход | Прим. |
1 | Разработка и реализация программы углубленного изучения предметов, дополнительного образования с применением ИКТ, ДОТ | Ноябрь – январь | Рук. МО, учителя-предметники | МС | |
2 | Организация и проведение дистанционных олимпиад: “УрФО”, “ЭМУ”, “Русский медвежонок – языкознание для всех”, “Колосок”, “Почитай-ка”, “Предметные чемпионаты”, “Познание и творчество” и др., а также конкурсов, НИК. Обеспечение участия ОД | Октябрь –апрель | Зам. директора по МР, рук. МО, кураторы | МС, МО | |
3 | Организация системы научно-исследовательской деятельности в рамках работы НОУ. | Ноябрь – апрель | Зам. директора по МР, рук. НОУ | ||
4 | Разработка и утверждение положений, необходимых для реализации Программы. Разработка и апробация “Индивидуальных образовательных маршрутов” для ОД | Ноябрь | Зам. директора по МР | МС | |
5 | Организация обучения ОД в дистанционных предметных школах. Поддержка и развитие связей с вузами страны | Постоянно | Зам. директора по МР, кураторы | МС | |
6 | Диагностика ЗУН одаренных детей | Постоянно | Учителя-предметники, рук. МО | ||
7 | Пополнение банка данных об ОД | Постоянно | Зам. директора по МР, ВР, учителя-предметники | ||
8 | Изучение возможностей разработки и внедрения интегрированных курсов и программ | В течение года | Рук. МО | МО, МС | |
9 | Организация работы, обновление школьного сайта “Покорители вершин” | В течение года | Зам. директора по ИТ, “МАРС” |
III этап – ФОРМИРУЮЩИЙ.
(2012–2013, 2013–2014 учебные годы.)
Цель: реализовать программу использования ДОТ, способствующих наиболее оптимальному развитию способностей одаренных детей
Задачи:
- Реализация оптимальных форм работы с одаренными детьми с применением ДОТ;
- Активизация использования в образовательном процессе личностно-ориентированных педагогических технологий, методов, методик, дистанционных образовательных технологий;
- Создание оптимальных условий, позволяющих ОД максимально развивать свои способности (организация развивающей среды) посредством ДОТ, ИКТ;
- Совершенствование методической системы работы с ОД;
- Совершенствование системы диагностики одаренности учащихся и организация эффективного функционирования деятельности психологических служб детского сада и школы-интерната;
- Создание и сохранение благоприятной комфортно-пространственной среды для развития способностей ОД;
- Забота о сохранении здоровья ОД как необходимого условия успешности любой деятельности учащихся;
- Расширение деятельности НОУ как центра формирования и развития научно-исследовательских и поисковых навыков ОД;
- Увеличение пользователей материалами школьного сайта “Покорители вершин”.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Выход | Прим. |
1 | Организация психологического семинара “Одаренные дети в условиях сельской школы-интерната. ДОТ”. | Октябрь | Психологическая служба | Семинар | |
2 | Работа по преемственности психологических служб детского сада “Красная Шапочка” и Панаевской школы-интерната по одаренным детям | В теч. года | Психологическая служба | МС | |
3 | Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одаренных детей, обучение использованию в работе учителей | Пост. | Психологическая служба | ||
4 | Формирование пакета диагностических методик по выявлению профессиональных наклонностей одаренных детей | Пост. | Психологическая служба | ||
5 | Формирование банка (внешний и внутренний социум) данных о социальном состоянии семей одаренных детей | Пост. | Социальная служба | ||
6 | Социальная помощь семьям одаренных детей (индивид.) | Пост. | Социальная служба | ||
7 | Разработка и утверждение положений о конкурсе методических проектов по организации работы с одаренными детьми | Сентябрь-ноябрь | Методическая служба | ||
8 | Организация учащихся по секциям, в школе-интернате в целом | Методическая служба | |||
9 | Организация “методической скорой помощи” учителям, работающим с одаренными детьми | Пост. | Методическая служба | ||
10 | Обеспечение участия одаренных детей в олимпиадах, научно-практических конференциях разных уровней с применением ДОТ | Пост. | Методическая служба | ||
11 | Разработка и внедрение интегрированных курсов и программ | Сентябрь-ноябрь | Методическая служба | ||
12 | Организация обучения ОД в дистанционных предметных школах. Поддержка и развитие связей с вузами страны | Постоянно | Зам. директора по МР, кураторы | ||
13 | Подбор литературы по проблеме, выпуск буклетов, информационных бюллетеней, методических рекомендаций | Пост. | Методическая служба | ||
14 | Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов | Сентябрь-ноябрь | Методическая служба | ||
15 | Создание банка данных о здоровье одаренных детей | В теч. года | Совет по охране здоровья | ||
16 | Организация медицинского обслуживания одаренных детей | Пост. | Совет по охране здоровья | ||
17 | Создание системы комфортно-пространственной среды | Пост. | Совет по охране здоровья | ||
18 | Отслеживание и анализ адаптационного периода 1,3,5,10 кл. | В теч. года | Совет по охране здоровья | ||
19 | Организация санитарно-просветительской работы среди одаренных детей и родителей | Пост. | Совет по охране здоровья | ||
20 | Формирование банка данных об одаренных детях класса | В теч. года | МО классных рук., МО воспитателей интерната | ||
21 | Координация деятельности всех служб и учителей в рамках класса | Пост. | МО классных рук., МО воспитателей интерната | ||
22 | Организация просветительской работы с семьей одаренных детей | Пост. | МО классных рук., МО воспитателей интерната | ||
23 | Координация деятельности родителей, учителей, одаренных детей по “Индивидуальному образовательному маршруту” | Пост. | Администрация | ||
24 | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | Сентябрь-ноябрь | Администрация | ||
25 | Организация кружков, секций по интересам | Сентябрь-ноябрь | Администрация | ||
26 | Организация связи с общественностью | Сентябрь-ноябрь | Администрация | ||
27 | Организация клуба “Ямальские истоки” | Сентябрь-ноябрь | Администрация | ||
28 | Организация выезда одаренных детей за пределы села, района, округа с целью участия в конкурсах, научно-практических конференциях и т.п. | Пост. | Администрация |
IV этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
(2014–2015 учебный год.)
Цель: провести аналитико-диагностические процедуры с участниками УВП для выявления результатов реализации плана Программы.
Задачи:
- Подведение итогов работы Программы:
– Выявление соответствия результатов целям Программы; анализ и коррекция
– Оформление результатов; - Разработка рекомендаций в помощь учителям по использованию дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми; внедрение их в практику работы школы-интерната и ОУ района, округа;
- Обеспечение дальнейшего взаимодействия деятельности педагогического коллектива, родительской общественности, специализированных служб школы-интерната в целях эффективной реализации Программы.
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Выход | Прим. |
1 | Итоги реализации Программы | В течение года | Социальная, психологическая, медицинская службы, классные руководители и воспитатели, администрация | ПС | |
2 | Отслеживание и анализ адаптационного периода 1,3,5,10 кл. | В течение года | Психологи | МС | |
3 | Анализ и корректировка программы работы с одаренными детьми “Экология одаренности: Покорители вершин” | В течение года | Социальная, психологическая, медицинская службы, классные руководители и воспитатели, администрация | ПС |
1.2. План-график выполнения мероприятий программы.
Наименование мероприятия | Результаты | Сроки реализации | Дальнейшее использование результатов |
Для одаренных детей | |||
Организация участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах, НИК. Заключение договоров с вузами страны с целью дистанционного обучения ОД в дистанционных предметных школах | Положительная динамика качества результатов обучения и
воспитания ОД. Повышение уровня сформированности информационно-коммуникационной и социальной компетентности ОД. Повышение результативности участия одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности с применением ДОТ состязательного и творческого характера. |
Постоянно | Создание и пополнение учебно-методической, дидактической базы по работе с ОД |
Работа по созданию и обновлению школьного сайта “ПВ” | Повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры ОД, кураторов | Постоянно | Информационный web-ресурс |
Для педагогических работников-кураторов ОД | |||
Организация прохождения КПК по работе с ОД | Увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми. | По мере необходимости | Создание и пополнение учебно-методической, дидактической базы по работе с ОД |
Организация прохождения КПК по применению ИКТ | Повышение ИКТ-компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя. | По мере необходимости | Создание и пополнение учебно-методической, дидактической базы по работе с ОД с применением ИКТ |
Организация и проведение семинаров, круглых столов, методических дней по работе с ОД | Повышение уровня проф. компетенции при работе с ОД | По мере необходимости | Систематизация, обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта по работе с ОД с применением ДО |
Ведение базы данных по ОД | Информация о количественном и качественном составе ОД | Постоянно | Мониторинг эффективности реализации Программы |
Разработка проектов, локальных актов по работе с ОД | Активизация и повышение эффективности работы с ОД | По мере необходимости | Диссеминация опыта организации работы с ОД посредством ДО |
Для родителей | |||
Участие в мероприятиях по работе с ОД | Оказание помощи ОД при формировании информационно-коммуникационной и социальной компетентности одаренных учащихся, сохранении их психического и физического здоровья | Постоянно | Советы родителям ОД |
Финансовая помощь ОД при участии в олимпиадах, конкурсах | Увеличение количества участников платных дистанционных мероприятий из числа ОД | По мере необходимости | Продуктивная активность личности в образовательной среде: положительная динамика процента участников и призеров дистанционных конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня |
1.3. Реализация Программы.
2011–212 учебный год | 2012–2013, 2013–2014 уч. годы | 2014–2015 учебный год | |
1. Психологическая служба | Организация факультатив-ных курсов “Психология отношения”, “Психология межличностных отношений” | ||
Организация психологического семинара “Одаренные дети в условиях средней школы” | |||
Работа по преемственности психологических служб детского сада “Красная Шапочка” и Панаевской школы-интерната по одаренным детям | |||
Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одаренных детей, обучение использованию в работе учителей | |||
Формирование пакета диагностических методик по выявлению профессиональных наклонностей одаренных детей | |||
Психологическая помощь семьям (индивидуально) | Итоги реализации Программы | ||
2. Социальная служба | Формирование банка (внешний и внутренний социум) данных о социальном состоянии семей одаренных детей | ||
Социальная помощь семьям одаренных детей (индивидуально) | |||
Итоги реализации Программы | |||
3. Методическая служба | Разработка, рецензирование и утверждение программ факультативных курсов углубленного изучения предметов | ||
Утверждение нормативно-правовых документов, положений | |||
Разработка и утверждение положений о конкурсе методических проектов по организации работы с одаренными детьми | |||
Организация учащихся в работе по секциям, в школе-интернате в целом | |||
Разработка и внедрение системы мониторинга по работе с одаренными детьми | Организация “методической скорой помощи” учителям, работающим с одаренными детьми | ||
Обеспечение участия одаренных детей в дистанционных олимпиадах, научно-практических конференциях разных уровней | |||
Разработка и внедрение интегрированных курсов и программ с использованием ДОТ при работе с ОД | |||
Создание банка данных одаренных детей по секциям | Организация творческих отчетов учителей по реализации Программы | ||
Подбор литературы по проблеме, выпуск буклетов, информационных бюллетеней, методических рекомендаций | |||
Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов | |||
Анализ и корректировка реализации программы | |||
Использование Программы при реализации плана работы муниципальной экспериментальной площадки “Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)” | |||
4. Совет по охране здоровья | Создание банка данных о здоровье одаренных детей | ||
Организация медицинского обслуживания одаренных детей | |||
Создание системы комфортно-пространственной среды | |||
Отслеживание и анализ адаптационного периода 1,3,5,10 кл. | |||
Организация санитарно-просветительской работы среди одаренных детей и родителей | |||
Анализ деятельности по Программе | |||
5. МО классных руководителей, МО воспитателей интерната | Формирование банка данных об одаренных детях класса | ||
Координация деятельности всех служб и учителей в рамках класса | |||
Организация просветительской работы с семьей одаренных детей | |||
Координация деятельности родителей, учителей, одаренных детей по “Индивидуальному образовательному маршруту” | |||
Анализ работы по Программе | |||
6. Административная служба | Создание условий для реализации Программы | ||
Организация тематических курсов на базе школы-интерната | |||
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | |||
Организация кружков, секций по интересам | |||
Заключение договоров с вузами страны с целью обучения ОД в дистанционных предметных школах. Создание условий для дистанционного обучения | |||
Организация связи с общественностью | |||
Организация клуба “Ямальские истоки” | |||
Организация выезда одаренных детей за пределы села, района, округа с целью участия в конкурсах, научно-практических конференциях и т.п. | |||
Анализ и корректировка программы работы с одаренными детьми “Экология одаренности: Покорители вершин” |
Ресурсное обеспечение Программы.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, информационных медиацентров, спортивного зала и площадок для работы с одаренными детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;
- оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений школьников;
Научно-методическое обеспечение:
- проведение научно-практической конференции и методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;
- осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;
- работа творческой группы по общению и распространению передового педагогического опыта по организации научно-исследовательской деятельности учащихся на базе МОШИ “Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования”;
- создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;
Кадровое обеспечение:
- включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;
- разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;
Информационное обеспечение:
- функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
- освещение работы с одаренными детьми в СМИ;
- издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
- информационное наполнение базы данных.