Работа по коррекции недостатков речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи (ОНР) – весьма сложна. У детей-логопатов наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы, позднее начало речевого развития, низкая речевая активность. Ряд специфических особенностей обуславливает и связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития. У детей логопатов задерживается: формирование сенсорных и двигательных функций; формирование оптико-пространственных представлений; низкий уровень развития основных свойств внимания; нарушение всех видов памяти; недостаточная сформированность наглядно-образного мышления. К тому же, нарушение звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Все это приводит к тому, что логопед находится в постоянном поиске новых методов, приемов и форм работы с детьми-логопатами, позволяющими эффективно и качественно осуществлять коррекционную деятельность.
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений. Методики коррекций недостатка произношения звуков достаточно полно разработаны. Тем не менее, резервы для развития данного направления исследований имеются.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР, я апробировала различные приемы работы и обозначила проблему, над которой необходимо работать “Приемы оптимизации процесса формирования правильного произношения у детей логопатов”. Несмотря на достаточно полную и серьезную проработанность вопросов по коррекции недостатков произношения у дошкольников, я считаю возможным продолжение методических поисков в этом направлении по нескольким причинам.
- Сложившиеся методики коррекции недостатков произношения носят характер монотонного механического повторения.
- Наглядные средства используются традиционно по линии слушания и говорения. Необходима дополнительная “материализация” материала по автоматизации звука.
Таким образом, необходимо совершенствовать пути реализации поставленных задач. Поэтому, обобщив материал по данному вопросу, я выделила основные из них, позволяющие стимулировать речевую активность детей с нарушениями речи, повысить уровень усвоения программного материала детьми-логопатами, способствующие социализации детей.
Цели, которые я перед собой поставила, были следующие:
- создание коррекционно-образовательного базиса для полноценного формирования правильного произношения у детей с нарушениями речи;
- оптимизация коррекционного процесса по преодолению нарушений произносительной сферы у детей-логопатов;
- активизация компенсаторных возможностей детей по средствам моделирования;
- обеспечение качественной индивидуализации и дифференциации процесса обучения и прогноза развития дошкольника с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей (формирование готовности дошкольника к школьному обучению).
Моя работа строится на методологических знаниях по формированию правильного звукопроизношения – поэтапности процесса:
I этап – подготовительный.
II этап – формирование правильной речи.
Если работа логопеда на первом этапе не вызывает особых трудностей (диагностирование верного диагноза позволяет использовать основополагающие принципы при выборе методов работы), то приступая к работе по автоматизации поставленного звука логопед сталкивается с тем, что задания носят характер механического процесса многократного повторения. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Это происходит в силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному процессу усвоения материала? В своей работе я делаю опору на сохранные анализаторы. Стимуляция анализаторов позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции речевых недостатков. Поэтому большая роль отводится наглядности, то есть ощутимому присутствию того, о чем говорят. Ведь в жизни ребенка дошкольника наглядность присутствует с ранних лет. Его окружают различные предметы, игрушки, картинки, книги. Именно они в период дошкольного обучения становятся предметами его внимания, наблюдения и изучения.
В работе любого логопеда наиболее часто используемым материалом являются предметные картинки. Как сделать так, чтобы предметные картинки могли стать универсальным многоцелевым пособием. Как организовать работу так, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребенку, а предлагались каждый раз по новому, интересно, увлекательно?
Именно этот вопрос привел меня к выбранной мной теме “Приемы оптимизации процесса формирования правильного произношения у детей логопатов”. Я считаю, что данная тема актуальна и позволяет раскрыть творческий подход к коррекционной работе.
Предлагаемые мной игровые приемы с опорой на наглядность помогают разнообразить коррекционную работу. Они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект предметных картинок.
Количество предметных картинок подбирает логопед, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребенка, учитывая индивидуальные особенности.
При выборе тренировочных заданий, необходимо четко соблюдать последовательность в системе – переходя от более простых к более сложным формам речи.
Приемы, направленные на закрепление правильного произношения звуков, с использованием наглядности:
- Многократное называние предметных картинок на заданный звук с использованием игровых заданий (“Повтори – не ошибись”, “Назови по порядку”, “Подарки”, “Что в корзинке?”, “Почтовый ящик”, “Передай дальше”, “Восстанови последовательность” и т.п.)
- Называние предметных картинок с подбором слов-определений, слов-действий.
- Называние предметных картинок в игровых упражнениях на словообразование, словоизменение.
- Называние предметных картинок с последующим составлением предложений.
- Называние предметных картинок при пересказе со зрительной опорой.
- Называние предметных картинок с последующим составлением последовательного рассказа.
- Называние предметов на заданный звук изображенных на сюжетной картинке.
- Называние предметных картинок с придумыванием творческого рассказа.
Особое внимание хотелось бы обратить на такой прием, как придумывание историй.
На использование приема работы, придумывание историй по предложенным картинкам (творческих рассказов) /Приложение 1/, по автоматизации звуков меня натолкнули книги “Цветовой игротренинг” Н.М.Погосовой, “Сказки в картинках” В.Г.Сутеева, а так же пособие “Разноцветные сказки” Н.В.Нищевой. При нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Дети же с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при определении цвета предметов. Сенсорная информация важная составляющая жизни ребенка. Именно поэтому, прием соединения цвета с образом предмета совершенно естественно можно использовать на занятиях по автоматизации поставленных звуков в речи у детей-логопатов. Но использование только цвета, несколько ограничивает подбор словесного материала. Разрабатывая данную тему, я думала, не только о возможности превратить занятие в интересную, живую игру, но и дать ребенку возможность мыслить творчески. Ведь дети, поступающие в коррекционные группы, наряду с речевыми проблемами, зачастую отстают от сверстников и в развитии психических процессов. Процесс сочинения собственных историй дает возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности (анализ, синтез, сравнение).
Дети берут в руки предметные картинки и моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы. Ребенок создает определенный мир, одушевляет его, делает живым и способным к самостоятельным действиям. А оживший предмет – отправная точка для творчества.
Благодаря данному приему работы решаются несколько целей:
– у ребенка развивается цветовосприятие и цветоразличение;
– автоматизируется поставленный звук в самостоятельном речевом потоке.
Не стоит большого труда, если задаться целью, собрать предметные картинки на заданный звук (в разных позициях). Необходимо отметить два небольших ограничения:
1. Автоматизация звука с использование историй возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).
2. Если в названии встречаются два трудных для произношения звука, то один из звуков у ребенка должен быть – либо сохранным, либо полностью автоматизированным.
Вначале инициатором составления историй с использованием наглядного цветового
материала выступает сам педагог, а след за ним и сам ребенок. Можно использовать
те же принципы работы над историей, как при формировании навыка составления
творческих рассказов:
– составление рассказа по аналогии;
– придумывание конца предложенной истории;
– придумывание начала предложенной истории;
– придумывание начала и конца предложенной истории;
– придумывание истории на заданную тему по нескольким опорным картинкам.
Почти все задания – многоцелевые. Следовательно, педагог может неоднократно возвращаться к ним, помогая детям усваивать новый материал и закреплять пройденный.
Благодаря этому виду работы решается несколько речевых задач: автоматизация поставленного звука во фразовой речи; формирование у ребенка навыка устного высказывания; формирование грамматических средств языка.
Данный вид работы может совмещаться с любой деятельностью ребенка:
- на индивидуальных занятиях с логопедом;
- на вечерних занятиях с воспитателем (“Логочас”);
- в самостоятельной деятельности детей;
- при выполнении домашних заданий дома.
Активная, творческая работа ребенка со словом – вот цель этих заданий, что исключает возможность механического повторения готовых ответов за взрослым.
Было отмечено, что использование данного приема – раскрепощает ребенка и дает ему возможность почувствовать радость общения, а значит, способствует развитию личности в целом, что подтверждается мониторингом речевого развития.
Предлагаемые приемы работы оказывают большую помощь на практике. Многие из них можно использовать не только с детьми групп компенсирующей направленности, а также для работы по звуковой культуре речи в группах общеразвивающей направленности, а также в работе с детьми в группах предшкольной подготовки.