Урок окружающего мира "Органы чувств". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

а) образовательные:
– познакомить со строением и ролью органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса, осязания
– формирование понятие “органы чувств”.

б) развивающие: установить причинно-следственную связь между работой органов чувств и деятельностью головного мозга.

в) воспитательная: формировать гигиенические навыки ухода за органами чувств.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемной ситуации (“Яркое пятно”).

За окном лежит снег, дует пронизывающий ветер. Скоро зима. В эти дни мы не раз с тоской вспоминаем об ушедшем лете. Но ничего невозможно нет. Хотите прямо сейчас оказаться на летнем лугу и ощутить всю прелесть летнего дня? Тогда в путь!

Итак, мы посреди летнего луга. Полдень. С высокого безоблачного неба улыбается нам рыжее солнце. Улыбнитесь ему в ответ и подставьте под его жаркие лучи свои ладошки. Чувствуете, какими теплыми они стали?

А до чего же приятно в летний полдень ощутить прикосновение легкого ветерка, который ласково коснулся вашего лица, взъерошил непослушную челку и весело побежал дальше.

Оглянитесь вокруг! Какая красота! Среди изумрудной зелени травы пестреют островки цветов. Вот лиловые колокольчики, белые головки ромашек, а вот и ярко-розовый клевер.

Если вы нагнетесь поближе к цветам, сделаете глубокий вдох, то можно уловить легкий, едва ощутимый аромат.

Остановимся на минутку и прислушаемся. Какие звуки окружают вас на лугу?

А если мы придем на луг ранним утром, то увидим в траве множество бриллиантов, переливающихся в лугах утреннего солнца. Если осторожно сорвать травинку с каплей росы, поднести к губам и выпить, то мы ощутим удивительный вкус ночной влаги.

На обратном пути нам попался ручей, через который перекинут узкий мостик. Нам нужно ловко перебежать по нему, не замочив ног. Приготовились, раз, два, три!

И вот мы вновь оказались в стенах школы, в нашем классе.

– Ребята, какие же органы чувств помогли нам ощутить всю прелесть летнего луга? (Дети перечисляют органы чувств, если затрудняются, то вновь вернуться к тексту.)

1) Благодаря какому органу чувств мы смогли различить краски летнего луга?
2) Какой орган чувств помог нам уловить звуки летнего луга?
3) Благодаря какому органу чувств мы смогли ловко перебежать по мостику и не упасть в воду? Покажите, как вы это делали? Что старались сохранить при этом?
4) Благодаря какому органу чувств мы смогли ощутить аромат цветов?
5) А вкус ромашки?
6) Благодаря какому органу чувств мы смогли почувствовать тепло солнца, прохладу ветерка?

– Сформулируйте тему урока
– А какова цель урока?

III. Актуализация знаний.

– Задача нашего урока – ближе познакомиться со строением органов чувств, их значением в жизни людей.
– С органом зрения мы познакомились на прошлом уроке. Вспомним, что известно вам о нем.

1) Из каких частей состоит глаз? Их значение?
2) Какие советы вы могли бы дать окружающим, чтобы они смогли сохранить зрение.

Физкультминутка “Филин”.

Закрыть глаза и держать их закрытыми на счет 1–4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать их открытыми на счет 1–6. Упражнение повторить 4–6 раз.

IV. Совместное открытие знаний.

– Изучение органов чувств будет вестись по плану:

План:

1) Название.
2) Как устроен.
3) Связь с деятельностью головного мозга.
4) Значение для человека.
5) Гигиена данного органа

1) Орган слуха (рассказ учащегося, учащиеся следят по учебникам).

Физкультминутка “Чудесные точки”.

Начинаем массировать мочку уха – отвечает за глаза;
верхняя часть ушной раковины – позвоночник

2) Орган равновесия.

– Еще раз взгляните на ту часть рисунка, где изображено внутреннее ухо.
– Какой орган расположен там?
– О его устройстве и значении прочитайте самостоятельно по учебнику, подготовьте ответ по плану.

3) Дальнейшее изучение органов будет вестись 3-мя исследовательскими группами

1-я группа – орган вкуса.

2-я группа – орган обоняния.

3-я группа – орган осязания.

Мы провели массаж отдельных участков кожи на пальцах нашей руки. Существует прямая связь между точками на коже пальцев и деятельностью внутренних органов.

– Как же головному мозгу удается не только различать сигналы, поступающие от различных органов чувств, но и не перепутать эти сигналы? (Обращение к тексту учебника.)

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Игра “Не ошибись”.

– Сейчас прозвучат слова, вы должны решить, с каким органом чувств они связаны? Покажите этот орган чувств.

(Соленый, мягкий, зеленый, громкий, кислый.)

VI.  Итог урока.

– Какова тема урока?
– Сколько органов чувств существует у человека?
– С каким органом связана деятельность всех органов чувств?
– Что нового узнали для себя на уроке?