Цель: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”;
Задачи:
- Формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам.
- Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности.
- Воспитывать позитивное отношение к трудовым действиям.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, елка, шарики (для рефлексии), подарки – снежинки, карточки с текстом пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент. (Настрой и тренинг.)
– Добрый день, дети! Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.
2. Введение в тему. (Звучит ф\гр “Завывание вьюги”.), (Приложение.) Слайд 1 – зима.
– Ребята, куда мы с вами попали? (В зимний лес.)
– Что за звуки вы услышали? (Завывание вьюги.)
– В какое время года бывает такое явление?
– Какие произведения о зиме вы изучили?
– В каком стихотворении описаны эти явления? (С. Есенин “Поет зима, аукает”)
(обобщить про песни, картины художников.)
– Ребята, а вы верите в то, что в зимнем лесу могут происходить чудеса? Какие?
– С одним из таких чудес мы сегодня познакомимся на нашем уроке. А поможет нам в
этом русская народная сказка “Два мороза”. Слайд 2.
– Как вы думает, о чем эта сказка?
– Любите ли вы сказки? Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто
их не записывал. Эти сказки называются народными. Они обязательно чему-то учат
людей. Чему научит нас сказка “Два Мороза”, мы сейчас узнаем, но сначала
разберем слова, которые встретятся в тексте.
Словарная работа: (крестьянин, дровосек, купец, колокольчики, бубенчики). Слайды 3–6.
(Читаем сначала орфографически, затем – орфоэпически)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Крестьянин – живет в деревне, занимается обработкой земли, беден.
Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.
ЕЖИТСЯ – в учебнике на стр.123
4. Новая тема.
Прослушивание отрывка записи сказки в исполнении диктора “Два Мороза”.
– Кого Морозы могли встретить? (Предположения детей.)
5. Чтение по цепочке (до конца).
6. Обсуждение прослушанного.
– Понравилась ли сказка?
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?
7. Физкультминутка. (Стук палкой.)
– Кажется, к нам кто-то идет (таинственно).
Входит дед Мороз, пытается заморозить детей, но не может.
– А почему мороз не смог ни дровосека, ни нас заморозить?
– Правильно, потому что мы двигались. Ребята, какой хороший совет дал нам Мороз?
– А кого удалось заморозить его брату? Почему?
– Итак, ребята, чему же русский народ хотел научить с помощью этой сказки?
Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Мы является настоящими сибиряками, и
крепкие морозы бывают у нас каждую зиму. Давайте дадим советы и рекомендации
людям, которые оказались на морозе.
8. Работа с пословицами (в парах).
– Выберите, пожалуйста, те пословицы, которые, на ваш взгляд, подходят к этой сказке.
(Мороз невелик, да стоять не велит. Где тепло, тут и добро. При солнышке тепло, при матери добро. Один ум хорошо, а два лучше. Топор лучше шубы греет. Береги нос в сильный мороз.)
– Молодцы!
9. Обобщение.
– С какой сказкой познакомились? Кто автор?
– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.)
11. Оценка учителя.
– Вы очень хорошо поработали. Давайте посмотрим, что же нам Мороз оставил?
12.Домашнее задание. (Достаю из-под стола мешок с подарками.)
Слайд 6. (Мешок с подарками) и конверты – Давайте заглянем в мешок. Видно, он хочет получить от вас письма. .Давайте дома подумаем и напишем письмо Морозу. Слайд 7.
13. Рефлексия (звучит музыка “У камелька” П. И. Чайковский).
– Ребята, посмотрите на нашу елочку-красавицу. А чего не хватает на елке?
Давайте ее нарядим. У вас на партах лежат серебряные и золотые шарики Выходить
будем по рядам, наряжать начнем сверху. Кому понравился урок, кто активно
работал на уроке, очень старался – возьмите золотой шарик и украсьте им елочку.
А те ребята, которые чувствовали себя неуверенно, затруднялись отвечать, –
украсьте елочку серебристым шариком.
– Посмотрите, какая красавица у нас елочка получилась.
– Спасибо за урок, дети!