Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Два мороза"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с русской народной сказкой “Два Мороза”;

Задачи:

  1. Формировать коммуникативные компетенции обучающихся через работу с текстом, отрабатывать умение анализировать поступки героев, давать сравнительную характеристику главным персонажам.
  2. Совершенствовать умения и навыки правильного, беглого чтения; развивать речь, память, воображение, мышление, творческие способности.
  3. Воспитывать позитивное отношение к трудовым действиям.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран для показа электронной презентации, фонограмма “Завывание вьюги”, елка, шарики (для рефлексии), подарки – снежинки, карточки с текстом пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент. (Настрой и тренинг.)

– Добрый день, дети! Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.

2. Введение в тему. (Звучит ф\гр “Завывание вьюги”.), (Приложение.) Слайд 1 – зима.

– Ребята, куда мы с вами попали? (В зимний лес.)
– Что за звуки вы услышали? (Завывание вьюги.)
– В какое время года бывает такое явление?
– Какие произведения о зиме вы изучили?
– В каком стихотворении описаны эти явления? (С. Есенин “Поет зима, аукает”) (обобщить про песни, картины художников.)
– Ребята, а вы верите в то, что в зимнем лесу могут происходить чудеса? Какие?
– С одним из таких чудес мы сегодня познакомимся на нашем уроке. А поможет нам в этом русская народная сказка “Два мороза”. Слайд 2.
– Как вы думает, о чем эта сказка?
– Любите ли вы сказки? Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Эти сказки называются народными. Они обязательно чему-то учат людей. Чему научит нас сказка “Два Мороза”, мы сейчас узнаем, но сначала разберем слова, которые встретятся в тексте.

Словарная работа: (крестьянин, дровосек, купец, колокольчики, бубенчики). Слайды 3–6.

(Читаем сначала орфографически, затем – орфоэпически)

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Крестьянин – живет в деревне, занимается обработкой земли, беден.

Барин – богатый человек, владелец лавки или магазина.

ЕЖИТСЯ – в учебнике на стр.123

4. Новая тема.

Прослушивание отрывка записи сказки в исполнении диктора “Два Мороза”.

– Кого Морозы могли встретить? (Предположения детей.)

5. Чтение по цепочке (до конца).

6. Обсуждение прослушанного.

– Понравилась ли сказка?
– Какой момент сказки самый интересный?
– Назовите героев сказки. Кто больше понравился? Почему?

7. Физкультминутка. (Стук палкой.)

– Кажется, к нам кто-то идет (таинственно).

Входит дед Мороз, пытается заморозить детей, но не может.

– А почему мороз не смог ни дровосека, ни нас заморозить?
– Правильно, потому что мы двигались. Ребята, какой хороший совет дал нам Мороз?
– А кого удалось заморозить его брату? Почему?
– Итак, ребята, чему же русский народ хотел научить с помощью этой сказки? Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Мы является настоящими сибиряками, и крепкие морозы бывают у нас каждую зиму. Давайте дадим советы и рекомендации людям, которые оказались на морозе.

8. Работа с пословицами (в парах).

– Выберите, пожалуйста, те пословицы, которые, на ваш взгляд, подходят к этой сказке.

(Мороз невелик, да стоять не велит. Где тепло, тут и добро. При солнышке тепло, при матери добро. Один ум хорошо, а два лучше. Топор лучше шубы греет. Береги нос в сильный мороз.)

– Молодцы!

9. Обобщение.

– С какой сказкой познакомились? Кто автор?
– Чему же эта сказка учит? (Не быть ленивым, тогда и любой мороз не страшен.)

11. Оценка учителя.

– Вы очень хорошо поработали. Давайте посмотрим, что же нам Мороз оставил?

12.Домашнее задание. (Достаю из-под стола мешок с подарками.)

Слайд 6. (Мешок с подарками) и конверты – Давайте заглянем в мешок. Видно, он хочет получить от вас письма. .Давайте дома подумаем и напишем письмо Морозу. Слайд 7.

13. Рефлексия (звучит музыка “У камелька” П. И. Чайковский).

– Ребята, посмотрите на нашу елочку-красавицу. А чего не хватает на елке? Давайте ее нарядим. У вас на партах лежат серебряные и золотые шарики Выходить будем по рядам, наряжать начнем сверху. Кому понравился урок, кто активно работал на уроке, очень старался – возьмите золотой шарик и украсьте им елочку. А те ребята, которые чувствовали себя неуверенно, затруднялись отвечать, – украсьте елочку серебристым шариком.
– Посмотрите, какая красавица у нас елочка получилась.
– Спасибо за урок, дети!