Цель урока:
- Познакомить с новым звуком и новой буквой; учить слышать звуки [в; в ,]; продолжить обучение плавному слоговому чтению; научить писать заглавную и строчную буквы.
- Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, речь детей.
- Прививать любовь к родному языку, аккуратность, формировать интерес к чтению.
Оборудование: речной песок, ребусы, аншлаги, рисунок “Город Букв”, электронное пособие к уроку обучение грамоте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Введение в тему.
– Какой сегодня день?
– Какой был вчера?
– Какой день будет завтра?
– Какое время года на дворе?
– Что произошло в природе с приходом ранней зимы?
– На дорогах гололед, человек использует разные средства посыпая дорожки чтобы
нам было удобно и безопасно передвигаться?
– Чем же посыпают дорожки мы узнаем отгадав загадку?
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Речной песок.)
– Что нового узнали о речном песке?
– И у нас на уроке есть песок. Хотите узнать для чего?
Он засыпал буквы, помогите их отыскать.
– Дети находят букву (магнитную) и помещают ее на доску.
– Какие буквы мы нашли? (Читают, называя правильно). А, О, В, У, Ы,Э.
– На какие группы их можно разделить? (Гласные и согласные.)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Какая буква лишняя и почему?
– Как вы думаете, что будем изучать на уроке?
– Чему на уроке должны научиться?
Молодцы!
III. Сообщение темы и цели урока учителем.
IV. Работа по теме урока.
1. Зарядка для ума. Отгадайте ребусы.
2. Работа со словами ВОРОНА, ВЕК.
Ворона Век (выставляются на доску КАРТИНКА вороны, АНШЛАГ).
– Кто это ворона?
– Что такое век? (Век – сто лет.)
– Как понимаете пословицу Век – живи, век – учись.
– Сколько звуков в первом слове? Назовите первый, второй ….
– Сколько звуков во втором слове?
ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ КВАДРАТИКОВ + ПРОВЕРКА
Сколько гласных в первом слове, сколько в слове слогов? Проверяем хлопками. Какое правило подтвердили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Сколько слогов в слове ВЕК? Почему?
3. Сравнение звуков [в, в ,].
Назовите первый звук в словах. Дайте их характеристику.
– Кто знает какой буквой обозначаются эти звуки?
Звуки [в, в,] обозначаются одной буквой “ВЭ”.
Найдем эту букву в алфавите.
– Назовите соседей буквы “В” (слева буква “Б”, справа – “Г”).
– На что похожа буква В? (дети говорят, а учитель показывает рисунки)
4. Заселение в город Букв.
Назовите полный адрес буквы ВЭ в городе Букв. (Город Букв, район согласных, улица звонких.)
Какие карандаши нам понадобятся? Почему?
Физкультминутка.
Прислушайтесь, в городе Букв веселье, звучит музыка, потанцуем и мы.
5. Чтение слогов “Громко, тише” учебник с. 116.
6. Работа в парах “Найди букву В” (обведи в кружок).
В | В | Э |
В | Е | В |
А | В | В |
О | И | Е |
В | Б | В |
С | З | Л |
Л | В | Б |
У вас на столах листочки, работая вместе с соседом, найдите и выделите в кружок все буквы В. Сосчитайте, сколько их?
– ПРОВЕРКА.
Сколько букв В нашли? Как считали? (По столбикам 3 + 3 + 3 = 9, как можно решить этот пример по другому? 3 ∙ 3 = 9) МОЛОДЦЫ!
7. Работа в прописи.
Знакомство с письменной буквой В, в.
– Просмотр написания на экране. (Наклонная линия переходит в петлю, петля переходит в два полуовала, первый ведем до рабочей строки, а второй в рабочей строке.)
Буква “в” маленькая пишется одним движением: прописав петлю, нужно продолжать вести линию вниз, прописывая овал.
– Письмо в воздухе.
– Письмо в прописи по 1 строке.
Ребята, мы прописали только одну букву, а как вы думаете может ли одна буква что – то изменить?
8. Работа с текстом с. 117. А. Шибаева “Одна буква”.
Послушав текст, скажите что – же может одна буква?
Какое слово написала девочка? (Соберите слово на доске из букв магнитной азбуки.)
Какую букву ее попросил дедушка зачеркнуть? (Измените букву.)
КАЖДАЯ БУКВА ВАЖНА
Домашнее задание. Прочитайте слоги с изученной буквой, рассказ маме и папе.
9. Работа в прописи с. 19.
Убери одну букву. Запиши новые слова. (Задание на экране.)
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
VI. Рефлексия.
Помашите правой рукой кому было интересно.
Помашите левой рукой кто узнал на уроке новое.
Топните ногой 1 раз те, кому было не интересно.
Дополнительные задания:
Волос
5 | 3 | 2 | 1 | 4 |
Навес
3 | 4 | 5 | 1 | 2 |