Интегрированный урок обучения грамоте и письму "Буква В, звуки [в], [в']. Заглавная В, строчная в"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Познакомить с новым звуком и новой буквой; учить слышать звуки [в; в ,]; продолжить обучение плавному слоговому чтению; научить писать заглавную и строчную буквы.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, речь детей.
  3. Прививать любовь к родному языку, аккуратность, формировать интерес к чтению.

Оборудование: речной песок, ребусы, аншлаги, рисунок “Город Букв”, электронное пособие к уроку обучение грамоте.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Введение в тему.

– Какой сегодня день?
– Какой был вчера?
– Какой день будет завтра?
– Какое время года на дворе?
– Что произошло в природе с приходом ранней зимы?
– На дорогах гололед, человек использует разные средства посыпая дорожки чтобы нам было удобно и безопасно передвигаться?
– Чем же посыпают дорожки мы узнаем отгадав загадку?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Речной песок.)

– Что нового узнали о речном песке?
– И у нас на уроке есть песок. Хотите узнать для чего?

Он засыпал буквы, помогите их отыскать.

– Дети находят букву (магнитную) и помещают ее на доску.
– Какие буквы мы нашли? (Читают, называя правильно). А, О, В, У, Ы,Э.
– На какие группы их можно разделить? (Гласные и согласные.)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Какая буква лишняя и почему?
– Как вы думаете, что будем изучать на уроке?
– Чему на уроке должны научиться?

Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока учителем.

IV. Работа по теме урока.

1. Зарядка для ума. Отгадайте ребусы.

2. Работа со словами ВОРОНА, ВЕК.

Ворона Век (выставляются на доску КАРТИНКА вороны, АНШЛАГ).

– Кто это ворона?
– Что такое век? (Век – сто лет.)
– Как понимаете пословицу Век – живи, век – учись.
– Сколько звуков в первом слове? Назовите первый, второй ….
– Сколько звуков во втором слове?

ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ КВАДРАТИКОВ + ПРОВЕРКА

Сколько гласных в первом слове, сколько в слове слогов? Проверяем хлопками. Какое правило подтвердили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Сколько слогов в слове ВЕК? Почему?

3. Сравнение звуков [в, в ,].

Назовите первый звук в словах. Дайте их характеристику.

– Кто знает какой буквой обозначаются эти звуки?

Звуки [в, в,] обозначаются одной буквой “ВЭ”.

Найдем эту букву в алфавите.

– Назовите соседей буквы “В” (слева буква “Б”, справа – “Г”).
– На что похожа буква В? (дети говорят, а учитель показывает рисунки)

4. Заселение в город Букв.

Назовите полный адрес буквы ВЭ в городе Букв. (Город Букв, район согласных, улица звонких.)

Какие карандаши нам понадобятся? Почему?

Физкультминутка.

Прислушайтесь, в городе Букв веселье, звучит музыка, потанцуем и мы.

5. Чтение слогов “Громко, тише” учебник с. 116.

6. Работа в парах “Найди букву В” (обведи в кружок).

В В Э
В Е В
А В В
О И Е
В Б В
С З Л
Л В Б

У вас на столах листочки, работая вместе с соседом, найдите и выделите в кружок все буквы В. Сосчитайте, сколько их?

– ПРОВЕРКА.

Сколько букв В нашли? Как считали? (По столбикам 3 + 3 + 3 = 9, как можно решить этот пример по другому? 3 ∙ 3 = 9) МОЛОДЦЫ!

7. Работа в прописи.

Знакомство с письменной буквой В, в.

– Просмотр написания на экране. (Наклонная линия переходит в петлю, петля переходит в два полуовала, первый ведем до рабочей строки, а второй в рабочей строке.)

Буква “в” маленькая пишется одним движением: прописав петлю, нужно продолжать вести линию вниз, прописывая овал.

– Письмо в воздухе.
– Письмо в прописи по 1 строке.

Ребята, мы прописали только одну букву, а как вы думаете может ли одна буква что – то изменить?

8. Работа с текстом с. 117. А. Шибаева “Одна буква”.

Послушав текст, скажите что – же может одна буква?

Какое слово написала девочка? (Соберите слово на доске из букв магнитной азбуки.)

Какую букву ее попросил дедушка зачеркнуть? (Измените букву.)

КАЖДАЯ БУКВА ВАЖНА

Домашнее задание. Прочитайте слоги с изученной буквой, рассказ маме и папе.

9. Работа в прописи с. 19.

Убери одну букву. Запиши новые слова. (Задание на экране.)

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

VI. Рефлексия.

Помашите правой рукой кому было интересно.

Помашите левой рукой кто узнал на уроке новое.

Топните ногой 1 раз те, кому было не интересно.

Дополнительные задания:

Волос

5 3 2 1 4
         

Навес

3 4 5 1 2