Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах. Применение в нестандартных ситуациях. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


Цели урока:

  1. Повторить свойства логарифмической функции и применить их при решении уравнений и неравенств; систематизировать знания по данной теме.
  2. Воспитывать интерес к предмету. Расширить представление учащихся о логарифмической функции и применении ее свойств в нестандартных ситуациях.

Форма урока: Урок-эстафета.

Ход урока

1. Организационный момент.

Участвуют 4 команды по шесть человек.

На доске девиз: “Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий”.

Я приветствую вас на сегодняшнем уроке, который пройдет в форме игры.

Познакомимся с ее условиями:

1. В эстафете участвуют 4 команды.

2. Побеждает та команда, которая первой придет к финишу.

У каждой команды флажки своего цвета.

3. В личном первенстве победителем становится учащийся, набравший наибольшее число очков.

4. Эстафета состоит из трех этапов, во время проведения которых выявляются:

а) знание теорем, свойств, определений (1 этап);
б) умение решать простые задания (2 этап);
в) умение применять знания при решении практических заданий (3 этап).

5. Задания, по которым эксперты (консультанты) опрашивают каждого участника команды, в конвертах.

6. Вопросы и задания для команд для каждого тура одни и те же, но на конверте отмечены цветом флажка.

7. “Консультационный пункт” – это стол, на котором разложены справочники, учебная литература, научная литература, решения типовых заданий.

8. За каждый правильный ответ участник получает 3 б., за неправильный или отказ от ответа снимается 1б., а участник отправляется на консультационный пункт.

9. После консультации он снова отвечает на вопрос (и получает 2б.)

10. Команда не может перейти к следующему этапу, пока на все вопросы не получены правильные ответы. Как только эк4сперты разрешают команде перейти к следующему этапу, капитан вывешивает на своем табло флажок и берет конверт у ведущего для следующего этапа, который отдает своему4 эксперту.

11. На втором и третьем этапах каждому члену команды предлагается по два задания.

Задания выполняются под копирку: оригинал сдается экспертам, а копия остается у игрока. На обратной стороне доски заготовлены ответы диктанта для взаимопроверки командами – соперницами.

Итак, начинаем эстафету.

Приложение.

1-й этап. Теоретический. (Каждый отвечает на вопросы, 24 карточки)

1) Дайте определение логарифма числа по данному основанию;

2) Запишите основное логарифмическое тождество;

3) Сформулируйте свойства логарифмов;

4) Запишите формулу перехода к новому основанию;

5) Дайте определение логарифмической функции

6) Какова область определения и область значений логарифмической функции. Каковы промежутки возрастания и убывания?

2-й этап.

Эксперт проверяет и оценивает.

3-й этап.

Эксперты проверили и подвели итоги по трем этапам.

Далее проводится графический диктант по теме: “Логарифмическая функция”.

^ -нет, – да

1. Логарифмическая функция y= logax  определена при любом x.

2.Функция y= logax логарифмическая при a>0, a?1, x>0

3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.

4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.

5.Логарифмическая функция – четная.

6. Логарифмическая функция – нечетная.

7. Функция y = log3x  возрастающая.

8. Функция y= logaxпри a<1, a>0 возрастает.

9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1,0).

10. График функции y= logax пересекается с осью ОХ.

11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.

12. График логарифмической функции симметричен относительно оси ОХ.

13. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.

14. График логарифмической функции всегда пересекает ось ОХ в точке (1,0).

15.Существует логарифм отрицательного числа.

16. Существует логарифм дробного положительного числа.

17. . График логарифмической функции проходит через точку (0,0)

На доске с обратной стороны ответы: ^-^-^^-^^-^^--^-^

Оценка за графический диктант влияет на личное первенство. Пока эксперты заполняют оценочные листы, группы выступают с сообщениями о применении логарифмической функции. Были представлены выступления по темам: “Логарифмы в музыке”, “Звезды, шум и логарифмы”, “ Логарифмическая спираль”, “Логарифмические диковинки”.

После объявления итогов учащимся предлагается решить задания повышенного уровня сложности:

Решите уравнения: