Цель: Создать условия для решения следующих задач:
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их, делать выводы, обобщения.
- Знакомить детей с природными особенностями зимы; приобщать к русской национальной культуре через народно-прикладное искусство (гжель), любви к родной природе.
- Обогащать, развивать и активизировать словарь.
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, словообразовании
- Закреплять навыки звукового анализа слов
- Способствовать развитию мелкой моторики, пространственное воображение, ориентировку на плоскости.
- Упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре; тренировать в прыжках вверх из глубокого приседа.
- Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Материалы и оборудование к занятию: мультимедиа: слайды с изображением русской природы зимой (Приложение 1), 4 карточки с закодированными изображениями слов: метель, вьюга, поземка, пурга (Приложение 2). Шнуровка – фрукты (Приложение 3), модели-символы образования слов (Приложение 4). 2 карточки схемы слов (Приложение 5), сюжетная картина зимнего пейзажа (гжель) и 8 карточек фрагментов этой картины (Приложение 6) , 2 картины (снеговики) на сравнение (Приложение 7); бумага для поделок оригами. Набивные мячи по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, 4 ленты для перешагивания, два каната, препятствие “сугробы”.
Предшествующая работа: знакомство с разными видами ветров, заучивание загадок, рассматривание картин с зимними сюжетами, знакомство с народно-прикладным искусством “Гжель”.
Ход занятия
1. Воспитатель: организационный момент “Тактильный контакт”.
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло друг друга ладонями. А теперь, подойдите ближе и прикоснитесь плечами. Вы чувствуете тепло? Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно.
2. Учитель – логопед: “Отгадайки”.
– Наши глаза внимательно …(смотрят)
Наши уши внимательно…(слушают) загадку, которую вам загадают дети:
1-й ребенок.
Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
2-й ребенок.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила…(зима)
– О каком времени года говорится в загадке?
– Какое время года сейчас?
– Каким временем года мы любуемся?
– Про какое время года мы сегодня будем говорить?
– Сколько зимних месяцев? Назовите их.
– А хотите узнать как в давние-давние времена, в старину говорили про
зимние месяцы? Предлагаю детям подойти, сесть на ковер и посмотреть по
мультимедиа слайды (Приложение 1). Дети читают:
“ЛЮТЕНЬ”
– Как вы думаете, почему так говорили? Лютень – значит лютый, очень
холодный (показываю слайд морозного дня, и слайд зимнего леса).
– Лютень – это многозначное слово – Лютень называется река,
протекающая в Новгородской области России (слайд).
СТУДЕНЬ (читают дети слайд) – О чем говорит это слово? (показ слайда “снегирь на рябине”).О чем говорит это слово? А какой студень можно съесть? (Слайд.)
СТУЖАЙЛО (читают дети слайд и на следующем слайде рассматривают зимний пейзаж). На последнем слайде зимняя береза в инее, растущая под окном детского сада. Что напоминает вам это дерево? Какое стихотворение мы учим про березу? Кто его написал? (“Береза” С.Есенин)
3. Воспитатель:
– Ребята, отгадайте загадку (ребенок):
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)
– Правильно, это мороз. Почему говорят: “Мороз не велик, да стоять не велит”? (Ответы детей.)
– А вот еще пословица: “В зимний холод всякий молод”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей: “ холод заставляет всех двигаться и даже пожилой человек прыгает, как молодой.)
4. Инструктор по физическому воспитанию: Вот давайте, и мы пойдем, погреемся!
Упражнения в ходьбе и беге (веселая маршевая музыка)
- Обычная ходьба.
- Ходьба на носках, руки вверх.
- Ходьба на пятках, руки за голову.
- Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны.
- Бег обычный на носках.
- Бег с захлестыванием голени .
- Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (руки поднять вверх – в стороны – вдох, руки опустить – выдох).
5. Учитель – логопед: психогимнастика “Ветра”.
Есть еще для вас загадка. (ребенок):
Кто без рук, без ног
По свету рыщет
Поет, метет и свищет?
– Вы уже знаете, что ветер бывает разный. (На доске показываю закодированные картинки: вьюга, пурга, поземка, метель. Приложение 2) Внимание! На один хлопок дует вьюга, на два – пурга и т.д. Работаем по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
6. Инструктор по физической культуре: Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.
Комплекс ОРУ с набивными мячами.
- И.П. –основная стойка, мяч в руках.
1 – мяч вверх,
2 – мяч за голову,
3 – мяч вверх,
4 – опустить в И.П.
Повторить 6–7 раз. - И.П. – стоя, ноги врозь, мяч в правой руке – вниз.
1, 2 – руки через стороны вверх, мяч вверх, передать мяч из руки в руку,
3,4 – руки через стороны вниз, мяч вниз.
Повторить 6–7 раз. - И.П. – стоя, ноги шире плеч, мяч вниз.
1 – глубокий наклон вперед, мяч на пол.
2 – встать в И.П., руки на пояс.
3 – глубокий наклон вперед, мяч в руки.
4 – встать в И.П.
Повторить 5–6 раз. - И.П. – основная стойка, мяч в руках.
1 – полный присед, мяч вперед.
2 – встать в И.П.
3–4 – то же самое.
Повторить 5–6 раз. - И.П. – сидя, ноги прямо, мяч зажат ступней.
1, 2 – подтянуть колени к подбородку, задержаться.
3, 4 – вернуться в И.П.
Повторить 6–7 раз. - И.П. – сидя, ноги прямо, мяч вперед.
1, 2, 3, 4 – имитация ходьбы, перекатываясь на бедрах, вперед.
5, 6, 7, 8 – имитация ходьбы, перекатываясь на бедрах, вперед.
Повторить 5–6 раз. - И.П. основная стойка, руки на пояс, мяч на полу перед собой.
1 – перепрыгнуть мяч вперед.
2 – развернуться в прыжке вокруг.
3, 4 – то же самое.
Повторить 6–7 раз. - И.П. –стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, вниз.
1 – мяч вверх, вдох, подняться на носки.
2 – опуститься на всю стопу, мяч вниз, выдох.
3, 4 – то же самое.
Повторить 3–4 раза.
7. Воспитатель: д/и “Найди отличия”.
– К нам в гости прибежали два веселых брата снеговика, как две капли похожих друг на друга, но что-то их отличает. Попробуйте найти отличия (Приложение 7).
8. Учитель – логопед: “Волшебники”.
– Слова просят: “А сейчас, поизменяйте нас”
(Приложение 4). Дети, опираясь на схему образовывают слова: снег
– снег, снега, снежок, снежище (аналогично слова: зима, мороз, ветер, снежинка,
сугроб, снеговик, снегирь).
– Какие из этих слов являются родственными словами слову “снег”?
9. Воспитатель: “Найди элементы картинки”.
– Проказница Вьюга размела зимнюю картинку и все части перепутались. Помогите ,пожалуйста, восстановить изображение (Приложение 6).
10. Инструктор по физической культуре:
– Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы с вами пошли в лес на прогулку. И очень весело провели время, перепрыгивая через сугробы и проходя по мостику перешагивая через замерзшие места.
Развиваем основные движения:
- Ходьба по гимнастической скамейке с остановками в нескольких местах и перешагиванием через ленточку с высоким подниманием бедра.
- Прыжки на двух ногах вперед с перепрыгиванием через препятствие (высота 15–20 см., 5–6 предметов подряд).
Упражнения выполняются поточным методом. В прямом направлении дети выполняют упражнения на скамейке, далее упражняются в прыжках, затем встают в конец колонны. Весь комплекс упражнений повторить 2–3 раза.
11. Воспитатель: пальчиковая гимнастика.
– Отгадайте загадку:
Рассыпалось под вечер
На небе зерно,
А утром глядь –
Нет ничего! (звезды)
– Правильно! Сегодня я предлагаю вам сделать из бумаги новогоднюю звезду. Каждый выполнит один лучик, потом мы их соединим вместе. Но сначала сделаем гимнастику для пальцев:
– Мы на елке веселились (хлопки в ладоши)
– И плясали, и резвились (удары кулачками)
– После, добрый Дед Мороз нам подарки преподнес: (сжимание кулачками)
– Дал большущие пакеты (руками изображают круг)
– В них же вкусные предметы (хлопки в ладоши)
– Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин. (поочередное загибание пальцев)
12. Воспитатель: работа в технике Оригами “Звездный лучик”.
– А теперь, приступим к работе. Повторяйте за мной. (дети диктантным способом выполняют работу. По окончанию работы все лучики соединяют в общую звезду)
13. Инструктор по физической культуре:
– А кто же ребята главный над снежинками? Как вы думаете? ….. правильно Дед Мороз Красный Нос, а еще у него есть брат – тоже Дед Мороз, только Синий Нос. Давайте немного поиграем с ними!!!
Подвижная игра “Два мороза”
Правила игры:
- На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаются в своем городе.
- В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.
- Они обращаются к играющим со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься? - Жители городов хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз, –
и начинают перебегать из одного города в другой. - Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он не остается на том месте, где был пойман, и должен, покинуть площадку, сесть на скамейку, чтобы не преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет некому, игра прекращается.
- Побеждают те, кто не заморозился.
14. Учитель – логопед: д/и “Слова-признаки”.
– Зимой нашему организму нужны… (витамины). Играем в игру: “слова-признаки” и “как-будто бы” подкрепляемся витаминами-фруктами. Нанизывая их на шнуровку и называя слова: зима, какая? (аналогично снег, какой?; Приложение 3)
– Какое из этих слов подойдет к схеме? (звуковая схема сова “зима”; Приложение 5) Почему вы так думаете? Докажите. Много слов назвали и витаминами подкрепились – похвалите себя и свой животик (дети гладят себя по голове и животу)
15. Инструктор по физической культуре:
– Очень устали мы с вами путешествовать с Матушкой Зимой, пора нам немного и отдохнуть.
Звучит тихая спокойная музыка, дети встали в круг.
- Опускаемся на колени.
- И.П. – стойка на коленях, руки вдоль туловища.
1 – медленно наклоняться назад, медленный вдох
2 – медленно вернуться в И.П., выдох. - Пятки в стороны, колени вместе, на выдохе лечь на спину, руки под
голову, глаза закрыты. (Поза дракона.)
1–2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот. - Медленно выпрямит правую ногу, затем левую, руки поставить на локти,
около груди и упереться ими в пол, прогнуться в груди и поставить голову на
макушку.
1–2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот. - Опустить голову на пол, потянуться за руками в положение сидя. Принять позу Лотоса, руки на колени, спина прямая, вдох – через нос, выдох через рот.
- Сидя в этом положении закрыть глаза, вдох – выдох, следить за дыханием.
Пока дети сидят с закрытыми глазами по середине круга ставиться низкий столик, на столик поднос с яблочным соком. Дети открывают глаза.
16. Воспитатель: итог “Угощение соком”.
Литература.
- “Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет”, Ю.А.Кирилова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова, СПб., “Детство – Пресс”, 2005 год.