Урок окружающего мира "Дорожный журнал". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. выяснить, чем интересна Камчатка.
  2. рассмотреть характерные природные ландшафты.
  3. познакомить учащихся с достопримечательностями полуострова Камчатка.
  4. формировать умение пользоваться естественно-научным методом познания мира, развивать связанную речь, воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.

Оборудование: глобус, физическая карта России, выставка литературы, репродукции, ТСО – запись запись музыки П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

I. Мотивационно-вступительная часть.

– Готовность к уроку.
– Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, мы с вами изучили интересную тему “Русские первопроходцы”. Каких первопроходцев вы знали?

Дети: – Афанасий Никитин,

– Ермак…

Учитель: Как вы думаете, где легче путешествовать по морю (океану) или по суше?

Дети: По суше, меньше опасности.

Учитель: Дома вы написали путевые заметки, и с кем из путешественников каждый из вас отправился бы в путь? Кто хотел бы поделиться с нами своими путевыми заметками?

(Дети зачитывают свои “путевые заметки”.)

Словесное оценивание результата труда.

Учитель: чтобы убедиться, что все вы освоили тему, проводим географический диктант.

Записываем в тетради по окружающему миру только ответы:

1) Русский первопроходец, начавший освоение Сибири.

          (Ермак)

2) Один из первых русских исследователей Северо-Восточной Сибири.

            (Дежнев)

3) Первое кругосветное путешествие русских моряков под командованием…

                      (И.Ф.Крузенштерн)

4) Кто открыл Антарктиду?

                        (Белинзгаузен)

5) Один из русских ученых, кто делил открытия за письменным столом?

        (Ю.В.Визе)

6) Руководитель первой арктической экспедиции “Северный полюс”.

            (Папанин)

7) Кого А.С.Пушкин назвал “Камчатским Ермаком”?

              (Атласов)

Учитель: Молодцы! Проверка учащихся у доски. Оценивание.

II. Операционно-познавательная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю , Камчатке, познакомимся кратко с ее ландшафтом, с именами людей, которые открыли полуостров Камчатка, с ее достопримечательностями.

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю – наш дом.

Как нашли Камчатку? Какова ее природная зона? Ее место в стране? Эти вопросы волновали и волнуют ученых, жителей Камчатки, нас с вами.

Итак открываем наш “Дорожный журнал”.

1) 1-ая страница:

Земля первопроходцев и легенд.

Летом 1648 года семь Казачьих кочей под началом Семена Дежнева шли вдоль восточных берегов Чукотки. (показ по карте). Начался сильный шторм. Когда море утихло, кочи оказались вдали от берега. Только две кочи отнесло к берегам Камчатки (показ по карте). Моряки срубили избы, перезимовали в них, а весной обогнули Камчатку, пытаясь найти другие кочи. Но ни один из них дошел.

Полвека спустя на Камчатке побывал Владимир Атласов. Больше двух лет “Камчатский Ермак” “оглядывал” и описывал новую землю. Камчатка стала частью Российского государства.

6 октября 1740 года пакетботы “Св.Петр” и “Св.Павел” бросили якоря в Ниакинской гавани, неподалеку от устья реки Авача. Бухта стали называться Авачинской, а город, заложенный на ее берегу – Петропавловском-Камчатским. Этой экспедицией командовал Витус Беринг и Алексей Чириков.

В XIX веке на Камчатке побывал И. Крузенштерн, О.Коцебу, Ф.Литке и другие выдающиеся русские мореплаватели. “Край земли Российской” привлекал к себе лучших людей Отечества. В 1732 году на Камчатку прибыл один из лучших ученых для исследования малоизвестных местностей Сибири, к которым относилась и Камчатка. Продвигаясь на Восток (Приложение) (показ слайда) С.П.Крашенинников вел дневник “Дорожный журнал”, усердно записывая все, что видел. Внимательный и вдумчивый исследователь не пропускал ничего. Он описывал горы, а среди них самый высокий действующий вулкан Азии – Ключевскую Сопку (показ слайда), Исследовал Крашенинников и горячие источники (показ слайдов), которые пользовались у ительменов плохой славой. Они их боялись.

Особое внимание уделял ученый растительному и животному миру полуострова. Нетронутая природа окружала Крашенинникова. Он узнавал о повадках медведей, оленей, соболей, лисиц. Наблюдал жизнь морских животных – моржей, тюленей, сивучей, котиков, каланов, а потом точно и образно описывал их.

Особенно пристально изучал Крашенинников жизнь коренных жителей. Очень ценил их гостеприимство и радушие. С уважение отмечал их мужество и отвагу в бою. Заметил, что ительмены любят музыку.

Жил ученый в Большерецке, вел там метеорологические наблюдения, разбил сад, пытался разводить овощи. Изучал старинные документы, интересовался судьбами землепроходцев, побывавших на полуострове.

За исследование жизни народов Камчатки Крашенинникова заслуженно называли “Нестором русской этнографии”. Гражданским подвигом ученого было написание книги “Описание Земли Камчатской”. Они прекрасно иллюстрирована, снабжена подробными картами (показ слайда).

Итак продолжаем вести “Дорожный журнал”.

2) Страница 2-ая.

“Животный мир Камчатки”.

Учитель: Сейчас ребята представят свои проекты по изучению растительного и животного мира Камчатки.

Далее идут выступления учащихся по темам:

а) “Бурый медведь” (слайд);
б) “Лисица” (слайд);
в) “Волк и росомаха” (слайд);
г) “Зайцы” (слайд).

3) Страница 4.

“Растительный мир Камчатки”.

Учитель: Изучая растительный мир Камчатки, дети отметили разнообразие и диковинность цветов, трав, кустарников, деревьев и с большим интересом вам расскажут.

Проекты:

а) “Махаон камчатский” (репродукции и слайды);
б) “Кедровый стланик”;
в) “Пихта камчатская”;
г) Береза Эрмана”.

4) 3-я страница.

“Морские животные и птицы Камчатки”.

а) “Белоплечий орлан”;
б) “Белая чайка”;
в) “Камчатская крачка”;
г) “Сивучи”;
д) “Моржи”.

III. Закрепление знаний.

Учитель: Страницы “Дорожного журнала” не закончены: Будем продолжать исследовать места Камчатки, где побывали первые русские мореплаватели и ученые. Вы молодцы! Хорошо потрудились и многое узнали.

А сейчас разгадаем кроссворд.

Кроссворд “Природа Камчатки”.

По горизонтали:

  1. Хищник (медведь).
  2. Дерево с иголками и шишками, стелющееся по сопкам (кедрач).
  3. большая птица, похожая на орла (беркут).
  4. Красная рыба из лососевых пород (нерка).
  5. Имя полуострова (Камчатка).
  6. Океан, омывающий Камчатку (Тихий).

По вертикали:

  1. Млекопитающее тундры с ветвистыми рогами (олень).
  2. Куст, имеющий на своих ветках острые шипы (шиповник).
  3. Тихоокеанское огромное тяжелое животное, любящее полежать на берегу (морж).
  4. Самый большой вулкан на Камчатке (Ключевской).
  5. Лесная, съедобная , полярная, черная ягода на кустах (жимолость).
  6. Город, названный именем вулкана (Вилючинск).