История башкирского джаза

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цель урока. Расширить знания учащихся об истории башкирского джаза.

Задачи урока:

  1. Посредством внедрения информационных технологий активизировать познавательную активность обучающихся.
  2. Научить самостоятельно находить необходимую информацию с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, справочников, ресурсов Интернета).
  3. Научить обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь излагать свою тему и развить ее, уметь выразить свою точку зрения и обосновать ее.
  4. Научить работать в парах, в группах по теме проекта.
  5. Развивать чувство ответственности за выбранное дело.
  6. Обучить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.

Музыкальный материал.

  1. Ансамбль “Дустар”. Инструментальная пьеса “Сабантуй” – слушание.
  2. Ансамбль “Дустар”. Композиция на тему башкирской народной песни “Соловей” – слушание.
  3. Биг-бенд УУИ под руководством А. Чепурина – просмотр видеозаписи.
  4. Эстрадно-джазовый оркестр БГФ п/у Олега Касимова – просмотр видеозаписи.
  5. Михаил Минков “Старый рояль” – исполнение.

Оборудование. Музыкальный центр, CD диск, видеозаписи, фортепиано, синтезатор, компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.

Ход урока.

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова в музыкальном кабинете.

(Без предварительных комментариев и без сообщения названия произведения звучит пьеса “Сабантуй” в исполнений ансамбля “Дустар”.)

– Ребята, прозвучавшая музыка какому музыкальному жанру относится?
– А какой это джаз?
– По каким признакам вы смогли определить, что это башкирский джаз?
– Правильно, Молодцы!

Мы с вами посвятили несколько уроков изучению зарубежной и российской джазовой музыки. Работали с электронными учебниками, просмотрели ваши презентации. У джаза много загадочных свойств. Вот одно из них: кто однажды заинтересовался этой музыкой – тот сохранит верность ей на протяжении всей жизни. Презентация 1, Слайд 2 (презентация учителя).

Совсем недавно выявлено еще одно поразительное свойство джаза. Будучи искусством, рожденным в результате смешения культурных традиций разных человеческих рас, народов и национальностей, джаз вобрал в себя характерные черты мелоса этих этносов, включая универсальные принципы музыкального мышления. Обнаружение последних позволило нам выявить несомненные признаки общности культур даже в столь несхожих творениях народного гения, как индийская музыка классической традиции (рага), протяжные напевы башкирских узун-кюев и джаз. Презентация 1, Слайд 3.

Кроме того, сочетание универсальных принципов музыкального мышления и синтеза элементов различных культур позволили стилистике джаза совершенно свободно и органично ассимилироваться в любых этнических условиях. Это объясняет существование феномена национальных разновидностей джаза: французского, японского, индийского, башкирского…

Итак, тема нашего урока… Слайд 4 (записали тему урока, а ваша задача в ходе урока, то, что будет на слайдах, по возможности записать в тетрадь).

В Башкортостане первым пропагандистом джаза было радио. Его черные тарелочки имелись почти в каждом доме, а в самых людных местах сел и городов устанавливались рупоры громкоговорителей (Слайд 5), через которые велось радиовещание. Кроме всевозможных сообщений, в эфире звучала музыка.

Благодаря радио слушатели узнали, что в песнях 30-х гг. (Слайд 6) начали появляться неожиданные, оригинальные интонации, пришедшие в советскую массовую песню из джаза. Мгновенно ставшие популярными, эти песни зазвучали вскоре и в программах местных оркестров, работавших в кинотеатрах, ресторанах, в парках, домах культуры и клубах. Еще более важную роль в постижении джазового искусства музыкантами Башкирии сыграли выступления гастролировавших с начала 40-х гг. по нашей республике мастеров эстрады (Слайд 7). Широкой известностью в послевоенные годы пользуется эстрадный оркестр при кинотеатре “Октябрь”. Некоторые любители музыки, отстояв долгое время в очереди за билетами на вечерние сеансы, приходили специально для того, чтобы послушать оркестр. Еще бы, где иначе они могли приобщиться к росткам нового искусства!

Ведь именно этот оркестр был одним из законодателей музыкальной моды в республике. В недрах оркестра кинотеатра “Октябрь” зрело, набирало силы будущее башкирского джаза в творчестве С.Липпорт, А.Шаганова и Ф. Кирш (Слайд 8).

В 60-е годы самыми блистательными коллективами, открыто исповедовавшими искусство джаза, были два биг-бенда.

– Ребята, что означает слово биг-бенд?
– Правильно! (Слайд 9).

Один из них – оркестр под управлением Геннадия Жебарова. Г. Жебаров собрал оркестр с великолепным составом (Слайд 10). Для него джаз был смыслом жизни. Он работал с оркестром неистово, был требователен, авторитетен, музыканты его понимали. Обладая абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью, Жебаров “снимал” мелодии Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси.

– Эти имена вам о чем – нибудь говорят?
– Молодцы! (Показ Слайда 11).

Именно Г. Жебаров первым стал делать эстрадно-джазовые обработки башкирских народных песен. Оркестр играл в УУИ (Уфимское училище искусств), в Доме учителя, в клубах, но получить официальный статус не сумел. Без базы и финансовой поддержки выжить было невозможно. Оркестр распался, но взрастил в своих недрах целую плеяду молодых джазовых музыкантов.

Судьба другого оркестра оказалась более благоприятной. В 1969 году в клубе имени С. Юлаева создал свой биг-бенд саксофонист Наиль Утяшев (Слайд 12). Под свое крыло он привлек единомышленников-джазменов: маститых “жебаровцев” во главе с самим маэстро Жебаровым и новую поросль музыкантов. Сюда пришел ученик школы музвоспитанников Вячеслав Назаров (Слайд 13). К концу 70-х годов В. Назаров играл в Уфе, Москве, Ленинграде, Риге, Куйбышеве, его смело можно назвать гениальным музыкантом. Не случайно в 1978 году для участия в “джеме” на джаз-фестивале в Праге Назаров был приглашен вместе с музыкантами оркестра Кларка Терри (Слайд 14). Олег Лундстрем, в оркестре которого играл В. Назаров, считал его лучшим тромбонистом России. Талант В. Назарова многолик. Тромбонист № 1, он мог заменить пианиста и басиста. Певец с великолепной скэт-техникой.

– Скажите, пожалуйста, что означает слово скэт?
– Да, молодцы! Показ Слайда 15.

В 1992 г. он уехал в США. И сразу как равный вписался в жизнь американских звезд. Легендарный саксофонист Bennybolson назвал талант Назарова “уникальным” (Слайд 16), помогал ему в организации концертов в лучших клубах. И внезапно – смерть в нелепой автокатастрофе.

А требование, как обязательность введения регионального компонента в выступления ресторанных коллективов, возымело положительное значение: синтез джаза и башкирского музыкального фольклора в творчестве Марата Юлдыбаева и руководимого им ансамбля “Дустар” принесли всемирную известность такому явлению, как башкирский джаз. Позднее их примеру последовали Олег Киреев и группа “Орлан”.

На протяжении определенного времени вы работали над созданием электронных презентаций по данной теме. И сегодня мы увидим плоды ваших трудов.

Пожалуйста!

Пока ребята готовятся мы споем песню композитора М. Минкова “Старый рояль”.

Презентация № 2.

(Разработали: М. Вадим, А. Диана, М, Екатерина.)

Тема. Башкирский джазовый ансамбль “Дустар”.

Презентация 2, Слайд 1.

Организатором первого профессионального башкирского джазового ансамбля “Дустар” (в переводе с башкирского – друзья) является саксофонист Юлдыбаев Марат Хадиевич (Слайд 3). Юлдыбаев Марат в 1973 году окончил Уфимский авиационный институт, а в 1978 училище искусств по классу саксофона. В 1975 году организовал первый джаз-ансамбль, с которым выступал на нескольких отечественных фестивалях (Куйбышев, Ярославль). В 1982 году организовал ансамбль “Дустар” (Слайд 4), который приобрел широкую известность не только выступлениями на фестивалях, но и своим оригинальным репертуаром, построенном на элементах джаз-рока и башкирского (частично и татарского) фольклора. Уникальность творческого облика коллектива состояла в успешном синтезировании башкирского народного мелоса и современного джаза (Слайд 5). Вот состав джазового ансамбля “Дустара” в начале 90-х годов (Слайд 6).

Ансамбль “Дустар” записывал также эстрадную музыку башкирских авторов.

С середины 90-х годов выступает за рубежом, в основном в Азии. Ансамбль гастролировал по разным странам (Слайд 7), записывался на диски (Слайд 8), с завидным постоянством становился лауреатом всевозможных джазовых фестивалей (Слайд 9). Игра отличается выразительностью и красотой звучания, богатством тембровой палитры, мастерством импровизации. В репертуаре Марата джазовая классика, обработки башкирских народных песен, аранжировки и сочинения различных композиторов, собственные композиции. В своих композициях он добился органичного сплава народной башкирской музыки и джаза.

Лучшие композиции ансамбля “Дустар” – это “Фарватер”, “Каменный рыцарь”, “Жизнь, борьба, победа”, “Сабантуй”, “Соловей”.

Композиция на тему башкирской народной песни “Соловей” слушание.

Анализ.

Ансамбль “Дустар” участвовал в фестивалях и гастролировал по США (Слайд 10). Выступал в совместных концертных проектах с лидерами мирового джаза.

Организатор и участник международного джаз-фестиваля (Слайд 11).

За вклад в музыкальное искусство М. Юлдыбаеву было присвоено звание заслуженного артиста Башкортостана (Слайд 12).

Республиканское руководство сознавало, что с именем саксофониста, композитора, аранжировщика, преподавателя связан общий подъем музыкального искусства в Башкирии. Пропагандист песенного творчества башкирских композиторов, неутомимый джазовый импровизатор, Юлдыбаев являет собой сегодня тип универсального музыканта – деятеля нашей богатейшей многонациональной культуры (Слайд 13).

В Уфе существовал мощный джазовый коллектив с простым и очень теплым названием “Дустар”. Но случилось так, что ныне “Дустар” – это, пусть и славная, но уже история нашей музыкальной культуры, а руководитель “Дустара” – почти легенда уфимского джаза: много лет назад они уехали в Таиланд, где судьба их сложилась весьма удачно (Слайд 14). М. Юлдыбаев друг тайского короля (кстати, музыканта и композитора), которому давал уроки игры на саксофоне. Ныне он играет в джазовом баре при бангкокском отеле The Mandarin Oriental Hotel (Слайд 15). Работа в Таиланде у мэтра весьма напряженная – каждый вечер, семь дней в неделю… Единственная возможность для него получить небольшой отпуск возникает при одном условии – если найдет себе замену, что случается совсем нечасто. Чем не показатель колоссальной востребованности музыканта? И все же он старается хоть ненадолго приезжать в Уфу, поскольку здесь и родные, и друзья, да и нередко Марата Юлдыбаева приглашают участвовать в самых разных джазовых концертах и фестивалях.
М. Юлдыбаев, как настоящий джазовый музыкант, ко всему в жизни относится с философской мудростью. Он говорит: “Надо стараться сделать как можно больше, пока живем. Я с удовольствием живу и играю музыку”.

Презентация № 3.

(Разработали: учащиеся 8 В класса М. Вадим, Н. Айсылу, Т. Екатерина, Ш. Рустам.)

Тема. Они были первыми.

Презентация 3, Слайд 1.

Он мог бы стать образцовым кабинетным ученым, но его привлек джаз. Впрочем, джаз, как и наука – удел избранных. Георгий Павлович Маркоров (“Палыч”)один из создателей эстрадного отдела Уфимского училища искусств (УУИ) (Слайд 3), где преподавал 25 лет. А в 1975 г. при УУИ Г. Маркоров создал эстрадно-джазовый оркестр и 15 лет руководил им (Слайд 4).

В 1984 г. оркестр занял почетное второе место и получил звание лауреата I Всероссийского смотра-конкурса, в котором выступили 23 коллектива из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов (Слайд 5).

УУИ окончили многие ныне прославленные в мире джазовые музыканты. На сегодняшний день оркестром УУИ управляет Андрей Чепурин. Биг-бенд УУИ – неизменный участник джазовых концертов и фестивалей, проходящих в столице республики. Андрей Чепурин сплотил вокруг себя настоящих энтузиастов, они участники проекта “Остров джаз”, обладатели Гран-при конкурса молодых исполнителей джазовой музыки “Огни Уфы”.

Биг-бенд УУИ под руководством А. Чепурина (просмотр видео).

Анализ.

В 1998 году был создан эстрадно-джазовый оркестр Башкирской Государственной филармонии (БГФ) (Слайд 6) по инициативе известного джазового музыканта Олега Киреева и певца Рината Баимова при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан и предложили возглавить его Заслуженному работнику культуры РБ Г. Маркорову (Слайд 7).

Пришлось оставить УУИ и взяться за самую тяжелую работу в джазе – стать главным дирижером, руководителем и аранжировщиком большого оркестра.

Для Г. Маркорова работа в этом коллективе стала одной из граней его творческой деятельности. Работе с оркестром Г. Маркоров отдавал все свое время, силы и здоровье. Оркестр играл не только в филармонии, но в учебных заведениях и на предприятиях, в городах и районах республики, участвовал в джазовых фестивалях (Слайд 8). Оркестр под руководством Маркорова стал украшением филармонии и города Уфы в целом. Прекрасно подобранный репертуар с восторгом принимается публикой и собирает полные залы слушателей – здесь и зажигательная музыка зарубежных композиторов (Слайд 9), джазовые произведения в обработке Г.Маркорова. Оркестр выступает с корифеями джазовой музыки (Слайд 11). Огромный интерес зрителей вызывает исполнение зарубежных и русских популярных произведений ведущими солистами республики (Слайд 12) в сопровождении эстрадно-джазового оркестра. Не одному десятку человек он передал это тонкое ощущение раскачивания и свинга, ритмической пульсации (Слайд 13). Всех его учеников, прямых и косвенных, невозможно перечислить. Его отец также был организатором оркестров и страстным джазменом, так что ничего из ничего не рождается. Маркоров был яркой, творческой личностью, музыкантом-новатором. Старым мелодиям он придавал современное звучание. Всегда в поиске, он вводил в звучание оркестра новые ритмы и аранжировки. Внешне суровый, он всегда был готов помочь, поделиться знаниями. Всю жизнь учил других и учился сам. Брать интервью у него было трудно – о себе говорил мало, больше о партнерах. Он был человеком слова, обещания всегда выполнял; имел право сказать о себе: “честь имею”. Немногие знали, что в последнее время ему приходилось вести концерт, петь скэтом и играть, находясь на диете, превозмогая боль. Маркоров – учитель, пианист, дирижер, композитор, аранжировщик – останется в нашей памяти образцом Человека и олицетворением уфимского джазмена!

Сегодня коллективом руководит лауреат Международных конкурсов Олег Валерьянович Касимов (Слайд 14).

Эстрадно-джазовый оркестр БГФ п/у Олега Касимова (просмотр видео).

Презентация № 1 (презентация учителя).

Сегодня каждый город в нашей стране, претендующий на статус джазового”, имеет своих энтузиастов-музыкантов и свой фестиваль. В подобный список городов входит и столица Башкортостана. В Уфе ежегодно проводятся джазовые фестивали и конкурсы, которые охватывают практически все возрасты (Слайд 17).

Д/з. На следующем уроке мы увидим работы по теме: “Джазовые фестивали города Уфы”.

Ваши проекты показали, что вы люди творческие, обладающие логическим мышлением и музыкальным вкусом, умеющие ставить перед собой задачи и выполнять их.

Вопросы обучающимся:

  1. Сколько времени заняло у вас создание проектов?
  2. Какие вы испытывали трудности при создании проектов?
  3. Понравилась ли вам работать над проектом?

Рефлексия:

Справились ли вы с задачами, поставленными на уроке?

Оценивание.

Спасибо за вашу работу. Думаю, что основы проектной деятельности очень пригодятся вам в жизни (Слайд 18).