Тип урока: смешанный.
Этапы урока:
- Организация начала урока.
- Подготовительный этап: постановка цели.
- Основной этап:
– Актуализация знаний,
– Систематизация и обобщение новых знаний,
– Решение задач стандартного типа. - Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Цели урока:
- образовательные:
– сформировать понятие компьютерной графики; изучить и показать особенности цветовых моделей компьютерной графики; научить разделять цветовые схемы в зависимости от представленного изображения; развить представления о видах компьютерной графики; - развивающие:
– формировать интерес к учению;
– развивать познавательные интересы, творческие способности;
– прививать исследовательские навыки; - воспитательные:
– воспитание активности учащихся;
– обеспечение сознательного усвоения материала.
Задачи урока:
Приобретаемые навыки детей:
- Знать основные характеристики моделей RGB, CMYK, HSB;
- Знать основные понятия по теме “Обработка графической информации”;
- Использовать графический редактор для определения цвета;
- Уметь решать задачи по данной теме.
Формы организации работы детей: устная, письменная, фронтальная.
Формы организации работы учителя: объяснение нового материала; фронтальный опрос, контроль выполнения заданий.
Технологические особенности:
Оборудование урока:
- компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office XP;
- мультимедийный проектор;
- программа-презентация по теме урока;
- дидактический материал.
Ход урока
1. Природа цвета. Восприятие цвета человеком.
Мы видим предметы потому, что они излучают или отражают свет.
Свет – электромагнитное излучение.
Цвет характеризует действие излучения на глаз человека. Таким образом, лучи света, попадая на сетчатку глаза, производят ощущение цвета.
Излучаемый свет – это свет, выходящий из источника, например, Солнца, лампочки или экрана монитора.
Отраженный свет – это свет, “отскочивший” от поверхности объекта. Именно его мы видим, когда смотрим на какой-либо предмет, не являющийся источником света.
Излучаемый свет, идущий непосредственно от источника к глазу, сохраняет в себе все цвета, из которых он создан. Но этот свет может измениться при отражении от объекта (рис.1).
Рис. 1
Подобно Солнцу и другим источникам освещения, монитор излучает свет. Бумага, на которой печатается изображение, отражает свет. Так как цвет может получиться в процессе излучения и в процессе отражения, то существуют два противоположных метода его описания: системы аддитивных и субтрактивных цветов.
2. Цветовая модель RGB.
Каждый из цветов R-Красный, G-Зеленый и B-Синий имеют один из 256 уровней интенсивности. Эту систему еще называют аддитивной, потому что с увеличением яркости отдельных цветов результирующий цвет тоже становится ярче.
На рисунке (рис.2) показано, как смешиваются цвета, например красный + зеленый, дает желтый, а красный, + синий, даст фиолетовый. При равной интенсивности всех трех цветов, получаются градации серого, при максимальной яркости – белый, при отсутствии – черный.
Рис.2
С точки зрения редактирования изображения на экране компьютера, эта цветовая модель является наиболее удобной, так как обеспечивает доступ ко всем 16 миллионам цветов, которые могут быть выведены на экран. Недостатком этой системы RGB является то, что не все цвета, созданные в этом режиме могут быть выведены на печать.
3. Цветовая модель CMYK.
CMYK в отличие от RGB является субтрактивной системой, то есть на бумаге, максимальная яркость дает черный цвет, а отсутствие – белый, в этом их принципиальное различие. Раскладывается она тоже по-другому, на С(Cyan – голубой), M(Magenta – пурпурный), Y(Yellow – желтый) и B(blacK – черный). Эта система используется для печати, поэтому если вы на компьютере редактируете изображение в режиме RGB, перед печатью переведите его в режим CMYK.
На рисунке (рис.3) показано, как смешиваются цвета в этой системе. Голубой + пурпурный дают глубокий синий цвет, пурпурный + желтый, дают ярко-красный, желтый + голубой – зеленый. Голубой, пурпурный и желтый образуют грязно-коричневый цвет. Черный делает любой цвет более темным, отсутствие красителя дает белый.
Рис.3
Интересная особенность этой системы в том, что, не смотря на то, что количество каналов у CMYK целых четыре, и каждый из них содержит 256 градация яркости, цветовое пространство CMYK уже, чем у RGB. Типографские краски не могут передать все цвета RGB, поэтому визуально насыщенность CMYK ниже, чем у RGB.
Собственно, для получения полной палитры требуется 3 цвета: С(Cyan – голубой), M(Magenta – пурпурный), Y(Yellow – желтый). Черный (Black) используется для усиления черного, из-за недостаточно качественной накатки полиграфических машин.
Еще один из моментов при работе в этом цветовом режиме такой, для точного соответствия цветового отображения рисунка на мониторе и на бумаге, при печати, необходимо очень хорошо откалибровать монитор, потому, что очень часто, то, что вы сделаете на мониторе, на бумаге будет выглядеть совсем по другому.
4. Цветовая модель HSB.
Следующая система, которая используется в компьютерной графике, система HSB. Растровые форматы не используют систему HSB для хранения изображений, так как она содержит всего 3 миллиона цветов.
В системе HSB (рис. 4) цвет разлагается на три составляющие:
HUE (Цветовой тон) – частота световой волны, отражающейся от объекта, который вы видите.
SATURATION (Насыщенность) является чистотой цвета. Это соотношение основного тона и равного ему по яркости бесцветно серого. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще. Чем меньше насыщенность цвета, тем он нейтральней, тем труднее однозначно охарактеризовать его.
BRIGHTNESS (Яркость) это общая яркость цвета. Минимальное значение этого параметра превращает любой цвет в черный.
Рис.4
При работе в графических программах с ее помощью очень удобно подбирать цвет, так как представление в этой модели цвета согласуется с его восприятием человеком
К уроку прилагается презентация (Презентация), в которой использованы материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Приложение1, Приложение2, Приложение3)
Рекомендации:
- Для объяснения темы урока предназначены слайды презентации с 1 по 17.
- После пройденной темы, для закрепления материала ученики самостоятельно работают со слайдами 19, 20, 21 и выполняют практическую работу. (Приложение 1)
- Слайды презентации с 22 по 30 посвящены разбору задач из ЕГЭ по данной теме.
- Домашнее задание. (Приложение 2)