Вид урока: изучение новой темы с элементами лабораторной работы
Цели и задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся со строением микроскопа и назначением его частей; обучить практическим навыкам работы с микроскопом; научить рассчитывать увеличение микроскопа.
- Развивающие: развивать навыки анализа изученного материала и навыки самостоятельного решения проблемных ситуаций.
- Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям и интерес к предмету, бережное отношение к школьному имуществу.
Межпредметные связи:
- Физика (устройство оптических приборов);
- Математика (математические расчетные действия);
- Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов зрения);
- История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);
- Литература (связь с темой урока рассказа В.Шукшина “Микроскоп”).
Длительность: 45 минут.
Оборудование к уроку: учебник “Природоведение”, 5 класс, авторы Т.С. Сухова, В.И.Строганов, опросные карточки для проверки домашнего задания, световые микроскопы для каждого учащегося, готовые микропрепараты для рассматривания под микроскопом, таблица “Увеличительные приборы”, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие):
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Повторение изученного.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами разговаривали о том, как идет жизнь на нашей планете и выяснили, что у каждого живого существа на Земле есть родители. Сейчас мы с вами поиграем в развивающую игру “Как называют ребяток – зверяток?” и выясним, как называют детенышей тех или иных животных. Итак, … (учитель называет животное, а ученики – названия их детенышей):
Волк – (волчонок);
Медведь – (медвежонок);
Лошадь – (жеребенок);
Белка – (бельчонок);
Индюк – (индюшонок);
Еж – (ежонок);
Корова – (теленок);
Овца – (ягненок);
Свинья – (поросенок);
Собака – (щенок);
Кошка – (котенок);
Курица – (цыпленок).
– Хорошо. А теперь проверим, как вы усвоили изученную на предыдущем уроке тему. Перед вами опросные карточки, представляющие тестовые задания. Тест состоит всего из 5-ти заданий. Соответственно, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл в свою оценочную копилку.
1-й вариант:
1) Биология – это:
- – наука о живом;
- – наука, изучающая явления в живой и неживой природе;
- – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
2) Все живые организмы обладают такими свойствами:
- – дыхание, питание, рост, развитие, размножение;
- – дыхание, питание, рост, передвижение, размножение;
- – дыхание, питание, рост, развитие, способность к играм.
3) Продолжительность жизни разных живых организмов:
- – различная;
- – одинаковая;
- – оба ответа верны.
4) Откуда появляются новые живые организмы?
- – от родителей;
- – их приносит аист;
- – из капусты.
5) Ученый, доказавший опытным путем, что у каждого живого существа есть родители – это:
- – Франческо Реди;
- – ван Гельмонт;
- – Михаил Ломоносов.
2-й вариант:
1) Наука о живом – это:
- – физика;
- – биология;
- – биофизика.
2) Человек может прожить:
- – до 1500 лет;
- – до 115 лет;
- – до 15 лет.
3) Головастики появляются:
- – у бабочек;
- – у лягушек;
- – у головоногих моллюсков.
4) Кто ошибочно считал, что мыши появляются из грязной рубашки и горсти зерна?
- – Франческо Реди;
- – ван Гельмонт;
- – Антуан Лавуазье.
5) У каждого живого существа есть:
- – руки и ноги;
- – родители;
- – головной мозг.
Проведем самопроверку: поменяйтесь работами и проведите проверку – в 1-м варианте правильными будут ответы под буквой “А”, а во 2-м под буквой “В”.
3. Изучение нового материала.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что на нашей планете существует огромное разнообразие живых организмов. Так же вы знаете, что все живые организмы обладают рядом общих свойств: они могут дышать, питаться, расти, развиваться и так далее. Но как познать суть этих свойств? Нужно всесторонне исследовать тот организм, который нас заинтересовал. И хорошими помощниками в этом нам будут увеличительные приборы. Итак, тема нашего урока – “Прибор, открывающий “невидимое”. Речь пойдет о микроскопе, кроме того, мы познакомимся и с некоторыми другими увеличительными приборами (Слайды 1–9).
Какова же история открытия увеличительных приборов (Слайд 10)? Когда появились первые увеличительные приборы точно не известно. Так, при археологических раскопках, проводившихся на территории Древнего Вавилона, ученые находили двояковыпуклые линзы – самые простейшие оптические приборы. Эти линзы были изготовлены из отшлифованного горного хрусталя. Первые микроскопы, изобретенные человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбургу, что в Голландии, и связывают с именем Захария Янсена (Слайд 11), который занимался изготовлением очков. Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей (Слайд 12) представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал “оккиолино”. Годом спустя его друг Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин “микроскоп”.
Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком (Слайд 13). Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (Слайд 14), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов.
Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли ученые России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным (Слайд 15). Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский ученый М.В.Ломоносов. Его считают первым российским ученым, который постоянно использовал этот прибор в своих разнообразных опытах и исследованиях. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям (Слайды 16–21).
4. Физкультминутка (Слайд 22). Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая позволит вам немного отдохнуть и расслабиться.
5. Выполнение лабораторной работы “Устройство микроскопа, правила работы с микроскопом”.
Ребята, в рассказе Василия Шукшина “Микроскоп”, написанном им в 1969 году, рассказывается, как деревенский столяр Андрей Ерин купил мечту всей своей жизни – микроскоп – и поставил своей целью найти способ извести на земле всех микробов, поскольку искренне считал, что, не будь их, человек мог бы жить более ста пятидесяти лет. Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы спасти мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы. Неизвестно, каких высот достигли бы исследователи, да произошло некое досадное недоразумение, и Андрею пришлось расстаться с микроскопом. Для людей многих профессий микроскоп – это необходимое оборудование, без которого выполнение многих исследований и технологических операций просто невозможно. Ну а в “домашних” условиях этот оптический прибор позволяет всем желающим расширить границы своих возможностей, заглянув в “микрокосмос” и исследовав его обитателей. Давайте же и мы с вами попробуем стать исследователями окружающего мира и первым делом познакомимся с устройством микроскопа и правилами, которые необходимо соблюдать при работе с ним (Слайды 23–31).
Поработаем с микроскопами, расположенными перед вами. Помня о правилах работы с микроскопом, попробуйте рассмотреть изображения на выданных вам микропрепаратах. Но перед работой мы должны выяснить, каково увеличение нашего микроскопа, ведь любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает прибор, с которым он работает. Как это узнать? Увеличение окуляра и объектива определяют по цифрам на их оправах, затем эти цифры перемножают и получают общее увеличение микроскопа. Предлагаю вам подсчитать увеличение микроскопов, стоящих перед каждым из вас. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школе на уроке это делает учитель.
6. Закрепление знаний.
- Назовите части светового микроскопа;
- Как определить увеличение микроскопа?
7. Подведение итогов урока (Слайд 32):
- Рефлексия: понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Хотели бы вы стать исследователями окружающей среды? Что бы вам хотелось исследовать под микроскопом?
- Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание: § 22, выучить части микроскопа и правила работы с микроскопом.
Использованные источники:
- http://www.shishlena.ru
- https://urok.1sept.ru
- http://pedsovet.su
- http://www.darwin.museum.ru
- http://cor.edu.27.ru
- http://www.kinonews.ru
- http://www.eelmaa.narod.ru
- http://ru.wikipedia