Открытый урок по литературному чтению "Г.Скребицкий "Синица""

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствовать навыки беглого чтения;
  • провести работу над содержанием рассказа;
  • учить различать сказочное и настоящее;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: портрет Г. Скребицкого, таблица «Синицы», выставка книг с произведениями Г. Скребицкого, картинки для групповой работы, звукозапись голоса синицы.

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Жужжащее чтение (отработка навыка быстрого чтения).

2. Индивидуальное задание.

1) В. Бианки «Зинька». Синичкин календарь. Февраль.

Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода.
«Вот и весна начинается»,- решила Зинька. Обрадовалась и запела звонко:
– Зинь-зинь-тан! Зин-зинь-тан! Скинь кафтан!
– Рано, пташечка, запела, – сказал ей Старый Воробей. – Смотри, сколько ещё морозу будет. Ещё наплачемся…

2) И. Северянин «Её питомцы».

Она кормила зимних птичек,
Бросая крошки из окна.
От их весёлых перекличек
Смеялась радостно она.

Когда ж она бежала в школу,
Питомцы, слыша снега хруст,
Ватагой шумной весёлой
Неслись за ней с куста на куст!

3. Конкурс на лучшее чтение стихотворения А. Фета «Печальная берёза»

– Почему берёза печальна?

– С чем сравнивает автор концы ветвей?

– Что может огорчить автора?

(Учащиеся оценивают ответ товарищей, учитель подводит итог, выставляет оценки.)

III. Сообщение темы и цели урока.

– Перенесёмся в весну, послушаем и скажем, чей голосок (звукозапись голоса синицы).

– Тема: Г. Скребицкий «Синица».

– Прочитаем рассказ и поработаем над его содержанием.

IV. Работа над материалом урока.

1. Сообщение учителя о Г. Скребицком (портрет).

Георгий Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Детские годы прошли в городе Чернь и детские впечатления от неяркой природы этих мест остались в памяти. Окончив школу, Георгий Алексеевич учится в Москве в Институте слова, затем в лесотехническом институте, по окончании работает биологом. Но главным делом Скребицкого становится литературное творчество. Он пишет для детей о природе. В своих произведениях Георгий Алексеевич учит детей видеть красоту, многообразие природы, не воевать с ней, а найти в ней своё место.

Рассказы Скребицкого вы найдёте в книгах, представленных на выставке.

2. Работа над рассказом.

1) Работа начинается с оглавления Г. Скребицкий «Синица».

– Что вы знаете о синицах? (Высказывания детей.)

– Синица ремез – перелётная птица. Делает два гнезда в виде рукавичек. Птицы очень шустрые и подвижные.

– Синицы бывают большие, лазоревка, длиннохвостая, хохлатая.

2) Дополнение учителем рассказа (табл. «Синицы»)

Синицы, которые живут в нашей местности – кочевые. Летом живут в лесу, зимой прилетают к жилью человека. Едят синицы мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. Едят они и дождевых червей. Могут склевать грушу, ягоды, но привлекает синиц не мякоть, а семена. У самочки оперенье не яркое, а самец нарядный.

3) Чтение учителем рассказа, дети карандашом отмечают незнакомые слова, отвечают на вопрос:

– Что нового узнали о синице?

4) Словарная работа.

  • Неприхотлива – не требовательна
  • Недаром – не без цели
  • Зорким – хорошо видящим
  • Шильце – инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы на рукоятке
  • Бархат – плотная шёлковая ткань с мягким, гладким и густым ворсом.

5) Чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному:

– Как автор описывает синицу?

– Какой вред приносят жучки и гусеницы?

– Почему синицу называют сторожем сада?

– Почему зимой синица неприхотлива к еде?

– Какое любимое лакомство синицы?

6) Самостоятельная работа (Выборочное чтение. Вопросы записаны на доске.)

– Какую пользу приносят синицы?

– Как помочь птицам зимой?

– Как синица ест любимое угощение?

Физкультминутка (зрительная, по В. Базарному) Отгадать загадки, найти отгадки (рисунки птиц на стенах класса).

  1. Непоседа пёстрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.

  2. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика.

  3. Кто в беретке ярко-красной
    В чёрной шапочке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит?

  4. Как откроет рот – кошмар!
    Только слышно: «Кар-кар-кар!»

7) Проверка самостоятельной работы.

8) Проверка индивидуального задания. Послушайте произведение В. Бианки «Зинька».

– Какой это литературный жанр?

– Докажите, что это сказочный персонаж.

– Почему синицы из рассказа Г. Скребицкого настоящие?

– Послушайте стихотворение И. Северянина «Её питомцы».

– Что общего в рассказе, сказке, стихотворении? (О птицах, зимой им надо помочь.)

9) Групповая работа.

Ученики вспоминают правила работы в группах. (Правила записаны на доске.)

Объединяйтесь по группам быстро и тихо.

Приготовьте необходимые материалы.

Говорите тихо.

Слушайте, когда кто-то говорит.

Знайте своё задание.

Оставайтесь в группе, пока вам не указано делать другую работу.

Дети делятся на группы постоянного состава, учитель назначает ответственного.

Задание: по каждой картинке составить 3–4 предложения.

 

10) Проверка групповой работы.

V. Обобщение.

– Что узнали о синицах?

– Почему зимой нужно кормить птиц?

VI. Д.з.

стр. 117–118, читать, отвечать на вопросы.

VII. Итог урока.

Как оцениваете свою работу на уроке? (Дети показывают карточки «Настроение»)