Уроки русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


В данной статье предлагаются разработки двух уроков с использованием учебника русского языка Л.М. Зелениной. Типы уроков: введение нового материала, закрепление нового материала. На данных уроках активизируется мыслительная деятельность учащихся, обогащается их словарный запас. Уроки включают учебный материал с проблемными заданиями, игровыми фрагментами, шутками, что не вызывает особого напряжения и утомления учащихся.

Урок №1 по теме: «Правописание парных согласных в корне слова. 2 класс»

Цели урока:

Образовательные:

  • восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  • формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • формировать связную устную речь учащихся;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать познавательную деятельность учащихся, через
  • развитие памяти, внимания учащихся;
  • способствовать развитию творческой активности;

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
  • воспитывать культуру поведения в классе;
  • воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности;

Здоровьесберегающие:

  • создавать благоприятный психологический климат в классе;
  • поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;
  • формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.

Тип урока: введение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование для учителя: SMART-доска, карточки с тестами для закрепления, жетоны.

Оборудование для учащихся: учебник ”Русский язык” Л.М. Зелениной, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, веера с парными согласными.

ТСО: компьютер, SMART-доска, фонограмма песни «Мы едем, едем, едем.»

Ход урока

I. Организационный момент (1,5 мин.)

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок.

Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь

– Прочитайте сегодняшнее число. На какую орфограмму в записи числа обратили внимание.

– Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие.

– По пути нас ждут разные испытания, но я уверена, что все вместе мы с ними справимся.

– Правильные и полные ответы будут оценены жетонами.

– И для начала отгадайте, на чем мы будем путешествовать.

Через лес и горный пояс
Мчит друзей весёлый … (поезд)

II. Чистописание (2,5 мин.)

– Пропишите буквы П, п.

– Но прежде чем писать, давайте разомнем пальчики:

(Пальчиковая гимнастика)

  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук;
  • Упражнение с замком «Солнечные лучи»;
  • Разведение пальцев в стороны «Ножницы»;
  • Сильное полусгибание и разгибание пальцев «Коготки»;
  • Встряхнуть кистями рук «Стряхнули воду с пальчиков рук»

III. Определение темы урока (6 мин.)

– Чтобы сесть на наш поезд нужно выполнить фонетический анализ слова «поезд» (1 уч-ся у доски, остальные в тетради)

Поезд – 2 слога,1 сл. Уд.
п – [п] – сог., глух., тв.
о – [о] – гл., уд.
е – [й] – согл., зв., мяг.
[о] – гл., без уд.
з – [с] – сог., глух., тв.
д– [т] – сог., глух., тв.
5 б., 6 зв.

(На доске и в тетради – поезд – [п о й э с т ])

– Чем отличается написание и произношение слова «поезд» (5 б. 6 зв.)

– Почему? (Буква «е» обозначает два звука)

– Найдите еще отличия. (Пишем «з», «д»,а произносим [c], [т])

– Почему? (Парные согласные на конце слова)

– Какие парные согласные вы знаете? Запишем парами на доске.

– Почему мы их проверяем?

– В какой части слова нужно проверять парный согласный?

– Сегодня на уроке мы будем учиться проверять парный согласный в корне слова.

IV. Работа по теме урока (11 мин.)

– Сейчас мы проследуем через станцию «Родственная». На этой остановке нужно подобрать к слову «поезд» – родственные слова. (учащиеся подбирают и по – одному выходят и записывают слова) Поезд – поездка, ездить, переезд, выезд, проезд, въезд.

– Выделить корень во всех словах.

– Подумайте, в каких словах написание парных согласных в корне расходится с произношением? (Поезд, поездка, переезд, выезд, проезд, въезд)

– Почему? (Перед [к] и на конце слова парные согласные оглушаются).

– Выберите проверочные слова (ездить)

– Как вы думаете, почему это слово является проверочным? (Потому что парные согласные произносятся отчетливо)

– Почему они произносятся отчетливо? (После парного согласного стоит гласный)

– Сделайте вывод о том, как проверить парный согласный в корне.

Парные согласные –
Самые опасные.
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй.

– Следующая станция «Проверочная»

– Выберете проверочное слово.

– Объясните свой выбор. (Учащиеся по-одному выходят к доске.) Образец: сторожить – сторож

  • … – ма. зь |замазка, мазать, мазкий
  • … – де. | прадед, дедка, дедушка
  • … – бо. | набок, боковой, вбок
  • … – голу.ь | голубок, голубчик, голубка
  • … – рука. | рукавчик, рукава, безрукавка

V. Физминутка (под музыку) (1,5 мин.)

Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые соседи, счастливые друзья.
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая.
Вот компания какая!

VI. Закрепление (15 мин.)

Следующая наша остановка станция «Внимательная».

1) Игра со словами (поднять веер)

Хлеб, флаг, остров, абрикос, шарф, глаз, багаж, браслет, бутерброд, клюв;

– Я называю слово, а вы покажите ту букву, которую нужно написать. Назовите проверочное слово.

2) – Откройте учебник на стр. 87, найдите упр. 50.

– Прочитайте задание. Расставьте карандашом номера строчек.

– Прочитайте полученное стихотворение.

– Значение какого слова непонятно? (валежник)

– Подумайте, от какого слова образовано слово «валежник»?

– Правильно, от слова «валить».

– Валежник-это лежащие на земле деревья. Валежник образуется при отмирании дерева или буреломе.

– Найдите слова с парными согласными, требующими проверки.

– Запишите получившийся текст, парные согласные, которые нужно проверять подчеркните.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

– И последняя остановка нашего пути «Тестовая».

Тест на закрепление

I вариант

  1. Произношение какого согласного может расходиться с его обозначением на письме?
    1) б;
    2) м;
    3) н.

  2. прочитайте однокоренные слова. Укажите слово, в корне которого парный согласный надо проверять.
    1) зубик;
    2) зуб;
    3) зубастый.

  3. Ученик подбирал к словам проверочные слова. Укажите его ошибку.
    1) лес – леса;
    2) хлеб – хлебец;
    3) сторож – сторожка.

  4. Прочитай стихотворение. Сколько в нем слов с парными согласными, требующими проверки.
    Ваня, Ваня – простота,
    Купил лошадь без хвоста,
    Сел задом наперед
    И поехал в огород.
    1) 2 слова;
    2) 3 слова;
    3) 4 слова.

II вариант

  1. -// – // – //
    1) р;
    2) з;
    3) л.

  2. -// – // – //
    1) хлеб;
    2) хлебный;
    3) хлебушек.

  3. -// – // – //
    1) снег – снеговик;
    2) глаз – глазки;
    3) арбуз – арбузы.

  4. -// – // – //
    Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле.
    На озерах треснул лед, будто раскололи.
    1) 2 слова;
    2) 3 слова;
    3) 4 слова.

– Проверим. Поменяйтесь работами. Я буду читать задания и правильный ответ, а вы ставьте рядом с заданием + или -

VII. Итог урока (1,5 мин.)

– Понравился ли вам урок?

– Чему учились на уроке?

– Посчитайте свои жетоны.

VIII. Домашнее задание (1мин.)

«Дидактический материал» с. 116 упр. 23

Урок №2 по теме: «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление. 2 класс»

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать связную устную речь учащихся;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;
  • развивать познавательную деятельность учащихся, через
  • развитие памяти, внимания учащихся;
  • способствовать развитию творческой активности;

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
  • воспитывать культуру поведения в классе;
  • воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
  • воспитывать у учащихся чувство ответственности и взаимопомощи;

Здоровьесберегающие:

  • создавать благоприятный психологический климат в классе;
  • поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;
  • формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.

Тип урока: закрепление нового материала.

Оборудование для учителя: SMART-доска, жетоны.

Оборудование для учащихся: учебник ”Русский язык” Л.М. Зелениной, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, веера с парными согласными.

ТСО: компьютер, SMART-доска.

Ход урока

I. Организационный момент (1,5 мин.)

Тренинг-настрой.

Всем говорю я: «Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
потому что в нем ВЫ и я!»

– Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний учащихся (1,5 мин.)

– Прочитайте сегодняшнее число. На какую орфограмму в записи числа обратили внимание.

– Правильные и полные ответы будут оценены жетонами.

III. Определение темы урока (1 мин.)

– Вспомните тему прошлого урока.

– Что вы знаете о парных согласных в корне слова?

Парные согласные –
Самые опасные.
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй.

– Сегодня мы продолжим учиться правильно, писать слова с парными согласными в корне.

IV. Словарная работа (5-6 мин.)

– Откройте словарик в конце учебника и найдите слова с парными согласными в корне.

– Работа в парах, продиктуйте друг другу по пять слов из словаря.

Слова: город, завод, карандаш, класс, медведь, морковь, платок, тетрадь, ученик, язык

(Взаимопроверка. Оценка результатов словарной работы.)

V. Работа по теме урока (10 мин.)

1) Анализ слова «указка».

– Что у меня в руке? (указка)

– Для чего нужна указка? (показывать что-либо)

– Что вы можете сказать о словах «указка» и «показывать»? (однокоренные)

– Запишите эту пару слов, выделите корень слов, назовите корень этих слов.

– Как пишутся корни в однокоренных словах? (всегда одинаково, независимо от произношения)

– Какое из этих слов будет проверяемым, а какое — проверочным?

2) Работа по учебнику с.88 упр. 51

VI. Физкультминутка (1,5 мин.)

Собирали мы грибки
На полянке у реки.
Кто в лукошко,
Кто в ладошки.
Ох, устали наши ножки.
Мы присели отдохнуть,
А потом в обратный путь.

VII. Закрепление пройденного (12 мин.)

1) – Прочитайте слова, записанные на доске. Что они обозначают? (Действия предметов)

– Превратите действие в предмет. Объясните написание всех орфограмм в корне полученных слов. (Учащиеся по-одному выходят к доске)

Слова:

  • завязывать –
  • находить –
  • ночевать –
  • подсказывать –
  • разведать –
  • шутить –

2) Прочитайте пословицы. Объясните их значение.

  • Собирай по Яго(д,т) ке, наберешь кузовок.
  • Грызут оре(ж,ш_)ки не для насме(ж,ш)ки.

– Подумайте, какие орфограммы пропущены?

– Подберите проверочные слова. Запишите пословицы.

3 )Письмо по памяти.

– Прочитайте стихотворение.

На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко,
Ребятишки у реки
Встали на зарядку.

– Назовите орфограммы, которые вы видите в этом тексте.

– Выучите стихотворение.

– Запишите по памяти.

VIII. Итог урока (1,5 мин.)

– Понравился ли вам урок?

Чему учились на уроке?

IX. Домашнее задание (1 мин.)

с. 90 упр. 54