Урок развития речи в 4-м классе. Сочинение. Автобиография

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для формирования у детей интеллектуально-познавательной, социальной, информационной и коммуникативной компетенций.

Задачи урока:

Познавательный аспект:

  • Познакомить детей с деловым стилем речи;
  • Формировать понятие «автобиография»;
  • Закрепить навыки правописания простых и сложных числительных;
  • Формировать умение составлять и записывать автобиографию в деловом стиле речи.

Развивающий аспект:

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
  • Способствовать развитию мыслительных операций;
  • Способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитательный аспект:

  • Способствовать воспитанию культуры устного и письменного общения.

Урок рассчитан на 2 часа: 1-й час урок – исследование, 2-й час – практическая работа по написанию автобиографии.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Сегодня, ребята, у нас урок развития речи. Какова главная задача этих уроков? (Развивать устную и письменную речь). Ведь именно по речи человека можно судить об уровне образованности человека, о степени его воспитанности и культуры. Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинения нового вида. Прежде нам нужно провести исследование по изучению нового стиля речи. Я думаю, что такая работа займёт более одного урока. Но, всё же, давайте будем стараться работать продуктивно. Я желаю вам, чтобы этот урок стал ещё одной ступенькой вверх на пути вашего саморазвития.

II. Оформление тетрадей.

III.Сообщение темы и цели урока.

– Тему сочинения, которое мы будем писать сегодня, вы назовёте сами, если переведёте на греческий язык слова: сам, жизнь, описание.

Одно из слов вы можете найти в словах: автограф, автомат, автомобиль.

Другое – в словах: биология, биофизика, биография

Третье – в словах: автограф, география, орфография.

На доске:

  • сам, я – авто
  • жизнь – био
  • описание – графо

Автобиография

Запишите название сочинения тетрадь. Стараемся писать красиво. Подчерк человека в письменной речи может многое рассказать об авторе: как он относится к тому, что будет читать написанное, уважает ли его. Аккуратен ли автор и прилежен.

IV. Актуализация знаний.

– Сформулируйте вывод. Что такое автобиография? (Автобиография – это описание своей жизни)

– Найдите в этом слове ещё одно слово. (Биография)

– Когда и где нам встречалось это слово? (Мы знакомимся с биографиями писателей на уроках литературного чтения)

– Сделайте ывод, чем автобиография отличаетсяя от биографии? (Биография – это описание жизни и творчества каких-то людей. Автобиография – это описание своей жизни.)

– Правильно ли будет сказать так: «Я сегодня написал свою автобиографию?» (Нет. «Я сегодня написал автобиографию». Нельзя написать автобиографию какого-либо лица.)

V. Организация исследовательской работы.

– Ребята, а как вы думаете, для чего нужно уметь составлять автобиографию?

– Умение писать автобиографию мне понадобилось в 1994 году, когда после окончания института устраивалась на работу в школу. Это один из документов, который храниться в личном деле каждого работающего человека.

Существует два вида биографий и автобиографий. Какие – вы узнаете сами, исследуя тексты, которые лежат у вас на парте.

Текст 1. Чтение хором – ученик – ученик – хором.

Любимых детских книг творец.
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 9 января 1904 года в городе Льгове тогдашней Курской губернии*. В семье учителя. Вскоре вся семья переехала в Арзамас, где будущий писатель учился в реальном училище*. А дальше в жизни А. Гайдара были революция и гражданская война.
В 1918 году, когда А. Гайдару не было и 14 лет, он вступил добровольцем в Красную Армию и на протяжении всей жизни чувствовал себя солдатом, воином, который должен защищать Родину, людей от врагов, несправедливости и подлости. В 15 лет после окончания Высшей стрелковой школы в Москве он становится командиром полка.
Однако, оставаться в рядах Красной Армии А. Гайдару долго не пришлось: помешало тяжёлое нервное заболевание, возникшее из-за переутомления и перенесённой контузии. Из армии пришлось демобилизоваться.
Свою первую повесть «В дни поражений и побед» А. Гайдар начал писать в феврале 1923 года. Первым произведением, принесшим признание писателю, был рассказ «Р.В.С.» (1926 год). Но писателю не была уготована долгая творческая жизнь. Сразу после начала Великой Отечественной войны А. Гайдар отправился на фронт в качестве корреспондента «Комсомольской правды». 26 октября 1941 года в селе Леплява (Украина) А. Гайдар, наткнувшись на фашистскую* засаду, был смертельно ранен. Но ценой собственной жизни писатель спас жизнь четырёх партизан.

Словарь*:

  • Губерния – часть области России, территориальная единица.
  • Реальное училище – учебное заведение, где основное место отводилось изучению технических наук.
  • Фашизм – идеология, основными чертами которой является насилие над массами.

Текст 2. Жужжащее чтение.

Я, Носова Ольга Владимировна, родилась в городе Темиртау 30 июля 1973 года.
Моя мать, Носова Людмила Егоровна, пенсионерка. Мой отец, Носов Владимир Павлович, пенсионер.
1980 году я поступила в первый класс неполной средней школы №22. В 1988 году перешла в среднюю школу №16. Окончила её в 1990 году. В том же году поступила в Карагандинский педагогический институт на факультет ПиМНО. Закончила институт с красным дипломом в 1994 году.
С сентября 1994 года работала учителем начальных классов средней школы №24. В сентябре 2010 года перешла на работу в КГУ «Гимназия №1 города Темиртау» в качестве учителя начальных классов.
Замужем, имею дочь 1997 года рождения.

21.09.11.
Носова О.В.

– Какой текст является автобиографией, а какой биографией?

– Почему вы так думаете? Обсудите в группе. Ответ напишите на листе. В левой части листа напишите, чем похожи эти два текста. В правой части – в чём их отличие.

Сходство Отличие
Жизнеописание · Биография написана от 3-го лица, автобиография от 1-го лица;
· Биография напоминает рассказ – художественный стиль, автобиография – документ – деловой стиль

От каждой группы заслушивается 1 ученик, делается вывод:

– Сегодня вы будете учиться писать автобиографию в деловом стиле. Определите, какую информацию содержит в себе моя автобиография (фамилия, имя, отчество, когда и где родилась, родители, когда и где училась, когда и где работала, семья.)

VI. Работа по составлению текста.

– Используя вышеперечисленную информацию, составьте план написания автобиографии для ученика 4-го класса.

Работа в группе 2 минуты. Обсуждение составленных планов.

2 минуты – самостоятельная работа по составлению автобиографии

2 минуты - работа в паре – 1 вариант рассказывает автобиографию 2-му варианту

2 минуты – работа в группе – 2 вариант рассказывает автобиографию группе.

В классе заслушиваются 2-3 автобиографии.

– ребята, встретилось ли имя числительное при составлении автобиографии? Назовите их.

VII. Физминутка.

– Выполняя физминутку, повторим написание простых и сложных числительных. Если в числительном, которое я называю, пишется Ь – вы приседаете, если он встретится 2 раза – 2 раза приседаете, если Ь не пишется – руки верх, потягиваетесь на носочках.

Четыре, шесть, семнадцать, семьдесят, пятнадцать, семьдесят семь, триста, сорок восемь, пять.

– Я желаю вам побольше пятёрок.

VIII. Орфографическая подготовка.

– Скажите, как написаны числительные в тексте автобиографии?(цифрами)

– При написании автобиографии все числительные вы можете тоже записывать цифрами.

Можем ли мы уже сейчас приступить к выполнению практической части урока? Насколько бы интересны не была ваша автобиография, если она написана с орфографическими ошибками, они расскажут о вас гораздо больше, чем вы о себе. Учёный Г. Шерементевский писал: «Орфография слова – есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о его происхождении». Как вы понимаете слова учёного?

– написание многих слов вы можете проверить, подобрав однокоренные слова; если слово проверить нельзя – посмотрите его написание в Орфографическом словаре, а если и там вы его не найдёте – оставьте опасное место открытым. Вот так: инж…нером.

– Посмотрите, как правильно написать название нашего металлургического комбината, ведь многие родители там работают.

АО «Миттал Стил Темиртау»

IX. Самостоятельная практическая работа учащихся.

– Думаю, что сейчас вы справитесь с практической работой – написание автобиографии. Те, кто испытывает трудности в составлении текста, могут взять у меня карточку-опору, оценивание такой работы уже будет с четвёрки.

X. Рецензирование работ.

Заслушиваются 2-3 автобиографии. Дети дают рецензию, оценивают работу.

XI. Итог.

– Интересна ли вам была работа, проделанная на уроке.

– Что наиболее понравилось, запомнилось?

– На каком этапе урока испытывали затруднения? Удалось ли справиться с ними? Каким образом?

XII. Домашнее задание:

поговорить с родителями о теме урока. Написать биографию своего дедушки или бабушки.