Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:
- Думай, кому говоришь.
- Что говоришь.
- Где говоришь.
- Зачем говоришь.
- Какие из этого будут последствия?
С позиции решения данной формулы необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.
Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".
Владеть речевым этикетом-значит:
- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;
- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;
- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;
- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.
Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.
К ним относятся:
1. четкая дикция и правильное произнесение
слова;
2. выразительность речи, в которой присутствуют
интонационное и темповое разнообразие, а также
разная степень громкости;
3. большой словарный запас и употребление слов
соответственно их значениям;
4. отсутствие слов, нежелательных в общении
(слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
5. употребление в речи не только односложных, но и
многосложных предложений;
6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику
вопросы и отвечать на вопросы;
7. умение пересказывать текст, а также составлять
собственные рассказы;
8. умение доказательно обосновывать свои
утверждения.
Цель: актуализация знаний о правилах речевого этикета.
Задачи:
- закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;
- повторять правила ведения беседы;
- побуждать к употреблению вежливых слов;
- формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;
- формировать дружеские отношения между детьми;
- воспитывать чуткое отношение к товарищам
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Ход занятия
1 | Вводная часть |
Слайд № 1 | Педагог:
- А помогут нам зверята-малыши. Отправимся к ним в гости. |
2 | Основная часть |
Слайд № 2 | Все при входе в детский сад Громко "здравствуй" говорят. - Как можно поприветствовать друг друга? Приветливо здоровайся и прощайся со взрослыми и детьми. |
Слайд № 3 | Не забудь слова прощания: "До новой встречи", "до свидания" Говорить при расставании. - Какими словами можно попрощаться? При окончании встречи говори слова расставания: "до свидания", "до новой встречи". |
Слайд № 4 | Приятно слышать всем в ответ Благодарность за обед. - Какие слова благодарности ты знаешь? Выходя из-за стола, не забывай поблагодарить за вкусный обед. |
Слайд № 5 | Есть волшебные слова: "Спасибо" и "пожалуйста". Говори их без конца, Всегда, мой друг, пожалуйста. - Что нужно ответить, если тебя поблагодарили? В ответ на слово "спасибо" обязательно говори "пожалуйста". |
Слайд № 6 | Если в гости ты пришел, Себя спокойно ты повел, Разговор ты поддержал - Значит, вежливым ты стал. - Как ты ведёшь себя, когда приходишь в гости? В гостях будь вежливым, веди себя спокойно, научись поддерживать разговор. |
Слайд № 7 | Не вини других в делах не очень-то
достойных. Умей признаться в них, дружок, и извинись спокойно. - За что бельчонок просит прощения у белки? Если вы нечаянно совершили не очень хороший поступок, обязательно извинитесь. |
Динамическая пауза. Начинается
разминка. Это нужная работа - |
|
Слайд № 8 | Ты в общественных местах Говори негромко. Ведь в общественных местах Ведут себя спокойно. - Куда пришли наши зверята? Почему нельзя шуметь в музее? В общественных местах веди себя сдержанно, разговаривай негромко. |
Слайд № 9 | Ты друзей не обижай, Вместе с ними ты играй. Обидно их не называй, А имена запоминай. - Почему обиделся мышонок? Что нужно сказать его друзьям, чтобы продолжить игру? Старайся не обижать друзей злыми словами, не говори обидных прозвищ. |
Слайд № 10 | Ты во взрослых разговор не влезай, Говорящего ни в коем случае не перебивай. - Правильно ли поступит малыш, если помешает разговору взрослых? Не перебивай говорящего, не вмешивайся в разговор взрослых. |
Слайд № 11 | Если просишь ты о чем-то, Говори "пожалуйста" очень четко. - Какие слова говорит щенок своему папе? Обязательно говори "пожалуйста", когда просишь о чем-либо. |
3 | Заключительная часть - Поблагодарим зверят за помощь. А теперь скажите, ребята (Ответы детей о правилах речевого общения). Детки в садике живут, |