Речевой этикет для малышей

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (923 кБ)


Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

С позиции решения данной формулы необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

Владеть речевым этикетом-значит:

- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

- соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

К ним относятся:

1. четкая дикция и правильное произнесение слова;
2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Цель: актуализация знаний о правилах речевого этикета.

Задачи:

  • закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;
  • повторять правила ведения беседы;
  • побуждать к употреблению вежливых слов;
  • формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;
  • формировать дружеские отношения между детьми;
  • воспитывать чуткое отношение к товарищам

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход занятия

1 Вводная часть
Слайд № 1 Педагог:

Обращаюсь к вам, друзья,
К тем из маленьких ребят,
Кто собрался в детский сад
Соблюдайте тишину,
Я рассказывать начну.

- А помогут нам зверята-малыши.

Отправимся к ним в гости.

2 Основная часть
Слайд № 2 Все при входе в детский сад

Громко "здравствуй" говорят.

- Как можно поприветствовать друг друга?

Приветливо здоровайся и прощайся со взрослыми и детьми.

Слайд № 3 Не забудь слова прощания:

"До новой встречи", "до свидания"

Говорить при расставании.

- Какими словами можно попрощаться?

При окончании встречи говори слова расставания: "до свидания", "до новой встречи".

Слайд № 4 Приятно слышать всем в ответ

Благодарность за обед.

- Какие слова благодарности ты знаешь?

Выходя из-за стола, не забывай поблагодарить за вкусный обед.

Слайд № 5 Есть волшебные слова:

"Спасибо" и "пожалуйста".

Говори их без конца,

Всегда, мой друг, пожалуйста.

- Что нужно ответить, если тебя поблагодарили?

В ответ на слово "спасибо" обязательно говори "пожалуйста".

Слайд № 6 Если в гости ты пришел,

Себя спокойно ты повел,

Разговор ты поддержал -

Значит, вежливым ты стал.

- Как ты ведёшь себя, когда приходишь в гости?

В гостях будь вежливым, веди себя спокойно, научись поддерживать разговор.

Слайд № 7 Не вини других в делах не очень-то достойных.

Умей признаться в них, дружок, и извинись спокойно.

- За что бельчонок просит прощения у белки?

Если вы нечаянно совершили не очень хороший поступок, обязательно извинитесь.

  Динамическая пауза.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились,
И еще раз повторили.
Приседаем все по счету,
1, 2, 3, 4, 5.

Это нужная работа -
Мышцы все тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с нами.

Слайд № 8 Ты в общественных местах

Говори негромко.

Ведь в общественных местах

Ведут себя спокойно.

- Куда пришли наши зверята? Почему нельзя шуметь в музее?

В общественных местах веди себя сдержанно, разговаривай негромко.

Слайд № 9 Ты друзей не обижай,
Вместе с ними ты играй.
Обидно их не называй,
А имена запоминай.

- Почему обиделся мышонок? Что нужно сказать его друзьям, чтобы продолжить игру?

Старайся не обижать друзей злыми словами, не говори обидных прозвищ.

Слайд № 10 Ты во взрослых разговор не влезай,

Говорящего ни в коем случае не перебивай.

- Правильно ли поступит малыш, если помешает разговору взрослых?

Не перебивай говорящего, не вмешивайся в разговор взрослых.

Слайд № 11 Если просишь ты о чем-то,

Говори "пожалуйста" очень четко.

- Какие слова говорит щенок своему папе?

Обязательно говори "пожалуйста", когда просишь о чем-либо.

3 Заключительная часть

- Поблагодарим зверят за помощь.

А теперь скажите, ребята
Из детского сада,
Какими надо быть,
А какими быть не надо?

(Ответы детей о правилах речевого общения).

Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Этикет здесь изучают,
Правила общения закрепляют.