Цели и задачи:
- Ввести понятие «неопределённая форма» глагола; учить образовывать её, отличать от других глагольных форм.
- Способствовать развитию познавательных процессов и речи; навыков самоконтроля и самооценки.
- Возбудить у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи. Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выписка из словаря, раздаточный материал.
Ход урока
Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность обучающихся | |||
1. Самоопределение к деятельности. | ||||
– Здравствуйте, ребята. – Посмотрите, что у меня на бейдже? Почему, как вы думаете? – Действительно, у меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его частичку передать вам, а вы – друг другу. Я надеюсь, что мы будем с вами работать дружно, творчески. (Слайд 1) |
– Солнышко. Весна, хорошее настроение. |
|||
2. Актуализация опорных знаний. | ||||
Минутка развития. яиголофром – Расшифруйте слово. Что оно обозначает? – А что вы делаете, если не знаете значения слова или сомневаетесь в правильности своих знаний о нём? |
Ученик у доски. Ответы детей. – Спрашиваем у учителя, родителей, находим в словаре. Читают выписку из словаря: Морфология – раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов. |
|||
– В русском языке проживают части речи, каждая из которых имеет свои особенности, как и человек.
(Слайд 2) – Какие вы знаете части речи? – Какую изучаете сейчас? |
– Имя существительное, имя прилагательное, глагол. – Сейчас мы изучаем глагол. |
|||
Теоретическая разминка. – Повторим знания о глаголе. Какие бы вы задали вопросы по теме «Глагол»? – А вот какие вопросы составила я: На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Как изменяется? Какую роль выполняет в речи? (Слайд 3) |
Ответы детей. Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Они изменяются по числам, временам, а в прошедшем времени по родам в единственном числе. «Оживляют» текст, передают быструю смену событий. |
|||
– Что ещё вы узнали о глаголе на предыдущем уроке? – С помощью ваших ответов наш человечек-глагол приобрёл новый облик. (Слайд 4) – Всё ли изучили? – Вы многое узнали о глаголе, многое предстоит узнать. – Для чего нужны теоретические знания? |
– Частица не с глаголами пишется раздельно. – Нет. – Чтобы использовать на практике. |
|||
Словарная работа. – Образуйте от существительных мечта, сочинение разные формы глаголов. – А я образовала такие глаголы: мечтает, помечтала, мечтать, сочинят, сочинить. Определите их время и число. – Проверим, что получилось. |
Ответы детей. Работают в парах (карточки) Проверка задания. |
|||
Создание проблемной ситуации. Побуждающий диалог. – Всё ли задание выполнили? В чем затруднение? – Чем эти глаголы не похожи на других? |
– Нет. Не получается определить время и число у глаголов мечтать, сочинить. Ответы детей. |
|||
3. Постановка учебной проблемы. | ||||
– Над какой же проблемой будем сегодня работать? Если не ответят, подводящий диалог: – Где же было затруднение? – Что мы не смогли определить у этих глаголов? – Т.е., нам встретились глаголы, которые чем-то отличаются от других – Что же это за глаголы, у которых нельзя определить ни время, ни число? |
Ответы детей. Время, число |
|||
4. Открытие нового знания. | ||||
Подводящий диалог – Чем похожи глаголы мечтать, сочинить? – Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит событие? – Итак, на какие вопросы отвечают глаголы, у которых нельзя определить время, число? – На что они оканчиваются? – Как бы вы назвали такие глаголы? – Такие глаголы имеют 3 названия:
|
– Одинаково заканчиваются, нельзя определить время, число. – Нет. – Что делать? Что сделать? – Они оканчиваются на -ть. – Неопределенная форма глагола |
|||
Работа с определением. – Прочитайте правило на с.108. – Почему эта форма глаголов называется неопределённой? – Какие суффиксы она имеет? На что ещё оканчиваются? – Как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов? |
Ответы детей. | |||
Ф/м Игра «Оживи глагол». Танцевать, бежать, спать, летать, петь, думать, рисовать. |
Ученик у доски «показывает» глагол, а остальные должны назвать этот глагол в неопределённой форме. | |||
5. Первичное закрепление. | ||||
Игра «Ты – редактор». – Замените словосочетания глаголом неопределённой формы. Оказать помощь – … Одержать победу – … Давать совет – … Принять решение - … – Что у вас получилось? Что ещё вызывает затруднение |
помочь победить советовать решить |
|||
Работа с пословицами. 1) Учить – ум точить. – Как вы понимаете смысл пословицы? – Найдите глаголы в неопределённой форме. Докажите. Запишите. |
Ответы детей. Работа у доски. – Учить, точить, потому что они отвечают на вопрос что делать? |
|||
6. Самостоятельная работа. | ||||
2) (Без) б.ды друга (не) узнаешь. – В какой жизненной ситуации можно применить эту пословицу. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. – Найдите глагол. Образуйте его начальную (неопределённую) форму. Как вы будете это делать? Задайте вопрос. – Какие задания сейчас выполняли? Что получилось? |
Объясняют орфограммы. – Узнаешь – узнать. – Зададим вопрос что делать? или что сделать? – Находили и образовывали глаголы в неопределённой форме. |
|||
Работа с антонимами. – Усложним задание. Подберите антоним к глаголу и поставьте его в неопределённую форму. Сколько преобразований с каждым глаголом сделаете? Поссоришь, ненавидят, враждовали, ругаю. – В чём сложность задания? – Задайте вопросы к глаголам, которые записали. – Какую роль в речи играют антонимы? – Вы должны догадаться, что будут делать ребята? |
– Два. – Помирить, любить, дружить, хвалить. |
|||
7. Итог, рефлексия. | ||||
– Какие «открытия» сегодня на уроке вы сделали для себя? – Что вы узнали о глаголах неопределённой формы? – Что больше всего понравилось? – Что вызвало затруднение? А что получилось лучше? – Мне очень понравилось с вами общаться: вы – настоящая команда, очень дружные ребята. Я хочу поблагодарить вас за великолепную работу (похлопайте сами себе) и подарить вам частичку своего сердца, которого так не хватало нашему человечку. |
Ответы детей. | |||
8. Д/з. | ||||
С. 114 упр. 2, придумать рифмовку на тему урока. |
Используемая литература:
- В.В. Волина. Весёлая грамматика. – М., Знание, 1995.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. – Аквариум, 1997.