Цель: Ознакомление с признаками однокоренных слов.
Задачи:
- Формировать представление о родственных словах, о корне слова;
- Учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;
- Развивать мышление, воображение, речь.
- Способствовать воспитанию любви к красоте слова.
Оборудование: Ребусы; картинка с изображением куста; слова с названием новых понятий; карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Орг. момент
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
II. Сообщение темы урока
Учитель: В стране Речь живет много слов. Одни из них живут одиноко, а другие живут семьями, имеют много родственников. Сегодня на уроке мы будем говорить о родственных словах.
III. Чистописание
Учитель: Ребята, я хочу загадать вам загадку. Угадав все слова этой загадки, вы сможете узнать, какая буква дежурит на минутке чистописания.
Зреет буква в огороде
Головы зеленой вроде,
Громко говорит: «Ко-ко!»
И дает нам молоко. (Капуста, курица, корова)
Дети прописывают дежурную букву и все разгаданные ими словарные слова.
Учитель: За ваше старание буква К приготовила сюрприз – всеми вами любимые ребусы:
Ответы: Комната, крот, куст.
Дети записывают полученные слова и отмечают в них орфограммы.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Пока вы старательно писали в своих тетрадях, у нас вырос вот такой замечательный куст!
Кто знает, как доказать, что это куст, а не дерево?
Грамматическая сказка.
Учитель: Я хочу вам рассказать сказку об этом кустике.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называют родственными.
Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:
– А сможете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?
– А кто такой, ребята, садовник?
– А что такое рассада?
V. Первичное закрепление
– Ребята, как же можно назвать все слова, которые выросли из одного корня? (однокоренными)
Оказывается слова можно сравнить с нами, людьми, мы все живем семьями (мама, папа, дети).
– А как по-другому можно назвать людей из одной семьи? (родственники)
Однокоренные слова по-другому называют родственными.
– А слово «всадник» может вырасти на нашем кустике из корня «сад»?
– А почему?
Наверно недостаточно иметь похожую часть слова, чтобы стать родственником? Давайте попробуем разобраться. (Читается значение слова всадник в толковом словаре)
Значит, чтобы слова стали родственными недостаточно, чтобы они имели общую часть, а нужно, чтобы они были сходными по смыслу (имели общее значение).
На доске:
Задание по рядам:
Учитель: Определите линию родства. Одно слово пытается проникнуть в «семью». Найдите его. Спишите родственные слова, а лишнее не пишите.
- 1 ряд. Рисовать, рис, зарисовки, рисунок.
- 2 ряд. Вода, водяной, проводка, водный.
- 3 ряд. Полет, летчик, лето, летать.
Проверка.
Работа по группам:
Конкурс: Какая группа сумеет за 5 минут вырастить большее количество родственных слов из корня.
Подведение итогов конкурса: определение победителей и их награждение поощрительными призами.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему новую
Дружно изучать.
VI. Закрепление изученного
1. Работа по учебнику
Учитель: Откройте учебники на странице 7. Давайте прочитаем то, о чем нам сообщает Марина Сергеевна Соловейчик.
Докажите, что в упражнении 283 есть родственные слова. Как вы их узнаете? Спишите и карандашом выделите общую часть.
Какие слова вы не стали списывать? Почему?
2. Выборочное списывание
А сейчас, ребята, запишите в один столбик слово солонка, в другой – сахарница. Как нам найти в этих словах корень?
Из представленных на доске групп слов выберите для каждого слова родственные и запишите их в свои столбики.
Проверка в парах.
3. Самостоятельная работа
Учитель: Сейчас мы выполним упражнение 286. Вам самостоятельно предстоит найти и выписать из каждой группы только родственные слова.
Самопроверка – сверка с доской.
Почему выписанные вами слова являются родственными?
VII. Итог урока
– Какие слова называются родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Почему корень слова называют главной частью?
– Являются ли родственными слова гористая и горевать? Почему?
VIII. Выставление отметок
IX. Домашнее задание
Соберите группу родственных слов, в которой будет «ловушка» для товарища – слово, не являющееся однокоренным, но очень на них похожее.