Общее понятие об однокоренных (родственных) словах. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Ознакомление с признаками однокоренных слов.

Задачи:

  1. Формировать представление о родственных словах, о корне слова;
  2. Учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;
  3. Развивать мышление, воображение, речь.
  4. Способствовать воспитанию любви к красоте слова.

Оборудование: Ребусы; картинка с изображением куста; слова с названием новых понятий; карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Орг. момент

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.

II. Сообщение темы урока

Учитель: В стране Речь живет много слов. Одни из них живут одиноко, а другие живут семьями, имеют много родственников. Сегодня на уроке мы будем говорить о родственных словах.

III. Чистописание

Учитель: Ребята, я хочу загадать вам загадку. Угадав все слова этой загадки, вы сможете узнать, какая буква дежурит на минутке чистописания.

Зреет буква в огороде
Головы зеленой вроде,
Громко говорит: «Ко-ко!»
И дает нам молоко. (Капуста, курица, корова)

Дети прописывают дежурную букву и все разгаданные ими словарные слова.

Учитель: За ваше старание буква К приготовила сюрприз – всеми вами любимые ребусы:

Ответы: Комната, крот, куст.

Дети записывают полученные слова и отмечают в них орфограммы.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Пока вы старательно писали в своих тетрадях, у нас вырос вот такой замечательный куст!

Кто знает, как доказать, что это куст, а не дерево?

Грамматическая сказка.

Учитель: Я хочу вам рассказать сказку об этом кустике.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова - веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то ещё их называют родственными.

Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

– А сможете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик?

– А кто такой, ребята, садовник?

– А что такое рассада?

V. Первичное закрепление

– Ребята, как же можно назвать все слова, которые выросли из одного корня? (однокоренными)

Оказывается слова можно сравнить с нами, людьми, мы все живем семьями (мама, папа, дети).

– А как по-другому можно назвать людей из одной семьи? (родственники)

Однокоренные слова по-другому называют родственными.

– А слово «всадник» может вырасти на нашем кустике из корня «сад»?

– А почему?

Наверно недостаточно иметь похожую часть слова, чтобы стать родственником? Давайте попробуем разобраться. (Читается значение слова всадник в толковом словаре)

Значит, чтобы слова стали родственными недостаточно, чтобы они имели общую часть, а нужно, чтобы они были сходными по смыслу (имели общее значение).

На доске:

Задание по рядам:

Учитель: Определите линию родства. Одно слово пытается проникнуть в «семью». Найдите его. Спишите родственные слова, а лишнее не пишите.

  • 1 ряд. Рисовать, рис, зарисовки, рисунок.
  • 2 ряд. Вода, водяной, проводка, водный.
  • 3 ряд. Полет, летчик, лето, летать.

Проверка.

Работа по группам:

Конкурс: Какая группа сумеет за 5 минут вырастить большее количество родственных слов из корня.

Подведение итогов конкурса: определение победителей и их награждение поощрительными призами.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему новую
Дружно изучать.

VI. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику

Учитель: Откройте учебники на странице 7. Давайте прочитаем то, о чем нам сообщает Марина Сергеевна Соловейчик.

Докажите, что в упражнении 283 есть родственные слова. Как вы их узнаете? Спишите и карандашом выделите общую часть.

Какие слова вы не стали списывать? Почему?

2. Выборочное списывание

А сейчас, ребята, запишите в один столбик слово солонка, в другой – сахарница. Как нам найти в этих словах корень?

Из представленных на доске групп слов выберите для каждого слова родственные и запишите их в свои столбики.

Проверка в парах.

3. Самостоятельная работа

Учитель: Сейчас мы выполним упражнение 286. Вам самостоятельно предстоит найти и выписать из каждой группы только родственные слова.

Самопроверка – сверка с доской.

Почему выписанные вами слова являются родственными?

VII. Итог урока

– Какие слова называются родственными?

– Как называется общая часть родственных слов?

– Почему корень слова называют главной частью?

– Являются ли родственными слова гористая и горевать? Почему?

VIII. Выставление отметок

IX. Домашнее задание

Соберите группу родственных слов, в которой будет «ловушка» для товарища – слово, не являющееся однокоренным, но очень на них похожее.