Комплекс уроков «Мир художественного шрифта» способствует формированию культуры творческой личности, приобщению учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоения художественного опыта прошлого; составлен с учетом современных процессов обновления, содержание общего художественного образования в Российской Федерации с опорой на положение правительственный документов к вопросам воспитания граждан нашей страны, любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов мира.
Один из таких уроков «Буквица» расширяет представление детей о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников-графиков (В. Васнецова, В. Фаворского, В Семенова, Г. Кочергина) побуждает к самостоятельному поиску и прививает интерес к книге.
Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром этого искусства осуществляется через буквицу, как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной литературы.
В увлекательной и вместе с тем, четко структурированной и ясной форме, проведение урока дает возможность познакомить детей с основной исторической линией развития шрифта в контексте европейской культуры. Системы художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные стилистически точные композиции.
Новизна урока состоит в том, что ребята, знакомясь с «Буквицей», постепенно переходят к иллюстрированию и оформлению книг, к декоративно-оформительскому искусству, графическому дизайну, (работе на компьютере).
Актуальность урока обусловлено ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, участвовать в конкурсах и выставках.
Цель урока:
- формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, его социализации в современном мире;
- знакомство с образным миром шрифтового искусства через «буквицу», как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной литературы;
- развитие навыков декоративной каллиграфии и самостоятельного поиска, творческих решений;
- знакомство с историей развития шрифтов.
Задачи:
- знать создателей славянской азбуки;
- закрепить навыки выполнения графических работ;
- познакомиться с историей украшения книг, а также уметь создавать собственное произведение декоративной каллиграфии;
- воспитать чувство собственной причастности к отечественной культуре;
- воспитать интерес к книге, чтению;
- развивать внимательность, воображение, фантазию, эстетический вкус.
Формы урока представлены в следующих видах:
- теория;
- практика;
- экскурсионно-библиотечная (историко-познавательная);
- игровая;
- исследовательская;
- тренинговая.
Методы урока:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Формы оценки результативности:
- дифференционно-оценочные;
- взаимооценка;
- самооценка.
Прогнозируемые результаты.
- В результате игровых методов, учащиеся должны закрепить навыки графических приемов и умело использовать пятно, штрих в создании буквицы.
- Знать создателей древнеславянской азбуки Кирилла и Мефодия.
- Познакомиться с работами выдающихся художников-графиков (В. Васнецовым, В. Фаворским, В Семеновым).
- Пользоваться фломастерами, кистью, перьевыми ручками, тушью, гелевыми ручками, деревянными палочками для создания различных узоров и орнаментов.
Ход урока
Урок проходит с перерывом в 10 минут.
- Подготовка к уроку – 2 мин.
- Вступительное слово учителя, повторение пройденного – 7 мин.
- Сообщение учащихся – 7 мин.
- Разгадка кроссвордов (работа на доске) – 5 мин.
- Демонстрация слайдов – 15 мин.
- Создание игровой ситуации «Машина времени» (перенос в 11 век, в монастырь, где работали летописцы, раздача пособий и инструментов) – 12 мин.
- Практическая работа. Изображение буквицы на основе древне-славянского алфавита – 35 мин.
- Анализ выполненных работ (выставочный ряд) – 7 мин.
Культура древнеславянской письменности создается при помощи игровой ситуации. Машина времени переносит учащихся в XI век в монастырь, где работали летописцы.
тому способствуют музыкальный отрывок из оперы Мусоргского «Борис Годунов» «Нестор пишет письмо Борису», освещение кабинета при помощи свечей. В руках у учащихся перьевые ручки, деревянные палочки, тушь и кисти.
Этот урок позволяет сформировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать стилистически-точные композиции, расширяет представление у детей о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с культурой оформления книг, с особенностями изображения буквицы, побуждает к самостоятельному поиску и творчеству.
Презентация к уроку – Приложение.
Список используемой литературы:
- Андреев А.Н. Живопись. – М.: Эксмо, 2001.
- Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. – Л., 1975.
- Ли Н.Г. Основы учебно-академического рисунка. – М.: Эксмо, 2001.
- Логвиненко А.Н. Декаративная композиция. – М.: Владос, 2008.
- Котельникова Т.М. Лучшие орнаменты, декоративные мотивы. – Астрель, 2008.
- Маргарет Морган. Буквица. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия. – М.: Арт-родник, 2008.
- Молок Ю. Книга о Владимире Фаворском. – М., 1967.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительных искусств. – Феникс, 2005.
- Птахова И. Простая красота буквы. – СПб., 1997.
- Радуга-дуга. Художник Ю.А. Васнецов.– М., 1996.
- Русские народные сказки. Художник И.Я. Билибин.– М., 1998.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
- Современный словарь-справочник по искусству. – М., 1999.
- Соколова Т. Орнамент-почнрк эпохи. – Л., 1972.
- Хейзил Гаррсон. Полный курс. Рисунок и живопись. – М., 2005.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблемы. – М., 2001.
- Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб., 2001.