Религиозные верования Древней Индии. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: Основные элементы структуры урока

Комбинированный урок с использованием элементов технологии РКМЧП 1. Организационная часть
2. Проверка изученного материала и выполнения домашнего задания в ходе групповой работы и индивидуального вопроса
3. Работа с новым материалом по теме урока
4. Закрепление знаний
5. Инструктаж по домашнему заданию

Цели:

Учебные:

  • Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние цивилизации Древней Индии»
  • Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории
  • Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока

Развивающие:

  • Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций

Воспитывающие цели:

  • Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)
  • Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища.

Методическое оснащение урока: Учебник «История Древнего мира» (авт. В.И.Уколова, Л.П. Маринович); мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (приложения 1, 2, 3, 4, 5)

Основные понятия: варна, каста, реинкарнация, карма, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые, индуизм, дважды рожденные.

Формы контроля: устные ответы (фронтальный опрос, индивидуальные ответы), работа в группах, индивидуальная работа с информационным текстом

Методические приемы: словесный, наглядный, практический

Работа с историческими источниками: Древнеиндийские законы Ману (Приложение 1) использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

План урока

Этап урока Цель урока на данном этапе Содержание этапа Формы работы Приблизительное время
1.организационный

Стадия вызова

мотивация к работе на уроке – Вступительное слово учителя

– Распределение по группам, – получение карты группы

индивидуальная 3–4 минуты
2.Проверка изученного материала и выполнения домашнего задания

Стадия вызова

Смысловая стадия

 

 

Рефлексия

УЦ 1: обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние цивилизации Древней Индии»

УЦ № 2: продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории

РЦ № 1: Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций

ВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)

1. Выполнение заданий по вопросам, предложенным учителем (слайды презентации)

2. Пересказ глав параграфа, по теме:

– индуизм – религия древних индийцев

– варны и касты древней Индии

Групповая работа

Индивидуальная работа с использованием схемы (кластера) и плана ответа

15 минут
3.Физкультминутка РЦ № 2: Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций

ВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к культурным и религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)

Выполнение упражнений из индийского классического танца качипуди индивидуальная 3 мин.
4. Работа с новым материалом в изучаемой теме

Стадия осмысления

Рефлексия

УЦ № 1: обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», Варны и касты Древней Индии

ОУЦ № 2: продолжение формирования культуры разговорной речи на уроках истории

ОРЦ № 2: Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций

ОВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)

1. Работа с текстами Древнеиндийских законов Ману

2. Ответы на поставленные учителем вопросы к тексту

Индивидуальная

Фронтальный опрос класса

15 минут
4. закрепление знаний

Стадия осмысления

Рефлексия

УЦ № 3: Усиление работы по развитию рефлексии в освоении полученных знаний Работа с текстом о особенностях варново-кастовой системы Индии

Комментарии к тексту

Индивидуальный 5 мин.
Инструктаж по д/з

Рефлексия

УЦ № 3: Усиление работы по развитию рефлексии по выявлению полученных знаний 1. Домашнее задание:

Параграф 23

Рабочая карточка Древняя Индия

Дополнительное задание

2. Комментарии к ответам учеников

Индивидуальная 2 мин.
3. Выставление оценок   2 мин.

Ход урока

Стадия вызова

1. Вступительное слово учителя

Сегодня наш урок посвящен обычаям и традициям жителей древней, а во многом и современной, Индии сложившихся под влиянием национальной религии древней Индии – индуизма.

Сегодня на уроке:

  1. Мы заслушаем материал глав параграфа (п. 22, 23) (ученики отвечают по собственному желанию или вызываются учителем) после небольшой подготовки.
  2. В группах вы будете участвовать в викторине
  3. Самостоятельно будете работать с древнеиндийскими текстами «законов Ману» и побудете экспертами по изучению кастовой системы Индии
  4. Ответите на вопросы, проведете самооценку работы на уроке, и подведем итоги

2. Два ученика получают индивидуальные задания – устный пересказ глав параграфов по отдельному плану (Приложение 4, Приложение 5)

3. Остальные ученики делятся на группы по 4 человека (при необходимости 5) и получают карту команды (Приложение 3)

Стадия осмысления

Проводится игра-викторина по вопросам и заданиям (Презентация, см. Приложение)

Вопрос 1. (слайд 2) Древние персы всех жителей полуострова Индостан называли «хинду», т.е. проживающий за рекой Синдху (Инд) или индус. Известно, что индусами в Индии могут себя называть только 83 % населения. Но и они и остальные жители называют себя индийцами.
Вопрос: В чем же разница между индийцами и индусами?

Ответ: (слайд 3) Индийцы – это все жители Индии, а индусы – это те, кто исповедует индуизм. 17 % населения исповедует ислам, христианство, сикхизм (смесь ислама и индуизма) и т.д.

Вопрос 2: (слайд 4) Всех богов и богинь индуистской религии часто изображали многорукими ( от 4-х до 100 рук ). Как и всё в индуизме – это символ. Что же символизирует наличие множества рук?

Ответ: (слайд 5) «Многорукость» – символ невероятной силы и способности выполнять несколько дел одновременно, а также символ равновесия Вселенной (пара – это мужчина – женщина, день-ночь, луна – солнце и т.п.)

Вопрос 3: (слайд 6) В Индии нередко можно увидеть людей, которые неспешно идут и специальной метёлочкой, которую всегда носят с собой, подметают перед собой дорогу, внимательно разглядывая, что там у них под ногами. Чего же так бояться эти люди и как это связано с религиозными верованиями индусов?

Ответ: (слайд 7, 8) Это связано с верой в переселение душ и представлениями о реинкарнации.

(Слайды 9–14) Пересказ главы параграфа 22 по плану – Приложение 4 (Глава Индуизм – религия древних индийцев

Вопрос 4. (слайды 15, 16) У каждой страны есть свой символ, и это не обязательно государственный символ страны – герб. У Франции – Эйфелева башня. У России – храм Василия Блаженного. У англичан Биг-Бен и т.п. Как вы думаете, что могут считать символом своей страны жители Индии? Вариантов ответов может быть несколько.

Ответ: (слайд 17) Варианты могут быть разнообразны – река Ганг, Ганеша, Колонна Ашоки, священная корова, слон и т.п.

– А так же символом Индии считается «Танцующий Шива» (слайд 18)

По представлениям индусов именно в танце Шива разрушает одни и создаёт другие миры. Танцевальная культура Индии сложилась еще в древности. Индийский классический танец называют кучипуди (слайд 19)

Кучипуди содержит 24 движения головой, 27 жестов рук, 5 типов прыжков, 10 типов шагов, 8 поворотов, 26 движений глаз, 6 движений бровей, 4 движения шеи, 100 движений пальцами, которые называют мудры.

(Слайд 20) Мудра – символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

Слайды 21–22 – физкультминутка. Выполнение мудр и простейших элементов танца кучипуди. Можно включить современную (или классическую) индийскую музыку.

Продолжение викторины

Вопрос 5 (слайд 23–24) С какой целью и мужчины и женщины Индии, и по сей день, рисуют на своём лице тилаки и бинди?

Подсказка – у мужчин тилаки могут быть разных цветов, а у женщин бинди, как правило, красного цвета. Девочки в Индии раньше не носили бинди.

Ответ (слайд 25) бинди в индуизме — это знак правды, цветная точка, как правило красная, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз». Бинди носят только замужние женщины, вдовам и незамужним запрещено носить бинди.

Тилак – это знак, нанесенный на тело с произнесением определенных молитв. Различаются цветом и формой. 1. Символизируют приверженность культу того или иного бога (Вишне, Шиве, Кришне и т.п.) 2. Иногда по цвету тилака определяют к какой варне или касте относится человек

6. (Слайд 26) Пересказ главы 23 параграфа с опорой на кластер (приложение 5)

III. Стадия рефлексии

7. Обсуждение и выставление оценок работы учеников в группах

IV. Стадия вызова

8. Учитель задает вопрос (слайд 27): Согласны ли вы с утверждениями?

  1. Даже не умеющий читать и писать Брахман считался в Индии Великим божеством.
  2. Особенно почётным для вайшьи считалось разведение скота.
  3. Только кшатрии имели право носить меч и стрелы.
  4. Ответственность за убийство шудры приравнивалась к убийству лягушки или крокодила.

V. Стадия осмысления

9. Чтение текста Варны Индии по законам Ману

Приложение 1. Варны Индии по законам Ману.

VI. Стадия рефлексии

После прочтения текста ученики возвращаются к обсуждению предложенных учителем утверждений и, опираясь на текст, комментируют каждое из них

На слайдах 28 – 31 по внешним признакам определяют представителей варн Индии

VII. Стадия вызова

10. Слайд 32. Учитель сообщает дополнительный материал о низших кастах и неприкасаемых в современной Индии

11. Слайд 33 Учитель объясняет правила работы с текстом Приложение 2.

Прочитайте текст и напротив каждого предложения сделайте отметку

 + – это информация для меня знакома (я об этом слышал, я об этом читал и т.п.)
¡
– эта информация для меня совершенно новая (не слышал, не читал, не знал)
o – эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что-нибудь.
ü – это информация для меня частично знакома, частично не знакома

VIII. Стадия осмысления

12. Слайд 34. Самостоятельная работа с текстом, заполнение маркировочной таблицы Приложение 2

IX. Стадия рефлексии

13. Ученики (выборочно) подводят итоги работы с текстами. Материал, который был помечен, как эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что-нибудь, выносится как дополнительное домашнее задание.

14. Слайд 35. В заключении работы хотелось бы подвести итог всему тому, что вы узнали на уроке и задать вопрос, – внимание на экран : Чего мы никогда бы не увидел во время праздничного шествия в Древней Индии?

Ответ: Варнавая принадлежность у индусов определялась, в том числе и по цвету одежды. Поэтому вряд ли в древности, на одном праздничном шествии, могли шагать рядом мужчины и женщины варн брахманов, кшатрий и вайш.

– Учитель выставляет оценки наиболее активным участникам урока

X. Стадия вызова

15. Слайд 36, 37. Перед тем, как вы запишите своё домашнее задание на следующей урок я хотела бы обратить ваше внимание на экран.

– Как называют людей, столь необычного внешнего вида? – Буддистские монахи, люди которые исповедуют одну из великих мировых религий – буддизм.

Именно об этой мировой религии мы и будем говорить на следующем уроке.

16. Слайд 38. Домашнее задание

Параграф 23.
Карточка Древняя Индия.
Дополнительный материал.