Тип урока: Основные элементы структуры урока
Комбинированный урок с использованием элементов технологии РКМЧП | 1. Организационная часть 2. Проверка изученного материала и выполнения домашнего задания в ходе групповой работы и индивидуального вопроса 3. Работа с новым материалом по теме урока 4. Закрепление знаний 5. Инструктаж по домашнему заданию |
Цели:
Учебные:
- Обеспечение активной опоры на ранее усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние цивилизации Древней Индии»
- Продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории
- Развитие рефлексии по выявлению полученных знаний на различных этапах урока
Развивающие:
- Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций
Воспитывающие цели:
- Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии)
- Развивать стремление к познанию, коммуникативную культуру, уважение к мнению товарища.
Методическое оснащение урока: Учебник «История Древнего мира» (авт. В.И.Уколова, Л.П. Маринович); мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (приложения 1, 2, 3, 4, 5)
Основные понятия: варна, каста, реинкарнация, карма, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые, индуизм, дважды рожденные.
Формы контроля: устные ответы (фронтальный опрос, индивидуальные ответы), работа в группах, индивидуальная работа с информационным текстом
Методические приемы: словесный, наглядный, практический
Работа с историческими источниками: Древнеиндийские законы Ману (Приложение 1) использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/
План урока
Этап урока | Цель урока на данном этапе | Содержание этапа | Формы работы | Приблизительное время |
1.организационный Стадия вызова |
мотивация к работе на уроке | – Вступительное слово учителя – Распределение по группам, – получение карты группы |
индивидуальная | 3–4 минуты |
2.Проверка изученного материала и выполнения
домашнего задания Стадия вызова Смысловая стадия
Рефлексия |
УЦ 1: обеспечение активной опоры на ранее
усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», «Ранние
цивилизации Древней Индии» УЦ № 2: продолжение формирования культуры разговорной и письменной речи на уроках истории РЦ № 1: Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций ВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии) |
1. Выполнение заданий по вопросам, предложенным
учителем (слайды презентации)
2. Пересказ глав параграфа, по теме: – индуизм – религия древних индийцев – варны и касты древней Индии |
Групповая работа Индивидуальная работа с использованием схемы (кластера) и плана ответа |
15 минут |
3.Физкультминутка | РЦ № 2: Формирование представления о
многообразии культур, религиозных верований и традиций различных
цивилизаций ВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к культурным и религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии) |
Выполнение упражнений из индийского классического танца качипуди | индивидуальная | 3 мин. |
4. Работа с новым материалом в изучаемой теме Стадия осмысления Рефлексия |
УЦ № 1: обеспечение активной опоры на ранее
усвоенные знания по теме: Религиозные верования Древней Индии», Варны и
касты Древней Индии ОУЦ № 2: продолжение формирования культуры разговорной речи на уроках истории ОРЦ № 2: Формирование представления о многообразии культур, религиозных верований и традиций различных цивилизаций ОВЦ № 2: Формирование уважительного отношения к религиозным традициям разных народов (в частности древней Индии) |
1. Работа с текстами Древнеиндийских законов Ману 2. Ответы на поставленные учителем вопросы к тексту |
Индивидуальная Фронтальный опрос класса |
15 минут |
4. закрепление знаний Стадия осмысления Рефлексия |
УЦ № 3: Усиление работы по развитию рефлексии в освоении полученных знаний | Работа с текстом о особенностях варново-кастовой
системы Индии Комментарии к тексту |
Индивидуальный | 5 мин. |
Инструктаж по д/з Рефлексия |
УЦ № 3: Усиление работы по развитию рефлексии по выявлению полученных знаний | 1. Домашнее задание: Параграф 23 Рабочая карточка Древняя Индия Дополнительное задание 2. Комментарии к ответам учеников |
Индивидуальная | 2 мин. |
3. Выставление оценок | 2 мин. |
Ход урока
Стадия вызова
1. Вступительное слово учителя
Сегодня наш урок посвящен обычаям и традициям жителей древней, а во многом и современной, Индии сложившихся под влиянием национальной религии древней Индии – индуизма.
Сегодня на уроке:
- Мы заслушаем материал глав параграфа (п. 22, 23) (ученики отвечают по собственному желанию или вызываются учителем) после небольшой подготовки.
- В группах вы будете участвовать в викторине
- Самостоятельно будете работать с древнеиндийскими текстами «законов Ману» и побудете экспертами по изучению кастовой системы Индии
- Ответите на вопросы, проведете самооценку работы на уроке, и подведем итоги
2. Два ученика получают индивидуальные задания – устный пересказ глав параграфов по отдельному плану (Приложение 4, Приложение 5)
3. Остальные ученики делятся на группы по 4 человека (при необходимости 5) и получают карту команды (Приложение 3)
Стадия осмысления
Проводится игра-викторина по вопросам и заданиям (Презентация, см. Приложение)
Вопрос 1. (слайд 2) Древние персы всех жителей полуострова
Индостан называли «хинду», т.е. проживающий за рекой Синдху (Инд) или индус.
Известно, что индусами в Индии могут себя называть только 83 % населения. Но и
они и остальные жители называют себя индийцами.
Вопрос: В чем же разница между индийцами и индусами?
Ответ: (слайд 3) Индийцы – это все жители Индии, а индусы – это те, кто исповедует индуизм. 17 % населения исповедует ислам, христианство, сикхизм (смесь ислама и индуизма) и т.д.
Вопрос 2: (слайд 4) Всех богов и богинь индуистской религии часто изображали многорукими ( от 4-х до 100 рук ). Как и всё в индуизме – это символ. Что же символизирует наличие множества рук?
Ответ: (слайд 5) «Многорукость» – символ невероятной силы и способности выполнять несколько дел одновременно, а также символ равновесия Вселенной (пара – это мужчина – женщина, день-ночь, луна – солнце и т.п.)
Вопрос 3: (слайд 6) В Индии нередко можно увидеть людей, которые неспешно идут и специальной метёлочкой, которую всегда носят с собой, подметают перед собой дорогу, внимательно разглядывая, что там у них под ногами. Чего же так бояться эти люди и как это связано с религиозными верованиями индусов?
Ответ: (слайд 7, 8) Это связано с верой в переселение душ и представлениями о реинкарнации.
(Слайды 9–14) Пересказ главы параграфа 22 по плану – Приложение 4 (Глава Индуизм – религия древних индийцев
Вопрос 4. (слайды 15, 16) У каждой страны есть свой символ, и это не обязательно государственный символ страны – герб. У Франции – Эйфелева башня. У России – храм Василия Блаженного. У англичан Биг-Бен и т.п. Как вы думаете, что могут считать символом своей страны жители Индии? Вариантов ответов может быть несколько.
Ответ: (слайд 17) Варианты могут быть разнообразны – река Ганг, Ганеша, Колонна Ашоки, священная корова, слон и т.п.
– А так же символом Индии считается «Танцующий Шива» (слайд 18)
По представлениям индусов именно в танце Шива разрушает одни и создаёт другие миры. Танцевальная культура Индии сложилась еще в древности. Индийский классический танец называют кучипуди (слайд 19)
Кучипуди содержит 24 движения головой, 27 жестов рук, 5 типов прыжков, 10 типов шагов, 8 поворотов, 26 движений глаз, 6 движений бровей, 4 движения шеи, 100 движений пальцами, которые называют мудры.
(Слайд 20) Мудра – символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Слайды 21–22 – физкультминутка. Выполнение мудр и простейших элементов танца кучипуди. Можно включить современную (или классическую) индийскую музыку.
Продолжение викторины
Вопрос 5 (слайд 23–24) С какой целью и мужчины и женщины Индии, и по сей день, рисуют на своём лице тилаки и бинди?
Подсказка – у мужчин тилаки могут быть разных цветов, а у женщин бинди, как правило, красного цвета. Девочки в Индии раньше не носили бинди.
Ответ (слайд 25) бинди в индуизме — это знак правды, цветная точка, как правило красная, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз». Бинди носят только замужние женщины, вдовам и незамужним запрещено носить бинди.
Тилак – это знак, нанесенный на тело с произнесением определенных молитв. Различаются цветом и формой. 1. Символизируют приверженность культу того или иного бога (Вишне, Шиве, Кришне и т.п.) 2. Иногда по цвету тилака определяют к какой варне или касте относится человек
6. (Слайд 26) Пересказ главы 23 параграфа с опорой на кластер (приложение 5)
III. Стадия рефлексии
7. Обсуждение и выставление оценок работы учеников в группах
IV. Стадия вызова
8. Учитель задает вопрос (слайд 27): Согласны ли вы с утверждениями?
- Даже не умеющий читать и писать Брахман считался в Индии Великим божеством.
- Особенно почётным для вайшьи считалось разведение скота.
- Только кшатрии имели право носить меч и стрелы.
- Ответственность за убийство шудры приравнивалась к убийству лягушки или крокодила.
V. Стадия осмысления
9. Чтение текста Варны Индии по законам Ману
Приложение 1. Варны Индии по законам Ману.
VI. Стадия рефлексии
После прочтения текста ученики возвращаются к обсуждению предложенных учителем утверждений и, опираясь на текст, комментируют каждое из них
На слайдах 28 – 31 по внешним признакам определяют представителей варн Индии
VII. Стадия вызова
10. Слайд 32. Учитель сообщает дополнительный материал о низших кастах и неприкасаемых в современной Индии
11. Слайд 33 Учитель объясняет правила работы с текстом Приложение 2.
Прочитайте текст и напротив каждого предложения сделайте отметку
+ – это информация для меня знакома (я об этом слышал, я об этом читал и т.п.)
¡ – эта информация для меня совершенно новая (не слышал, не читал, не знал)
o – эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что-нибудь.
ü – это информация для меня частично знакома, частично не знакома
VIII. Стадия осмысления
12. Слайд 34. Самостоятельная работа с текстом, заполнение маркировочной таблицы Приложение 2
IX. Стадия рефлексии
13. Ученики (выборочно) подводят итоги работы с текстами. Материал, который был помечен, как эта информация для меня новая, она меня заинтересовала, попытаюсь узнать об этом ещё что-нибудь, выносится как дополнительное домашнее задание.
14. Слайд 35. В заключении работы хотелось бы подвести итог всему тому, что вы узнали на уроке и задать вопрос, – внимание на экран : Чего мы никогда бы не увидел во время праздничного шествия в Древней Индии?
Ответ: Варнавая принадлежность у индусов определялась, в том числе и по цвету одежды. Поэтому вряд ли в древности, на одном праздничном шествии, могли шагать рядом мужчины и женщины варн брахманов, кшатрий и вайш.
– Учитель выставляет оценки наиболее активным участникам урока
X. Стадия вызова
15. Слайд 36, 37. Перед тем, как вы запишите своё домашнее задание на следующей урок я хотела бы обратить ваше внимание на экран.
– Как называют людей, столь необычного внешнего вида? – Буддистские монахи, люди которые исповедуют одну из великих мировых религий – буддизм.
Именно об этой мировой религии мы и будем говорить на следующем уроке.
16. Слайд 38. Домашнее задание
Параграф 23.
Карточка Древняя Индия.
Дополнительный материал.