Тип урока: Урок – тренинг (закрепление и обобщение).
Цели:
– обобщение и систематизация знаний по теме “Задача”;
– отработка вычислительных навыков.
Задачи урока.
- Обучающая: отрабатывать умение решать задачи: видеть в них условие, вопрос; учиться переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; выбирать схему к задаче; составлять выражение, находить значение выражения.
- Развивающая: развивать умение самостоятельно принимать решение, доказывать, давать самооценку, выступать в роле эксперта; навык работы в парах; развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к математике.
- Воспитательная: воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи по отношению друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.
Оборудование: Электронная доска, компьютер, видеопроектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах и индивидуально.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня к нам в гости пришло много гостей. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Они пришли посмотреть какие вы умнички, как вы умеете работать.
– Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?
– Мы друг друга понимаем? (Да, да, да!)
– Хорошо всегда считаем? (Да, да, да!)
– Все заданья выполняем? (Да, да, да!)
– А задачи мы решаем? (Да, да, да!)
– На уроке засыпаем? (Нет, нет, нет!)
– На уроке мы будем работать под таким эпиграфом: “Повторять да учить – ум
точить”.
(Слайд 1)
– Как вы понимаете эти слова? (Если мы будем постоянно повторять и учить, то
наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее.)
– А сейчас мы проверим, как вы точите свой ум.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
На доске представлены задачи в стихах.
– Математический диктант. Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5)
- Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Сколько неживых предметов
сдавала дама в багаж? (6) - Вот восемь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится очень зайчишек домой?(10) - Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (5) - Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Три из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш дядя ежик дал зайчатам?(7)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5,
7.) (Слайд 6)
– Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране.
– Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои
ответы на экране. (5, 6, 7, 10)
2. Повторение состава числа 10.
– Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему?
(1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3.
2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.)
– В гости к нам пришли и наши друзья Катя, Вова и Петя. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8)
– Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята?
– Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?
– по форме 5 и 5;
– по цвету 6 и 4;
– по размеру 8 и 2;
– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа?
– А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1)
5 и 5;
6 и 4;
7 и 3;
8 и 2;
9 и 1 – какая закономерность в этих парах? (Первое число увеличивается на 1, а
второе уменьшается на 1) (Слайд 9)
– Итак, состав, какого числа мы с вами повторили?
III. Формулирование темы урока.
1. Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)
– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10)
“На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Сколько ромашек выросло на лесной полянке?”
“На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?”
– Чем похожи и чем отличаются эти текста? (Похожи содержанием, отличаются вопросами.)
(Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.)
– Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а
в какой – в азбуке, или другой книге по чтению?
– Как в математике называется этот текст? (Задача.)
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: Задача. (Слайд 11)
Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче.
IV . Закрепление изученного материала.
– Катя, Вова и Петя составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили ребята.
Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12)
1. Кто правильно составил текст задачи?
Петя: Сколько карандашей у Димы?
Вова: У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча.
Катя: У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось?
1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.
2. Работа в парах.
3. Выслушивание классом различных мнений.
4. Экспертная оценка.
5. Самооценка.
– Внимательно ли ты слушал товарища?
– Смог ли доказать правильность своего выбора?
– Если нет, то почему?
– Что получилось, что было трудно? Почему?
– Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Итог:
– Из каких двух частей состоит текст задачи? ( Из условия и вопроса.)
(Слайд 13)
– Что мы называем условием задачи? (То, что известно в задаче.)
– Что такое вопрос? (То, что надо найти.)
– Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не
является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая
незабудка.
Красивые были цветы?”
(Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.)
– Может ли задача начинаться с вопроса? Например?
2. Составление задачи по картинке. (Слайд 14)
– Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи.
Итак, задание: составить задачи по картинке.
(1-й ученик. У Димы 6 синих шариков и 4 красных. Сколько всего шаров у Димы?
2-й ученик. Мама купила 10 шаров. 4 из них красные, а остальные – синие. Сколько синих шаров купила мама?
3-й ученик. У клоуна 4 красных шарика и 6 синих. На сколько больше синих шариков у клоуна, чем красных?)
– Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи.
– Петя и Вова вас внимательно слушали и составили такую задачу, давайте ее прочитаем.
(Слайд 15)
“У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?”
– Докажите, что это задача.
– Петя приготовил для вас задание: найди схему к этой задаче.
3. Найди схему к этой задаче.
У Кати 2 мака и 4 ромашки. Сколько всего у Кати цветов?
– Петя просит вас разбить схемы на две группы. Как бы вы их разбили? (Слайды 16, 17)
(Схемы, где целое и схемы, где ищем часть; взаимно обратные (3), одна лишняя.)
В обратных задачах говорится об одних и тех же предметах у них одинаковые данные. Но известное и неизвестное меняется местами.
– Ребята, как вы поступите в такой ситуации: “Мама дала вам целую горстку конфет, что вы сделаете?”
Тоже сделал и Ежик. (Чтение задачи.) (Слайд 18)
У Ежика было7 грибов. Он отдал Белочке 2 гриба. Сколько грибов осталось у Ежика?
– Задание: выбери правильное решение.
– Посмотрите внимательно, как решали ребята. С кем из ребят ты согласишься?
4. Выбери правильное выражение
Вова: 7 – 3 = 3
Катя: 7 + 3 = 10
Петя: 7 – 3 = 4
V. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.
1. Закончи предложение.
– Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
– Итак, мы с вами знаем, что текст задачи состоит из …. условия и вопроса.
Условие и вопрос задачи мы переносим на …..схему.
Чтобы решить задачу мы составляем ……выражение.
Находим ….. значение выражения.
То, что получили мы называем ……ответом. (Слайд 19)
2. Задачи-ловушки.
Есть задачи с лишними данными или с нереальными условиями. Эти задачки называются задачи-ловушки. У этих задач нет решения. Чтобы правильно ответить, надо быть очень внимательным.
(Слайд 20)
“На березе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на березе?” (Яблоки не могут расти на березе.)
“Во двор прилетели 5 орлов и 4 коршуна. Сколько птиц гуляет по двору?” (Орлы и коршуны по дворам не летают.)
“Добираясь к нам в гости наши друзья Петя, Катя и Вова проехали 3 км. Сколько км проехал каждый?” (Переносим на жизненную ситуацию, три ученика взявшись за руки проходят три шага. Сколько шагов прошел каждый из них?)
3. Работа над эпиграфом. (Слайд 21)
– Кто помнит, какой эпиграф у нас сегодня на уроке? Что он обозначает?
– Итак, мы сегодня с вами повторили все, что знаем о задачах. А что нового вы
узнали?
– Я надеюсь, что вы очень хорошо наточили свой ум.
– А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый показал свое настроение.
Учебник: Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких “Моя математика” 1 класс (2 – я часть)