Урок окружающего мира с компьютерной поддержкой "Золотое кольцо России". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Цель:

  • Обучающая: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес к истории российских городов через чтение дополнительной литературы.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь к своей Родине, её богатству, её прошлой и настоящей славе.

Задачи:

  • расширить кругозор;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
  • развивать мышление, память и фантазию;
  • учиться обобщать и выделять главное;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;

Тип урока: введение нового знания.

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение 1, Приложение 3, слайд 1

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
С вами все должны понять,
Много нового узнать.

2. Проверка домашнего задания

Слайд 2

– В прошлом учебном году мы побывали с вами в столице нашей Родины – городе Москве, в городе на Неве – Санкт-Петербурге, а также в российских городах, расположенных на реке Оке. Домашним заданием было вспомнить, что это за города.

Ответы детей.

3. Постановка цели урока

– Ребята, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей.)

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.9 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем) И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,

По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.

Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.

Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.

Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей.) Слайд 4

– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом.
Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока? (Почему кольцо? Почему Золотое?)
Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей.)
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (предположения):

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5

– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока.)

4. Организация восприятия и осмысления новой информации

– Рассмотрите карту в учебнике на стр.10. Какие города мы с вами сегодня посетим?

Ответы детей.

– Мы отправляемся из главного города нашего государства. Как он называется?

– Почему Москву назвали златоглавою? Назовите дату основания Москвы. Кто считается основателем Москвы? Какие достопримечательности Москвы можете назвать?

Определите, в каком направлении мы будем двигаться, если следующим городом, который мы посетим, будет Сергиев Посад.? Ответы детей.

После каждой экскурсии на доске вывешиваем название того города, который мы посетили и отмечать в рабочей тетради основные его памятники.

1) Из Москвы мы отправляемся в Сергиев Посад – старинный русский город. (Слайд 10)

(Рассказ ученика-экскурсовода.) (Слайд 11)

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский – монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.

Стр.46 рабочей тетради. Запишите в рабочей тетради.

2) Далее мы оказываемся в Переславле – Залесском. (Слайд 12)

(Рассказ ученика-экскурсовода.) (Слайды 13–15)

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.

Микроитог: Так же как и Москва был основан князем Юрием Долгоруким, Этот город считается местом рождения князя Александра Невского. Достопримечательностью города считается Горицкий монастырь, построенный в 12 веке.…На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. Таблица в раб. тетради.

3) А теперь в Ростов. (Слайды 16, 17, 18)

(Рассказ ученика-экскурсовода.)

– Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр. 12

Микроитог: Этот город один из самых древних в Золотом кольце. Ещё в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Над озером Неро плывёт колокольный перезвон. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. А еще знаменит этот город ростовской финифтью.

Запишите в раб. тетради, а пока вы пишите давайте послушаем и мы красные звоны ростовских колоколов. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на площади Ростовского кремля. Слушаем.(релаксация)

Проверьте, так ли у вас получилось.

4) Следующая остановка – город Углич. Слайды 19, 20

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр. 13

Микроитог: Название горда произошло, возможно, от слова угол, так как река Волга, в этом месте изгибается, течёт под углом, В Угличе находится одна из первых построенных на Волге гидроэлектростанций, работает большой часовой завод «Чайка».

Таблица в раб. тетради, Проверьте( на доске карточки с достопримечательностями)

5) От Ростова Великого недалеко до Ярославля. (Слайд 21, 22, 23)

(Рассказ ученика-экскурсовода) прочитайте стр. 14

Микроитог: Самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом

Мудрым, имя которого и носит. В центре города стоит памятник Фёдору Григорьевичу Волкову – основателю первого в России общедоступного театра. Ярославль – родина русского театра.

Достопримечательностью города является церковь Ильи Пророка

Таблица в рабочей тетради.

6) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (Слайд 24, 25, 26.)

(Рассказ ученика-экскурсовода.)

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.стр.15

Микроитог: На плане можно заметить, что улицы в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится Ипатьевский монастырь.

Таблица в рабочей тетради Слайд 27

Физкультминутка

Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как мячик
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.

7) Посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. Слайд 28, 29

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр.16

Микроитог: Плёс – город художников. Здесь находится музей Исаака Ильича Левитана, стоит ему памятник.

Таблица в рабочей тетради

8) А теперь побываем в Суздале. (Слайд 30,31,32,33)

(Рассказ ученика-экскурсовода.)

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.17

Микроитог: Суздаль – всемирно известный город – музей. Здесь находится музей деревянного зодчества.

Таблица в рабочей тетради

9) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире. Слайд34

(Рассказ ученика-экскурсовода) (Слайд 35, 36, 37, 38)

Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.18

Микроитог: Стоит на берегу реки Клязьмы (приток Оки) В нём находится замечательный памятник старины – Золотые Ворота. По образцу Успенского собора во Владимире построен Успенский собор Московского Кремля.. На стенах Дмитриевского собора несколько сотен резных изображений.

Таблица в рабочей тетради

Физкультминутка.

Тра-та-та, тра-та-та (руки в боки, топаем на месте)
Растворялись ворота
А из этих из ворот вышел
МА-аленький народ (приседаем)
Один дядя вот такой (пальцы – очки у глаз),
А другой вот такой (сжимаем руки – держим штангу).
Одна тётя вот такая (гладим себя по голове),
А другая вот такая (встали на мысочки – балерина).
Один дедушка такой (сгорбленная спина)
Другой дедушка – такой (плечи расправили, голова высоко поднята).
Одна бабушка такая (сгорбленная спина)
А другая вот такая (расправленные плечи).

Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца. Слайд 39

5. Закрепление

1) Узнай город по описанию (рабочая тетрадь стр. 47 №3).Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Слайд
2) С имена каких великих людей связаны названия городов. (стр.47 №4). Проверьте свою работу сами. Слайд
3) Кроссворд (Приложение 2)

6. Итог урока

А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо? Слайд 42, 43, 44

А что можете сказать относительно второго предположения? Почему это кольцо Золотое? Слайд 45

Прочитаем, что об этом говорится в учебнике на стр. 21.

Кто сможет подвести итог урока, что же мы с вами выяснили в конце нашего путешествия? Слайд 46

На северо-востоке Центральной России от Москвы расположено несколько древнерусских городов, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России.

Старинные русские города образуют на карте как бы окружность. В «Золотое кольцо» входят: Сергиев Посад, Ярославль, Переславль-Залесский,, Кострома, Ростов Великий, Плес, Владимир, Суздаль, Углич.

Вам понравилось наше путешествие? А можно наш урок назвать золотым? А у кого сегодня была золотая голова? В каком смысле я употребила это слово? Как вы это понимаете? =светлая

7. Домашнее задание

Слайд 47, 48

1) Выполнить задание в рабочей тетради на странице 48 №5.
2) Придумай 2-3 вопроса для викторины по городам Золотого кольца.
3) С помощью дополнительной литературы найди материал о достопримечательности любого города Золотого кольца, о которой сегодня не упоминалось.

На следующем уроке мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Проследите дома по карте границу России и определите, о каких странах мы будем говорить.

Использованная литература и ресурсы Интернета

  1. http://www.scross.ru/img/1939010701.jpg
  2. http://web2.0kostroma.ru/img/ko1.jpg,
  3. http://www.region44.ru/images/map-kostroma.jpg
  4. http://web2.0ivanovo.ru/images/attach/b/3/22/404/22404033_ples_r1.jpg, http://ples.ru/pic/kostroma.jpeg
  5. http://www.osuzdale.ru/i/1.jpg, http://andreev.org/albums/Golden_Ring_2/images/251RU.jpg
  6. http://vladimirgorod.ru/i/1.jpg
  7. http://web2.0vladimir.ru/images/attach/b/3/28/943/28943303_IMG_7097.jpg
  8. http://www.scross.ru/img/1939010701.jpg
  9. http://golden-ring-of-russia.votravel.ru/images-nasayte/russia/shema.gif
  10. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=1156
  11. http://www.samoffar.ru/pictures/spassat_1.jpg
  12. http://tourne.ru/uploads/posts/1192273014_2.jpg
  13. http://days.pravoslavie.ru/Images/ib288.jpg
  14. http://www.popovm.ru/fileadmin/jm_gal/art/peresl/p01.jpg
  15. http://insignia-r.narod.ru/dolgiy.jpg
  16. http://www.bustaxi.ru/excurtions/golden_ring/_exc_1143293631_exc_//rostov_kremlin.jpg
  17. http://www.samoffar.ru/images/finift_1.jpg
  18. http://www.photodom.com/ru/photo/624927
  19. http://venividi.ru/files/img/5596/0.jpg,
  20. http://map-site.narod.ru/uglich-1.jpg
  21. http://www.alltime.ru/obj/brand/Chayka/5.jpg
  22. http://pstour.ru/uplimg/cat_tour_tour/yaroslavlw10.jpg
  23. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс. «ВАКО», М., 2005.
  24. Синова И.В. Золотое кольцо России. Справочник школьника. Изд-во «Литера». С.-Пб., 2008.