Цель:
- Обучающая
Задачи:
- расширить кругозор;
- обогащать словарный запас;
- развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
- развивать мышление, память и фантазию;
- учиться обобщать и выделять главное;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
Тип урока: введение нового знания.
Ход урока
1. Организационный момент
Приложение 1, Приложение 3, слайд 1
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
С вами все должны понять,
Много нового узнать.
2. Проверка домашнего задания
Слайд 2
– В прошлом учебном году мы побывали с вами в столице нашей Родины – городе Москве, в городе на Неве – Санкт-Петербурге, а также в российских городах, расположенных на реке Оке. Домашним заданием было вспомнить, что это за города.
Ответы детей.
3. Постановка цели урока
– Ребята, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей.)
– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам. Откройте учебник на стр.9 и давайте прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.(Читаем) И первый урок называется Золотое кольцо России. Слайд 3
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Катись, катись, колечко,
По краешку Земли,
От Северного моря
И голубой тайги,
По рощам и долинам
До волжских берегов,
Где древняя Россия
В названьях городов.
Владимир, тихий Углич,
Залесский Переславль,
Жемчужина России –
Нарядный Ярославль.
Ростов Великий, Суздаль
И Сергиев Посад…
Их имена как песня
Народная звучат.
Колечко золотое
Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей.) Слайд 4
– Целью нашего урока будет узнать какие города входят в Золотое кольцо и почему
оно называется кольцом.
Какие вопросы у вас появились, после того, как вы прочитали тему урока?
(Почему кольцо? Почему Золотое?)
Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы
детей.)
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы (предположения):
– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.
– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. Слайд 5
– Готовы? Тогда в путь! Руки на месте, ноги вместе, локти у края, спина прямая. (Напоминание о правильной осанке во время урока.)
4. Организация восприятия и осмысления новой информации
– Рассмотрите карту в учебнике на стр.10. Какие города мы с вами сегодня посетим?
Ответы детей.
– Мы отправляемся из главного города нашего государства. Как он называется?
– Почему Москву назвали златоглавою? Назовите дату основания Москвы. Кто считается основателем Москвы? Какие достопримечательности Москвы можете назвать?
Определите, в каком направлении мы будем двигаться, если следующим городом, который мы посетим, будет Сергиев Посад.? Ответы детей.
После каждой экскурсии на доске вывешиваем название того города, который мы посетили и отмечать в рабочей тетради основные его памятники.
1) Из Москвы мы отправляемся в Сергиев Посад – старинный русский город. (Слайд 10)
(Рассказ ученика-экскурсовода.) (Слайд 11)
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский – монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.
Стр.46 рабочей тетради. Запишите в рабочей тетради.
2) Далее мы оказываемся в Переславле – Залесском. (Слайд 12)
(Рассказ ученика-экскурсовода.) (Слайды 13–15)
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
Микроитог: Так же как и Москва был основан князем Юрием Долгоруким, Этот город считается местом рождения князя Александра Невского. Достопримечательностью города считается Горицкий монастырь, построенный в 12 веке.…На Плещеевом озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. Таблица в раб. тетради.
3) А теперь в Ростов. (Слайды 16, 17, 18)
(Рассказ ученика-экскурсовода.)
– Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр. 12
Микроитог: Этот город один из самых древних в Золотом кольце. Ещё в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Над озером Неро плывёт колокольный перезвон. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. А еще знаменит этот город ростовской финифтью.
Запишите в раб. тетради, а пока вы пишите давайте послушаем и мы красные звоны ростовских колоколов. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на площади Ростовского кремля. Слушаем.(релаксация)
Проверьте, так ли у вас получилось.
4) Следующая остановка – город Углич. Слайды 19, 20
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр. 13
Микроитог: Название горда произошло, возможно, от слова угол, так как река Волга, в этом месте изгибается, течёт под углом, В Угличе находится одна из первых построенных на Волге гидроэлектростанций, работает большой часовой завод «Чайка».
Таблица в раб. тетради, Проверьте( на доске карточки с достопримечательностями)
5) От Ростова Великого недалеко до Ярославля. (Слайд 21, 22, 23)
(Рассказ ученика-экскурсовода) прочитайте стр. 14
Микроитог: Самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом
Мудрым, имя которого и носит. В центре города стоит памятник Фёдору Григорьевичу Волкову – основателю первого в России общедоступного театра. Ярославль – родина русского театра.
Достопримечательностью города является церковь Ильи Пророка
Таблица в рабочей тетради.
6) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (Слайд 24, 25, 26.)
(Рассказ ученика-экскурсовода.)
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.стр.15
Микроитог: На плане можно заметить, что улицы в нем расположены в виде веера. В той части города, где они сходятся находятся старинные Торговые ряды. На берегу Волги находится Ипатьевский монастырь.
Таблица в рабочей тетради Слайд 27
Физкультминутка
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как мячик
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули.
7) Посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. Слайд 28, 29
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике. Стр.16
Микроитог: Плёс – город художников. Здесь находится музей Исаака Ильича Левитана, стоит ему памятник.
Таблица в рабочей тетради
8) А теперь побываем в Суздале. (Слайд 30,31,32,33)
(Рассказ ученика-экскурсовода.)
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.17
Микроитог: Суздаль – всемирно известный город – музей. Здесь находится музей деревянного зодчества.
Таблица в рабочей тетради
9) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире. Слайд34
(Рассказ ученика-экскурсовода) (Слайд 35, 36, 37, 38)
Прочитайте, что об этом говорится в учебнике стр.18
Микроитог: Стоит на берегу реки Клязьмы (приток Оки) В нём находится замечательный памятник старины – Золотые Ворота. По образцу Успенского собора во Владимире построен Успенский собор Московского Кремля.. На стенах Дмитриевского собора несколько сотен резных изображений.
Таблица в рабочей тетради
Физкультминутка.
Тра-та-та, тра-та-та (руки в боки, топаем на месте)
Растворялись ворота
А из этих из ворот вышел
МА-аленький народ (приседаем)
Один дядя вот такой (пальцы – очки у глаз),
А другой вот такой (сжимаем руки – держим штангу).
Одна тётя вот такая (гладим себя по голове),
А другая вот такая (встали на мысочки – балерина).
Один дедушка такой (сгорбленная спина)
Другой дедушка – такой (плечи расправили, голова высоко поднята).
Одна бабушка такая (сгорбленная спина)
А другая вот такая (расправленные плечи).
Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в наш родной город. Столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца. Слайд 39
5. Закрепление
1) Узнай город по описанию (рабочая тетрадь стр. 47 №3).Обменяйтесь
тетрадями, проверьте друг друга. Слайд
2) С имена каких великих людей связаны названия городов. (стр.47 №4). Проверьте
свою работу сами. Слайд
3) Кроссворд (Приложение 2)
6. Итог урока
А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали? Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо? Слайд 42, 43, 44
А что можете сказать относительно второго предположения? Почему это кольцо Золотое? Слайд 45
Прочитаем, что об этом говорится в учебнике на стр. 21.
Кто сможет подвести итог урока, что же мы с вами выяснили в конце нашего путешествия? Слайд 46
На северо-востоке Центральной России от Москвы расположено несколько древнерусских городов, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России.
Старинные русские города образуют на карте как бы окружность. В «Золотое кольцо» входят: Сергиев Посад, Ярославль, Переславль-Залесский,, Кострома, Ростов Великий, Плес, Владимир, Суздаль, Углич.
Вам понравилось наше путешествие? А можно наш урок назвать золотым? А у кого сегодня была золотая голова? В каком смысле я употребила это слово? Как вы это понимаете? =светлая
7. Домашнее задание
Слайд 47, 48
1) Выполнить задание в рабочей тетради на странице 48 №5.
2) Придумай 2-3 вопроса для викторины по городам Золотого кольца.
3) С помощью дополнительной литературы найди материал о достопримечательности
любого города Золотого кольца, о которой сегодня не упоминалось.
На следующем уроке мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Проследите дома по карте границу России и определите, о каких странах мы будем говорить.
Использованная литература и ресурсы Интернета
- http://www.scross.ru/img/1939010701.jpg
- http://web2.0kostroma.ru/img/ko1.jpg,
- http://www.region44.ru/images/map-kostroma.jpg
- http://web2.0ivanovo.ru/images/attach/b/3/22/404/22404033_ples_r1.jpg, http://ples.ru/pic/kostroma.jpeg
- http://www.osuzdale.ru/i/1.jpg, http://andreev.org/albums/Golden_Ring_2/images/251RU.jpg
- http://vladimirgorod.ru/i/1.jpg
- http://web2.0vladimir.ru/images/attach/b/3/28/943/28943303_IMG_7097.jpg
- http://www.scross.ru/img/1939010701.jpg
- http://golden-ring-of-russia.votravel.ru/images-nasayte/russia/shema.gif
- http://sobory.ru/photo/index.html?photo=1156
- http://www.samoffar.ru/pictures/spassat_1.jpg
- http://tourne.ru/uploads/posts/1192273014_2.jpg
- http://days.pravoslavie.ru/Images/ib288.jpg
- http://www.popovm.ru/fileadmin/jm_gal/art/peresl/p01.jpg
- http://insignia-r.narod.ru/dolgiy.jpg
- http://www.bustaxi.ru/excurtions/golden_ring/_exc_1143293631_exc_//rostov_kremlin.jpg
- http://www.samoffar.ru/images/finift_1.jpg
- http://www.photodom.com/ru/photo/624927
- http://venividi.ru/files/img/5596/0.jpg,
- http://map-site.narod.ru/uglich-1.jpg
- http://www.alltime.ru/obj/brand/Chayka/5.jpg
- http://pstour.ru/uplimg/cat_tour_tour/yaroslavlw10.jpg
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.
Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс. «ВАКО», М., 2005.- Синова И.В
. Золотое кольцо России. Справочник школьника. Изд-во «Литера». С.-Пб., 2008.