Обобщение и систематизация знаний по теме "Отношения и пропорции"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; усиление практической направленности изученной темы, проверка знаний, умений и навыков;
  • развивающие: формирование способности анализировать, обобщать, развитие навыков работы с тестами;
  • воспитательные: воспитывать культуру общения, формирование, навыков работы в парах, развитие внимания, аккуратности при выполнении заданий, воспитание критического отношения к результатам своей работы.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация урока

Решаем более сложные, но не менее интересные задачи;
изучение данных зависимостей имеет большое значение для последующего изучения математики, решения задач по химии и физике.
Все условия заданий и готовые решения учащиеся могут видеть на экране.

<Приложение 1>

2. Устная работа

1) 5 : 15 = 4 : 12

Верна ли пропорция? Почему? Составьте, используя данную пропорцию, 3 новые верные пропорции.

2) Решите уравнения.

12 : х = 4 : 6,
9/у = 3/16,
c : 70 = 5/7.

3) Учащимся предлагается выбрать из перечисленных зависимых величин прямо пропорциональные.

– путь, пройденный автомобилем с постоянной скоростью, и время ее движения;
– скорость движения автомобиля из пункта А в пункт Б и затраченное время;
– число рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую работу, и время выполнения этой работы;
– время работы станка и число изготовленных деталей (при постоянной производительности);
– количество прочитанных страниц в книге и количество страниц, которое осталось прочитать;
– дробь и ее знаменатель, если числитель не изменяется;
– дробь и ее числитель, если знаменатель не изменяется;
– возраст дерева и его высота.

Решить задачи (устно)

№1. На пошив 4 рубашек было затрачено 8.4 часа. Сколько времени будет затрачено на пошив 12 таких рубашек (при такой же производительности труда)?

На слайде 7

№2. Масштаб плана 1: 3000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной:

2 см,
5 см,
10 см.

Выберите из перечисленных ранее зависимых величин обратно пропорциональные.

Решить задачу (устно)

№3. С помощью 4 одинаковых труб бассейн заполняется водой за 48 минуты.

За сколько минут можно заполнить бассейн с помощью 12 таких труб?

Сколько труб достаточно, чтобы заполнить бассейн за 24 минуты?

3. Решение задач

Задача 1

а) у доски; б) самостоятельно с проверкой на экране.
Содержание соли в растворе составляет 32%.
а) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
б) Сколько килограммов раствора необходимо взять, чтобы он содержал 12,8 кг соли?

Учащийся записывает краткое условие на доске.
Краткое условие

  Количество процентов Вес
раствор 100 % 75 кг
соль 32 % Х кг

Решение:

100 / 32 = 75 / Х

Х = 24

Ответ: 24 кг.

б)

  Количество процентов Вес
раствор 100 % Х кг
соль 32 % 12,8 кг

Верное решение учащиеся проверяют готовому решению.

Решение:

100 / 32 = Х / 12,8

Х = 40

Ответ: 40 кг.

Задача 2

а) у доски; б) самостоятельно с проверкой на экране.
С помощью 12 комбайнов агрофирма наметила убрать урожай зерновых за 8 дней.

а) Сколько нужно таких же комбайнов, чтобы сократить сроки уборочной на 2 дня?
б) На сколько дней позже намеченного закончат уборочную 8 комбайнов?

количество комбайнов
 12 шт.
    Х шт.
количество затраченного времени
8 дней
8–2 дней

Решение:

12 / Х = 6 / 8

Х = 9

Решение части б) задачи можно проверить по готовому решению на экране

количество комбайнов
12 шт.
     8 шт.
количество затраченного времени
8 дней
Х дней

Решение:

12 / 8 = Х / 8

Х = 12

12 – 8 = 4 (д.)

Ответ: 9 дней, на 4 дня позже.

Задача 3

Учащиеся решают самостоятельно с проверкой по готовому решению.

В медной руде на 9 частей меди приходится 4 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,8 т меди?

количество частей
9 ч.
4 ч.
количество вещества
73,8 т
Х т

Решение:

9/4 = 73,8/х

Х = 32,8

Ответ: 32,8 т.

4. Самостоятельная работа

Вариант 1.

№864(1), 803(а).

Вариант 2.

№836, 803(в).
№864. Решите задачу, составив пропорцию.

В 2.5 кг баранины содержится 0,4 кг белков. Сколько килограммов белков содержится в 3.2 кг баранины?

2,5 – 0.4
   3,2 – х
х = 3,2*0.4/2.5 х = 0,512

№836. Решите задачу, составив пропорцию.

Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 часа со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?

50 – 0,5
  100 – х
х = 50*0,5/100 х = 0,25
№803(а)

4,5 : (3х) = 4 : 28
х = 4,5 * 28/12
х = 10,5

№803(в)

1,25 : 0,4 = 1,35 : (0,3х)
х = 1,35 * 0,4/0,375
х = 1,44

Решение проверяют учащиеся, обменявшись тетрадями с соседом по парте ручкой другого цвета. После такой проверки учитель показывает правильное решение на экране.

5. Домашнее задание состоит из двух частей:

1. №793,827,786,

2. Задача из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней?

Заранее распечатанный текст задачи раздаётся учащимся, по тексту на экране обсуждается условие.

Литература

  1. Учебник «Математика 6». Авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.
  2. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы. Авторы:А.И.Ершова, В.В.Голобородько.
  3. «Арифметика» Л.Ф.Магницкий.