Цели:
- образовательные
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация урока
Решаем более сложные, но не менее интересные задачи;
изучение данных зависимостей имеет большое значение для последующего изучения
математики, решения задач по химии и физике.
Все условия заданий и готовые решения учащиеся могут видеть на экране.
2. Устная работа
1) 5 : 15 = 4 : 12
Верна ли пропорция? Почему? Составьте, используя данную пропорцию, 3 новые верные пропорции.
2) Решите уравнения.
12 : х = 4 : 6,
9/у = 3/16,
c : 70 = 5/7.
3) Учащимся предлагается выбрать из перечисленных зависимых величин прямо пропорциональные.
– путь, пройденный автомобилем с постоянной скоростью, и время ее движения;
– скорость движения автомобиля из пункта А в пункт Б и затраченное время;
– число рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда некоторую
работу, и время выполнения этой работы;
– время работы станка и число изготовленных деталей (при постоянной
производительности);
– количество прочитанных страниц в книге и количество страниц, которое осталось
прочитать;
– дробь и ее знаменатель, если числитель не изменяется;
– дробь и ее числитель, если знаменатель не изменяется;
– возраст дерева и его высота.
Решить задачи (устно)
№1. На пошив 4 рубашек было затрачено 8.4 часа. Сколько времени будет затрачено на пошив 12 таких рубашек (при такой же производительности труда)?
На слайде 7
№2. Масштаб плана 1: 3000. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной:
2 см,
5 см,
10 см.
Выберите из перечисленных ранее зависимых величин обратно пропорциональные.
Решить задачу (устно)
№3. С помощью 4 одинаковых труб бассейн заполняется водой за 48 минуты.
За сколько минут можно заполнить бассейн с помощью 12 таких труб?
Сколько труб достаточно, чтобы заполнить бассейн за 24 минуты?
3. Решение задач
Задача 1
а) у доски; б) самостоятельно с проверкой на экране.
Содержание соли в растворе составляет 32%.
а) Сколько килограммов соли содержится в 75 кг раствора?
б) Сколько килограммов раствора необходимо взять, чтобы он содержал 12,8 кг
соли?
Учащийся записывает краткое условие на доске.
Краткое условие
Количество процентов | Вес | |||
раствор | 100 % | 75 кг | ||
соль | 32 % | Х кг |
Решение:
100 / 32 = 75 / Х
Х = 24
Ответ: 24 кг.
б)
Количество процентов | Вес | |||
раствор | 100 % | Х кг | ||
соль | 32 % | 12,8 кг |
Верное решение учащиеся проверяют готовому решению.
Решение:
100 / 32 = Х / 12,8
Х = 40
Ответ: 40 кг.
Задача 2
а) у доски; б) самостоятельно с проверкой на экране.
С помощью 12 комбайнов агрофирма наметила убрать урожай зерновых за 8 дней.
а) Сколько нужно таких же комбайнов, чтобы сократить сроки уборочной на 2 дня?
б) На сколько дней позже намеченного закончат уборочную 8 комбайнов?
количество комбайнов
12 шт.
Х шт.количество затраченного времени
8 дней
8–2 дней
Решение:
12 / Х = 6 / 8
Х = 9
Решение части б) задачи можно проверить по готовому решению на экране
количество комбайнов
12 шт.
8 шт.количество затраченного времени
8 дней
Х дней
Решение:
12 / 8 = Х / 8
Х = 12
12 – 8 = 4 (д.)
Ответ: 9 дней, на 4 дня позже.
Задача 3
Учащиеся решают самостоятельно с проверкой по готовому решению.
В медной руде на 9 частей меди приходится 4 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,8 т меди?
количество частей
9 ч.
4 ч.количество вещества
73,8 т
Х т
Решение:
9/4 = 73,8/х
Х = 32,8
Ответ: 32,8 т.
4. Самостоятельная работа
Вариант 1.
№864(1), 803(а).
Вариант 2.
№836, 803(в).
№864. Решите задачу, составив пропорцию.
В 2.5 кг баранины содержится 0,4 кг белков. Сколько килограммов белков содержится в 3.2 кг баранины?
2,5 – 0.4
3,2 – хх = 3,2*0.4/2.5 х = 0,512
№836. Решите задачу, составив пропорцию.
Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 часа со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если будет лететь со скоростью 100 км/ч?
50 – 0,5
100 – хх = 50*0,5/100 х = 0,25
№803(а)
|
№803(в)
|
Решение проверяют учащиеся, обменявшись тетрадями с соседом по парте ручкой другого цвета. После такой проверки учитель показывает правильное решение на экране.
5. Домашнее задание состоит из двух частей:
1. №793,827,786,
2. Задача из «Арифметики» Л.Ф. Магницкого. Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней?
Заранее распечатанный текст задачи раздаётся учащимся, по тексту на экране обсуждается условие.
Литература
- Учебник «Математика 6». Авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд.
- Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы. Авторы:А.И.Ершова, В.В.Голобородько.
- «Арифметика» Л.Ф.Магницкий.