Урок-практикум в 9-м классе "Уравнения, приводимые к квадратным"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Продолжить решать целые уравнения высших степеней.
  • Формировать умение решать целые уравнения методом введения новой переменной.
  • Развивать кругозор учащихся путем сообщения интересных фактов из истории математики.
  • Формировать и развивать умение работать в парах.
  • Развивать внимание и логическое мышление при выполнении заданий.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки с индивидуальными заданиями, Презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка целей и задач урока

– Сегодня на уроке мы продолжим решать уравнения высших степеней, и будем работать над формированием умения решать уравнения, приводимые к квадратным методом введения новой переменной.

3. Проверка домашнего задания. (на задней доске 4 человека решают по 1 уравнению).

№277, с. 77 из учебника

а)  (х2 + 3)2 – 11(х2 + 3) + 28 = 0.

Ответ: – 2; – 1; 1; 2.

б)  (х2 – 4х)2 + 9(х2 – 4х) + 20 = 0

Ответ: 2.

в)  (х2 + х)(х2 + х – 5) = 84.

Ответ: – 4; 3.

№ 2.7 (2), с. 113 ГИА, 2010

4 – 13х2 + 4 = 0.

Ответ: – 2;  – ; ; 2.

4. Устная работа (опрос по теории)

– Какое уравнение называется целым?  (Уравнения, в которых левая и правая часть являются целыми выражениями)
– Что называют степенью уравнения? (Степенью уравнения с одной переменной называют степень многочлена стандартного вида, записанного в левой части уравнения).
– Что называется корнем уравнения? (Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство).
– Сколько корней может иметь уравнение, если его степень равна 3? 4? (не более…)
– В каком случае квадратное уравнение имеет 2 корня? 1 корень? Не имеет корней?
– Перечислите методы решения целых уравнений. (Разложение на множители, введение новой переменной).

5. Устная практическая работа (на экране уравнения)

– Как решать каждое из уравнений?

а) х5 = х3
б) х3 – 3х2 – 4х + 12 = 0
в) х4 – 4х2 + 5 = 0      Как называется это уравнение?
г)  (х2 + 4х)(х2 + 4х – 17) = – 60

(Проверка д.з. на задней доске)

6. Решение уравнения (г) из устной практической работы (на передней доске ученик с подробным объяснением)

 (х2 + 4х)(х2 + 4х – 17) = – 60                    Ответ: – 6; – 5; 1; 2.

7. Работа по карточкам (у всех одинаковые, по 8 уравнений в каждой)

– Будем решать первые 4 уравнения.
– Давайте разберём, какую замену будем делать в каждом уравнении. (Можно подписать карандашом в своей карточке).
4 человека решают у доски, остальные в тетрадях, можно консультироваться с соседом по парте или  спрашивать меня.

  1. 2 – 7)2 – 4(х2 – 7) – 45 = 0.
  2. 2 + 4х)2 – 5(х2 + 4х) = 24.
  3. (+ 3) (– 4) + 10 = 0.
  4. 2 – 6х + 9)2 + (х – 3)2 = 3
  5. 2 + 2х)2 – 2(х2 + 2х) = 3.
  6. 2 – 10)2 – 3(х2 – 10) – 4 = 0.
  7. (2 – ) (4 – ) = 3.
  8. 2 + 4х + 4)2 + 3(х + 2)2 = 4.

– Кто быстро сделает – дополнительные карточки.

Проверка.

8. Интересные факты из истории математики

Немножко отдохнем.
Знаете ли вы, что…
– Гениальный французский математик Эварист Галуа, трагически погибший в 21 год, создал теорию алгебраических уравнений высших степеней. Эта теория оказала сильное влияние на развитие не только алгебры, но и всей математики. Интересно, что Галуа не имел специального математического образования.
– А вот какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (Грибоедов А.С.)

9. Выступление ученика с решением трудного уравнения (уравнение на 4 балла из 2 части экзаменационной работы за 9 класс).

Решение уравнения выполнено в форме презентации.

Найдите наименьший корень уравнения  (х + 3)4 + 3х2 + 18х – 1 = 0.

Решение:

(х + 3)4 + 3х2 + 18х – 1 = 0.
((х + 3)2)2 + 3х2 + 18х – 1 = 0.
2 + 6х + 9)2 + 3(х2 + 6х) – 1 = 0
Пусть х2 + 6х = а,
(а + 9)2 + 3а – 1 = 0
а2 + 21а + 80 = 0
Д = 121,
а = – 16      х2 + 6х = – 16    
а = – 5        х2 + 6х = – 5         х = – 5
х = – 1

Наименьшим корнем уравнения является  – 5.

Ответ: – 5.

10. Домашнее задание: оставшиеся уравнения из карточки; претендующим на «4» и «5»: ГИА за 2010г. с. 115 № 2.32(1), 2.33(1)

11. Итоги урока

–  Сегодня на уроке мы решали уравнения, приводимые к квадратным методом введения новой переменной. На следующем уроке вы будете выполнять  самостоятельную работу по данной теме.