Цель урока:
- научиться строить сочинение-описание внешности человека, изображенного на картине, на основе текста-образца;
- показать отличие описания от повествовательного типа речи;
- научиться использовать “портретную” лексику в высказывании.
ХОД УРОКА
1. Портрет художника В.А. Серова кисти Ильи Ефимовича Репина (Дополнительный материал к уроку. На усмотрение учителя).
Там, где звучат разговоры об искусстве, звук имени Серов и Девочка с персиками связаны по принципу условного рефлекса. Это значит, что Серов в искусстве и искусство в Серове именно в этом произведении явлены во всей полноте. Какие же свойства этого произведения обеспечили ему такую репутацию или, лучше сказать, легенду? Известно, что оно исполнялось, когда в памяти художника были живы впечатления о живописи старых мастеров, вынесенные из заграничного путешествия в Вену и Италию. "Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, - вспоминал Серов, - уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров". В этом вроде бы простом суждении, "свежесть живописи при полной законченности", скрыт вовсе даже не простой парадокс: "свежесть" - это трепет подверженного исчезновению, ускользающего, незавершенного мгновения, тогда как "законченность" - это буквально то, что приведено к концу, остановлено. И, стало быть, чтобы их осуществить вместе и одновременно, требуется воссоединение противоположно направленных усилий. Первая сторона этого единства обычно относится по ведомству импрессионизма (хотя неизвестно, какие конкретно образцы импрессионистической живописи Серов к тому времени знал). Импрессионистическими здесь являются свободная вибрация мазка, тонкослойная фактура, насыщенность световыми рефлексами, обилие фрагментарно изображенных предметов, впечатление как бы случайно кадрированного пространства. Вместе с тем формат холста близок квадрату; самое темное пятно - бант с цветком - отмечает геометрический центр квадрата, так что гвоздика буквально пригвождает фигуру к самой неподвижной точке изобразительного поля; фигура "прислонена" к вертикали, точно обозначающей середину от правой кромки холста до вертикали дверного проема. Далее можно отметить, как приближены к правильным прямым линии, очерчивающие силуэт розовой блузы, - фигура вписана в треугольник, устойчиво поставленный на прямую линию, обозначенную положенной на стол рукой, а эта линия строго параллельна горизонтали обрамления. Хитроумие мастера состояло в том, что это сопряжение противоположного произведено незаметно, образует гармоничное согласие: все обдуманное, сочиненное служит тому, чтобы создать иллюзию естественного распорядка жизни. Но соединенным как раз и оказалось абсолютно противоположное: прелесть преходящего мгновения со всеми признаками этой мгновенности (включая саму юность) - и непреходящая, существующая вне времени "эстетика числа", абстракция математического расчета. Тем самым художник осуществил мечту и главный парадокс новоевропейской фаустовской культуры - он остановил мгновение. И если, по крылатому слову Пушкина, "гений - парадоксов друг", то первое произведение художника - воистину проблеск гения и вполне достойно своей славы.
В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отобранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника - 15 портретов. “Только портреты, но это все лучшее”, - эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное.
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге.У Валентина рано проявились художественные способности. Его учителями были А.Кемпинг, а затем И.Репин. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, потом в Москве и Абрамцеве.
После поездки в Запорожье, в 1880 году, Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств.
Жизнь Серова в Абрамцеве оказала большое влияние на формирование его как художника. Здесь он создает свои знаменитые портреты - "Девочка с персиками", на котором изображена дочь Мамонтова Вера, и "Девушка, освещенная солнцем", портрет двоюродной сестры.
За картину "Девочка с персиками" Валентин Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств, второй портрет купил для своей коллекции П.Третьяков.
2. Беседа по картине.
Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?
Какой изображает художник комнату?
Как он пишет свет?
Как изображает девочку?
Опишите ее, используя эпитеты.
Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?
Какой изображает художник комнату?
Как он пишет свет?
Как изображает девочку?
Опишите ее, используя эпитеты.
Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.
В чем прелесть этой картины?
Что вы для себя открыли в этой картине?
Каким бывает белый цвет?
Каков фон картины?
Как художник передал слияние человека с миром?
3. Работа над лексикой сочинения.
1. От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись.
2. Какие глаголы используются для описания света в картине?
3. Объясните орфограммы в предложении:
В картине Серова “Девочка с персиками” не чувствуется ни искусственности, ни напряженности.
4. Словарная работа.
Масло, композиция, колорит, умение охватить сущность человеческого характера, силуэт, овал лица, нежнейшие оттенки, гармония красок.
5. Сравнение текстов.
1. Искусствоведческий текст Г.С. Арбузова.
1) Портрет Веры Мамонтовой писался в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы
Ивановича Мамонтова, куда Серов явился прямо из Италии, обуреваемый жаждой
творчества.
2) О необычайно приподнятом настроении, с которым Серов брался за портрет,
говорит его письмо, написанное из Венеции: 3) “В нынешнем веке пишут все
тяжелое, ничего отрадного. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное”. 4)
Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих
глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно
лежащие на столе руки – все это оставляет глубокий след в душе каждого человека,
любящего русского искусство. 5) Живопись необычайно проста. 6) Девочка в розовой
кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой
скатертью. 7) Рядом лежит нож, персики и листья, брошенные на стол. 8) Написаны
все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты.
9) На стене висит тарелка. 10) За окном сад в поздние дни лета. 11) Все кажется
простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! 12) Как
во всех этих позах сквозит неповторимая радость жизни! 13) С предельной
выразительностью передан свет, льющийся серебристым потоком из окна и
наполняющий комнату. 14) Этот свет сияет на стене и фарфоровой тарелке, бликами
отражаясь на спинках стульев, мягко ложась на скатерть, скользя по лицу и рукам.
15) Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту цельную среду, которая была
неотъемлемым свойством живописи молодого Серова.
2. Искусствоведческий текст И.Э. Грабаря.
Монография Игоря Грабаря "Валентин Серов": "Весной 1888 года Серов поехал в
Домотканово, где проработал все лето. Вскоре туда приехала из Одессы О.Ф.
Трубникова, и они были неразлучны до самой осени. Это лето оказалось в
творческом отношении не хуже предыдущего. Серов твердо решил продолжать линию
"Девочки с персиками" и принялся за поиски подходящего мотива. После долгих
колебаний он остановился на одном. Портрет Веруши Мамонтовой был писан в
комнате, в интерьере, теперь он задумал портрет на воздухе. Он несколько раз
приглядывался к своей двоюродной сестре Маше Симонович, когда она сидела на
скамье под развесистым деревом. Она ему очень нравилась, и он попробовал
порисовать ее, сделав несколько набросков и в альбоме в поисках задуманной
композиции, после чего начал с нее этюд. Все лето стояла солнечная погода. Он
работал с не меньшим жаром, чем год назад в Абрамцеве над портретом Веруши
Мамонтовой. Модель сидела под деревом, прислонившись к стволу старого дуба.
Часть фигуры была в тени от густой листвы, зрителю невидной; местами — на
кофточке, на поясе и синей юбке — играли солнечные зайчики. День — солнечный, но
не яркий. Погода была ровная, один день как другой, и Серов, не переставая,
писал июнь, июль и август, создав здесь второе свое значительное произведение,
не уступающее первому..."
(продолжение следует)
Беседа по искусствоведческим текстам.
- В каком из прочитанных вами текстов говорится о признаках портрета? Какой вопрос можно поставить к тексту?
- Как вы думаете, создавая текст, какую задачу ставил перед собой Г.С. Арбузов?
- Как вы считаете, в тексте Арбузова говорится о постоянных признаках, которые мы можем наблюдать одновременно, рассматривая портрет, или о последовательных действиях?
- Как автор сообщает нам о признаках портрета? Обратите внимание, как построены предложения, что является “новым”?
- Понаблюдайте, как развивается мысль в тексте, выделите “данное” и “новое” в предложении третьего абзаца.
- Какие языковые средства морфологического уровня (части речи) использует автор для выражения признакового значения?
- Какое место занимают в тексте эти “описательные” слова?
- Какой вывод можно сделать на основе данного наблюдения о типе данного текста? Обоснуйте своё мнение.
- Разновидность какого описания представляет этот текст? Докажите.
6. Самостоятельная работа.
А теперь обратимся к тексту
И.Э. Грабаря. Ещё раз прочитайте текст. Что нового вы узнали из него?
Самостоятельно проанализируйте текст и определите тип речи этого текста.
Составление плана и подбор эпиграфа
Эпиграф - изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.
План.
I. Вступление. _________________
II. Основная часть. _________________
1.
2.
3.
III. Заключение. _________________
7. Написание сочинения. (2 урок)