Педагогические задачи:
- Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности.
- Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.
- Уточнять представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнять. Развивать наблюдательность творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть ее красоту и неповторимость.
Цели проекта:
- познакомить детей с основными правилами поведения на природе, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдение мер ее охраны;
- углублять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе;
- познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности;
- формировать умения проектной деятельности:
- умение определять задачи для достижения цели;
- умение планировать свои действия;
- определять способы нахождения информации;
- развивать поисковую деятельность детей:
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение находить разные способы решения проблемных ситуаций; в процессе решения проблемы;
- развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности и дизайна;
- развивать способности к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию;
- воспитывать волевые качества, любовь к природе. Бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать умение сопереживать;
- совершенствовать уровень накопленных практических навыков;
- совершенствовать стиль партнерских отношений: умение работать командой, умение сопереживать, умение находить ответ путем обсуждения.
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Время работы над проектом: краткосрочный проект или проект средней продолжительности.
Режим работы: на занятиях по экологии, вне занятия , на прогулке, на занятии по ИЗО и т.д.
Материально-техническая и методическое оснащение: краски, кисти.
Дополнительно привлекаемые участники: музыкальный руководитель и т.д.
Знания и умения, необходимые для проведения проекта или самостоятельной работы:
- навыки, знания по экологии;
- умение рисовать.
Ход проекта
Вхождение в проблему.
На занятие приходит фея Природа. Грустная и расстроенная. Здоровается с детьми. Дети расспрашивают, что ее огорчило. Фея природа говорит о том, что она побывала в свох владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышала жалобные голоса растений. Все жалобы она написала в Жалобную книгу природы и предлагает детям узнать, кто и на что жалуется.
- Дети садятся полукругом, фея Природа открывает первую страницу (на ней нарисована елка и пеньки от елей). Жалоба ели: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли елки красавицы. Но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».
- Фея Природа приглашает детей (при помощи волшебной палочки) оказаться на лесной полянке. Она говорит, что раньше полянка была очень красивой, но пришли туристы и березку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой, бутылками. Как помочь полянке?
- Разгадывание кроссворда на тему охраны природы.
Воспитатель: Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зеленый наряд планеты. Это «легкие» планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей.
Давайте вместе рассмотрим репродукции картин. (Демонстрирует репродукции картин художников-пейзажистов.) Что изображено на них? Лес, поле, луг... Наша родная природа. Вам нравятся эти картины? Чем? Природа – это еще и красота, без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха. Не случайно создана Красная книга природы, куда занесены исчезнувшие, исчезающие, редкие, находящиеся под охраной государства растения. (Демонстрирует Красную книгу.) Почему обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому наряду планеты.
За один солнечный день один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг углекислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.
Лес растет очень долго, вырастить его очень трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.
Чем грозит елям приближение Нового года? Как мы можем им помочь? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.
Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы за солнцем, воздухом и ... букетами. Придет беда к растениям-первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.
Их дела полны отваги: заселяют гарь в лесу,
Забираются в овраги, не щадя свою красу.
Посмотри, как ярко светят, сколько здесь их – расспроси.
И они тебе ответят: «Как Иванов на Руси»!
Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке? Цветок изменив: то красный венчик, то синий венчик. (Медуница.)
Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать ее в букеты, любуйтесь ею в лесу. Какие же еще цветы можно увидеть и пробуждающемуся лесу?
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник.)
В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правило своим друзьям.
Кто из вас видел сон-траву? Где вы ее видели? Это очень красивый и нежный цветок. (Показывает иллюстрацию.) Прострел, или сон-траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья будто разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.
Почему это растение называют сон-травой? Его поникшие цветки будто спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон-траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает. (Демонстрирует цветное фото или слайд.)
Иногда, присев на полянке, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно-голубая фиалка. Знай, что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спешите потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картине? (Демонстрация.)
Колокольчики.
У лесной дорожки
Цветок на тоненькой ножке
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик!
Быстро вянут цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить красоту, чтобы и другие могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?
Стихотворение о черемухе.
Так давайте не будем ломать деревьев. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья, сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит растениям вред, чтобы не было случаев, подобных этому:
- Ах, как я люблю природу!
- Говорил Сережка.
Очень я люблю сирень
И рябину тоже.
И хотелось бы спросить
Тихо у Сережи:
- Кто сломал в саду сирень
И рябину тоже?
В заключение беседы воспитатель предлагает детям сажать на участке цветы и кустарники, и ухаживать за ними.
Или: Мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе. Каждый раз, слушая рассказы, читая газеты о редких растениях мы бкудем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый из нас еще и еще раз запомнил растения на тревожных страницах Красной книги.
Дидактическая игра «Запрещающиеся и разрешающие знаки».
Дидактическая игра «Что где растет».
Закончи предложение «Я люблю цветы, потому что я....»
Сюрпризный момент.
В группе появляется лесная Фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.
Под «Вальс цветов» П. Чайковского появляется Фея цветов, знакомиться с детьми, приглашает в страну цветов. Предлагает рассмотреть иллюстрации цветов и назвать их.
Приходит Лесовик и вручает карту-схему своих владение (план местности, на котором условными знаками отмечены места стоянок, где дошкольников ожидают задания и сюрпризы. Сопровождая детей по маршруту, лесовик обращает внимание на красоту природы, рассказывает о ее значении в жизни человека. Учить наблюдать.
Стоянка 1. «Азбука леса».
Хозяева леса. Правила поведения.
Воспитатель рассказывает сюжет из жизни девочек. Как однажды придя на луг, девочки воскликнули:
- Какой красивый луг! Сколько на нем цветов!
Подружки решили устроить соревнование: кто соберет самый большой и красивый букет.
Педагог спрашивает ребят, хорошее ли занятие нашли себе девочки? Всегда ли красивы большие букеты? Почему нельзя рвать много цветов на лугах и в лесах?
Следует объяснять детям, что на месте цветка образуются семена. Сорванный цветок семян не оставляет, Многие красивые растения стали сегодня редкостью и поэтому внесены в Красную книгу, хотя еще не давно они были широко распространены в природе. Сведения лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к плачевному результату. Из-за неумеренных сборов в Красной книге оказались ... .
Воспитатель: Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо. Хотите узнать, кто его прислал и что там написано? (Ответы.) Слушайте.
«Дорогие ребята! Я очень прошу вас помочь мне. Как? Об этом я расскажу, когда мы встретимся. Я живу в цветочном городе. Попасть ко мне вы сможете с помощью волшебного цветка, которому надо сказать волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Я жду вас. Фея цветов».
Где же нам взять волшебный цветок? Так вот он, в вазе какой прекрасный цветок! Думаю нам пора спешить на помощь Фее цветов. Давайте возьмем один лепесток, произнесем волшебные слова и перенесемся в Цветочный город.
Под музыкальное сопровождение дети произносят волшебные слова.
Воспитатель: Мы очутились в Цветочном городе. Как вы думаете, кто в нем живет? (Цветы.) Как же их зовут? (Рассматривают картинки с изображением разных цветов.)
Как зовут этого жителя?...
Воспитатель: Молодцы! Всех жителей Цветочного города вспомнили. Как же можно назвать их одним словом? (Цветы.) Вы знаете, как нужно ухаживать за цветами? Без чего они не смогут расти и радовать нас? (Ответы.) Верно. Вы знаете. Давайте вместе подведем итоги.
- Солнце согревает растения, дает им тепло.
- Почва, в которой находятся корни, обеспечивает растения питательными веществами.
- Вода поит растения, умывает их.
- Воздух нужен растениям – они, как и все живые существа. Дышат.
- И еще: растениям нужен уход, забота и любовь.
Но нужно знать и то, что мешает росту растений. Выслушивает ответы детей.
- Завод с дымящими трубами и грязными сточными водами, высокий забор (создающий тень).
Рука, тянущаяся к цветку, чтобы сорвать, автомобиль на траве, стадо коров и т.д.
Воспитатель: Хотите представить себя цветками? (Ответы.)
Психогимнастика «Цветок».
Вам понравилось быть цветком? Почему? (Красивые, изящные, прекрасные, разноцветные.) Мы с вами задержались. Пора, нас заждалась Фея Цветов.
Воспитатель включает музыку, произносит волшебные слова.
Воспитатель: Посмотрите, нас встречают Фея цветов.
Фея цветов. Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? Я очень рада, что вы пришли мне на помощь. Вы уже видели жителей моего города? Кто они? (Цветы.) Они вам понравились? (Ответы.) А давайте с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Цветы». Дыхательная и звуковая гимнастика.
Я пригласила вас, чтобы вы помогли мне в одном очень трудном, но полезном деле. Записать в книгу жалобы от растений.
Воспитатель: Нам пора прощаться с Феей цветов и возвращаться в детский сад. (Включает музыку, произносит волшебные слова.) Вот мы у себя и в группе. Посмотрите на выставку своих работ. Мы уже работали с бумагой, тканью, лентами, нитками. Сегодня мы будем рисовать букеты. (Включается «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».)
Дети рисуют.
Воспитатель: Какие красивые получились букеты! Вы сегодня очень постарались, сделали много полезных дел.
Музыкальная пауза. Звучит вальс цветов, дети берут цветные капроновые шарфики и импровизируют.
- Смотрите, что нарисовано на следующем лепестке? (Земной шар.)
Нужно вспомнить, какие бывают виды цветущих растений и где они растут.
Воспитатель крепит лист ватмана, разделенный на 3 части; на нем предварительно обозначены: лес, луг, дом.
Предлагает детям воспользоваться последним лепестком, произнести волшебные слова и открыть сундучок, подаренный Феей цветов.